25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 3 март 2022 — 11 марта 2022

Региональное развитие в РФ

Версия для печати 530 Материалы по теме
Региональное развитие в РФ

В статье рассматривается существующее распределение в Российской Федерации бюджетных средств и возникающие в процессе этого подхода проблемные моменты.

40.jpg

Денис Аркадьевич БЕССОНОВ, начальник отдела ревизии, аудита и методического обеспечения Уральского федерального университета, аудитор, DipIFR, кандидат экономических наук

Из курса школьных предметов нам известно, что целое состоит из множества частиц, что без их сбалансированного соотношения невозможно иметь и здоровый организм — когда вирусы начинают преобладать, организм заболевает. Аналогичные параллели можно провести и с экономикой. Экономика Российской Федерации — это совокупность экономик более мелких уровней (региональных, организаций, домохозяйств и отдельных личностей). Экономика в целом здорова, находится в расцвете, когда все отдельные ее элементы чувствуют себя хорошо, когда всем хватает заработанного и не возникает дефицитов ликвидности, инвестиций и прочего.

И если в рыночной экономике ресурсы переходят в распоряжение лиц, производящих товары (работы, услуги) по наиболее оптимальным ценам и оптимального качества (покупатель голосует рублем), то распределение общественного богатства (в частности, в виде налогов) — это процесс забюрократизированный, шаблонный. Очевидно, что он не может быть произвольным — от данных решений зависит жизнь и здоровье граждан. И от того, какие принципы заложены в этом шаблоне, будет зависеть, какой регион какой кусок общего пирога получит. Давайте рассмотрим существующее распределение бюджетных средств в РФ и отметим его недостатки.

Существующий порядок

Начнем с начала — бюджетная система Российской Федерации, как и бюджетная система любого независимого государства, существует за счет налогов. Так как у нас три уровня бюджетов — федеральный (включая внебюджетные фонды), региональный и местный, — то распределение происходит двумя способами. Либо поступления от отдельных налогов полностью идут в соответствующий бюджет, либо устанавливаются проценты отчислений в несколько бюджетов от одного налога. Примеры распределения поступлений от налогов между регионами РФ можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1. Примеры распределения налоговых поступлений в разные бюджеты РФ

Налог

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Местный бюджет

НДС, %

100

Налог на прибыль, %

10

90

Акцизы на табак, %

100

Акцизы на крепкий алкоголь, %

16

84

Акцизы на бензин, %

12

88

Налог на добычу нефти и газа, %

100

Налог на добычу железной руды, %

83

17

Налог на доходы физических лиц, %

85

15

Налог на имущество организаций, %

100

Налог на игорный бизнес, %

100

Транспортный налог, %

100

Земельный налог, %

100

Налог на имущество физических лиц, %

100

Таким образом, региональные бюджеты получат больше, если: организации из данного региона получат больше прибыли, население купит больше крепкого алкоголя или бензина, жители региона будут больше зарабатывать, регион получит право на размещение игорной зоны и так далее. А местные бюджеты получат больше, если жители начнут активно скупать землю, начнут богатеть.

При существующем порядке распределения народных богатств руководитель соответствующего уровня — губернатор или мэр — чаще всего не может повлиять на наполняемость своего бюджета. Инструментами регионального или местного уровня практически невозможно поднять уровень благосостояния населения, увеличить прибыльность компаний и пр.

При этом самые лакомые кусочки пирога попадают в федеральный бюджет. Речь о наиболее стабильных по собираемости и наиболее существенных по суммам НДС и налоге на добычу полезных ископаемых. Вопрос их распределения — острая повестка сегодняшнего дня.

Чтобы предложить какой-либо подход, сначала следует разобраться, на какие цели могут быть потрачены бюджетные средства. Эти цели определяют наши законодатели — депутаты разных уровней в ежегодных законах (решениях) о бюджете на очередной год. В частности, это:

  • финансовое обеспечение работы государственных органов власти и государственных учреждений, судов, Государственной думы;
  • обеспечение обороны и правопорядка;
  • социальная поддержка населения;
  • охрана окружающей среды;
  • обеспечение возможности получения бесплатного образования и медицинской помощи;
  • поддержка развития культуры;
  • пропаганда и развитие физической культуры и спорта;
  • поддержка и развитие теле- и радиовещания;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • межбюджетные трансферты;
  • на реализацию различных проектов (национальных программ).

