Версия для печати 1015 Материалы по теме
БКД: достоинства проекта  и недостатки его реализации

Изменения, происходящие с нацпроектами, подтверждают тот факт, что они стали действующими и эффективными инструментами развития страны. Пример тому — нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД). Счетная палата пристально следит за его трансформациями, исполнением и выявляет нарушения.

32.jpg

Валерий Николаевич БОГОМОЛОВ, аудитор Счетной палаты РФ

Трансформация нацпроекта

Безусловно, нацпроект «Безопасные качественные дороги» оказывает большое влияние на транспортную инфраструктуру России. В его рамках в нормативное состояние приводят региональные дороги и улично-дорожную сеть 105 городских агломераций, строят новые участки дорог, мосты и путепроводы, внедряют интеллектуальные транспортные системы. Для удобства перемещения людей, в том числе с ограниченными возможностями, в процессе исполнения БКД в порядок приводят тротуары, бордюры, а также различные элементы автодорог — знаки, светофоры, ограждения и другое.

Нацпроект БКД — это развитие одноименного приоритетного проекта, стартовавшего в 2016 году. Он охватывал 36 субъектов РФ и 38 городских агломераций. Фактически за два года (2017–2018 годы) за счет принципиально нового подхода к реализации приоритетного проекта удалось увеличить долю дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативам, с 38 до 62%.

С 2019 года эстафету принял нацпроект БКД, который коснулся уже 83 субъектов РФ, 104 городских агломераций и был рассчитан до 2024 года. На момент своего старта он включал в себя четыре федеральных проекта: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».

В 2021 году по решению Президента РФ все нацпроекты были переформатированы. Паспорт нацпроекта БКД также претерпел существенные изменения, в том числе:

  • был значительно расширен перечень показателей;
  • откорректированы плановые значения уже имеющихся показателей (это количество погибших в результате ДТП, заключение контрактов жизненного цикла, использование новых технологий, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения);
  • в нацпроект включены два новых федеральных проекта, направленных на развитие федеральной магистральной сети и модернизацию пассажирского транспорта в городских агломерациях.

Кроме того, к 83 субъектам-участникам присоединился город Санкт-Петербург.

Итоги и планы

Основные цели нацпроекта БКД к концу 2024 года — это доведение до нормативного состояния 85% дорог городских агломераций и не менее 50,9% региональных дорог, снижение количества погибших в ДТП до 2,12 человека на 10 тысяч транспортных средств, строительство и реконструкция 945 километров федеральных трасс. А также обновление пассажирского транспорта и линейной инфраструктуры в городских агломерациях. На указанные цели направляются значительные объемы государственных средств.

По итогам 2021 года кассовое исполнение нацпроекта БКД за счет средств федерального бюджета составило более 364 миллиардов рублей. Регионы направили практически 303 миллиарда рублей. От 15 тысяч до 16,5 тысячи километров дорог ежегодно, а в общей сложности более 48 тысяч километров удалось отремонтировать за три года реализации нацпроекта БКД.

Более 364 млрд руб. — кассовое исполнение нацпроекта БКД по итогам 2021 года за счет средств федерального бюджета; около 303 млрд руб. составили средства регионов

Недостатки реализации

В целях всестороннего, полного и объективного анализа нацпроекта БКД Счетная палата РФ осуществляет комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Несмотря на достаточно успешную реализацию нацпроекта БКД, к сожалению, хочу отметить наличие значительного количества нарушений и недостатков, выявленных по итогам проведенных проверок:

  • завышение начальных (максимальных) цен контрактов;
  • оплата невыполненных работ и работ ненадлежащего качества;
  • признаки нецелевого использования бюджетных ассигнований дорожных фондов;
  • предоставление недостоверной отчетности;
  • отсутствие синхронизации в ряде субъектов Российской Федерации национальных проектов, включающих мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения и создание комфортной среды проживания;
  • в отдельных регионах наблюдается увеличение ДТП и тяжесть их последствий на автодорогах, на которых проводились ремонтные работы, в связи с отсутствием сопутствующих работ по их обустройству — пешеходные переходы, барьерные ограждения, дорожные знаки, шумовые полосы и другие.

Естественно, такие материалы мы направляем в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер, составляем представления по устранению выявленных нарушений, протоколы об административных правонарушениях.

Также хотелось бы отметить недостаточность средств в регионах, направляемых на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Например, объем бюджетных ассигнований на указанные цели в среднем по проверенным субъектам РФ не превышает 30% от нормативной потребности. Такая ситуация может привести к тому, что регионами не будет обеспечена на должном уровне сохранность автодорог, на которых в том числе проводились ремонтные работы.

В заключение хотел бы отметить результаты плодотворного взаимодействия Счетной палаты с Минтрансом России и Росавтодором. По нашим рекомендациям они оперативно обеспечивают внесение изменений в нормативные правовые акты, осуществляют корректировку паспортов нацпроекта и федеральных проектов, входящих в его состав. Это, безусловно, положительно влияет на качество реализации нацпроекта БКД в целом.

Поделиться