Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов российских регионов остается достаточно стабильной на протяжении последних десяти лет. Рассмотрим вклад конкретных налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ за последнее десятилетие.
Андрей Дмитриевич ПИСКУНОВ, управляющий директор агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР)
Структурные трансформации отечественной экономики, а именно рост доли несырьевого сектора и процессы импортозамещения, не изменили вклад отдельных налоговых источников в бюджеты регионов. В 2021 году, как и в 2010 году, 60% налоговых и неналоговых доходов (ННД) региональных бюджетов по-прежнему формировались за счет налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. В то же время доли налога на имущество организаций или налога на имущество физических лиц оставались неизменными и в совокупности не превышали 10% от ННД.
Среднее и медианное значения долей упомянутых налогов в структуре ННД практически не отличаются на протяжении всего исследуемого периода — с 2010 по 2021 год (таблица), и разрыв между минимальными и максимальными долями источников налоговых доходов в структуре региональных бюджетов сохраняется неизменным за последние десять лет. По налогу на прибыль лидерство стабильно удерживает Тюменская область (до 67% от ННД), а последние строчки рейтинга стабильно остаются за семью республиками Северного Кавказа, а также республиками Тыва и Алтай (менее 10%).
Таблица. Доли налога на прибыль, НДФЛ и налога на имущество организаций в консолидированном бюджете регионов, %
Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете регионов |
2010 |
2018 |
2021 |
Среднее |
23 |
24 |
27 |
Медиана |
22 |
24 |
26 |
Доля НДФЛ в консолидированном бюджете регионов |
2010 |
2018 |
2021 |
Среднее |
37 |
36 |
34 |
Медиана |
37 |
36 |
35 |
Доля налога на имущество организаций в консолидированном бюджете регионов |
2010 |
2018 |
2021 |
Среднее |
9 |
10 |
8 |
Медиана |
8 |
10 |
7 |
Аналогичная ситуация складывается и по поступлениям НДФЛ в региональные бюджеты. Разрыв между максимальной и минимальной долями также сохраняется на протяжении последнего десятилетия. Последние строчки по такому параметру, как вклад НДФЛ в доходы региональных бюджетов, занимают удаленные и малонаселенные субъекты РФ: минимальный вклад наблюдается в Ненецком автономном округе и Тюменской области. При этом лидерство принадлежит Камчатке, Тыве и республикам Северного Кавказа.
Дисперсия доли НДФЛ в доходах региональных бюджетов значительно ниже, чем для доли налога на прибыль. У подавляющего большинства субъектов РФ доля НДФЛ в доходах незначительно отличается от среднего или медианного значения по стране в целом. Вместе с тем дисперсия долей налога на прибыль в структуре доходов региональных бюджетов гораздо выше, и доля налога на прибыль в ННД может быть больше или меньше среднего значения в несколько раз.
Вывод
Стабильность структуры налоговых доходов региональных бюджетов, с одной стороны, облегчает задачу бюджетного планирования и обеспечивает предсказуемость доходов бюджетов. С другой стороны, такая стабильность свидетельствует об отсутствии существенных структурных сдвигов в доходной части региональных бюджетов. Рост несырьевых секторов экономики и процессы импортозамещения пока не оказали существенного влияния на налоговые доходы субъектов, и региональные бюджеты подвержены тем же рискам, характерным для экономики соответствующего региона, что и десять лет назад.
Основным источником волатильности доходов региональных бюджетов является налог на прибыль, который непосредственно транслирует колебания рыночной конъюнктуры в показатели региональных бюджетов. НДФЛ, напротив, играет роль стабилизатора доходной базы регионов. Ряд субъектов РФ, экономика которых характеризуется высокой долей государственного сектора, смогли преодолеть кризис за счет стабильных поступлений НДФЛ, взимаемого с зарплат бюджетников.
Другим стабилизирующим фактором для доходной части региональных бюджетов могли бы стать поступления налога на имущество организаций. Однако лишь для небольшого количества регионов данная статья доходов играет существенную роль в общей структуре доходов. Как правило, это регионы, экономика которых имеет ярко выраженную сырьевую направленность, то есть поступления по данному налогу формируются за счет имущественного комплекса добывающих компаний. У подавляющего же большинства регионов налог на имущество организаций не превышает 7% ННД.