Как можно заметить, подавляющее большинство бюджетных расходов связано с людьми — чем больше населения проживает на территории, тем больше бюджетных расходов должно быть. Исключение составляют лишь военные расходы, погашение долга и межбюджетные трансферты, а также различные проекты по развитию определенных территорий.

Диспропорции расходов

Если денежные бюджетные расходы субъектов РФ за 2020 год (в совокупности с местными бюджетами и бюджетами территориальных фондов ОМС) сопоставить с численностью их населения, то становится очевидной диспропорция бюджетных расходов регионов (таблица 2). Получается, что наибольшее превышение бюджетных расходов над средним уровнем наблюдается в Москве (7,95% от всех общих расходов по РФ), Тюменской области с ХМАО и ЯНАО (2%), Якутии (1,02%) и Московской области (0,96%). Причем в Тюменской области и Якутии, по всей видимости, на картину влияют реализуемые проекты по добыче нефти и газа, а также по разработке месторождений алмазов.

Таблица 2. Сопоставление бюджетных расходов и численности населения регионов, 2020 г.

Субъект РФ

Население, чел.[1]

Бюджетные расходы, руб.[2]

Бюджетные расходы на 1 человека, руб/чел

Бюджетные расходы на 1 человека в целом по РФ в среднем, руб/чел

Превышение над средним, % от всех расходов по РФ

Недофинансирование, % от всех расходов по РФ

1

2

3

4 = 3/2

5 = 3 (итого) / 2 (итого)

6 = (4 — 5)* 2/3 (итого)

7 = (5 — 4)* 2/3 (итого)

Республика Адыгея

463 167

46 464 296 420

100 319

136 363

0,00

0,08

Республика Алтай

220 954

36 253 066 760

164 075

0,03

0,00

Республика Башкортостан

4 013 786

316 936 645 853

78 962

0,00

1,16

Республика Бурятия

985 431

167 615 369 212

170 093

0,17

0,00

Республика Дагестан

3 133 303

214 436 998 349

68 438

0,00

1,07

Республика Ингушетия

515 564

43 586 777 225

84 542

0,00

0,13

Кабардино-Балкарская Республика

869 191

75 472 853 964

86 831

0,00

0,22

Республика Калмыкия

269 984

34 233 842 014

126 800

0,00

0,01

Карачаево-Черкесская Республика

465 357

45 126 822 362

96 972

0,00

0,09

Республика Карелия

609 071

123 404 154 711

202 610

0,20

0,00

Республика Коми

813 590

153 982 052 194

189 262

0,22

0,00

Республика Крым

1 901 578

248 716 778 274

130 795

0,00

0,05

Республика Марий Эл

675 332

62 859 655 680

93 080

0,00

0,15

Республика Мордовия

778 965

92 744 297 631

119 061

0,00

0,07

Республика Саха (Якутия)

981 971

336 262 565 161

342 436

1,02

0,00

Республика Северная Осетия — Алания

693 098

66 235 482 332

95 564

0,00

0,14

Республика Татарстан

3 894 120

425 667 408 765

109 310

0,00

0,53

Республика Тыва

330 368

59 821 659 854

181 076

0,07

0,00

Удмуртская Республика

1 493 356

206 116 988 465

138 023

0,01

0,00

Республика Хакасия

532 036

67 719 140 972

127 283

0,00

0,02

Чеченская Республика

1 497 992

147 116 808 750

98 209

0,00

0,29

Чувашская Республика

1 207 875

100 814 131 403

83 464

0,00

0,32

Алтайский край

2 296 353

183 571 238 298

79 940

0,00

0,65

Забайкальский край

1 053 485

131 254 346 275

124 591

0,00

0,06

Камчатский край

311 667

124 493 602 760

399 444

0,41

0,00

Краснодарский край

5 683 947

506 754 607 938

89 155

0,00

1,35

Красноярский край

2 855 899

406 376 943 576

142 294

0,08

0,00

Пермский край

2 579 261

273 538 281 675

106 053

0,00

0,39

Приморский край

1 877 844

230 853 343 574

122 935

0,00

0,13

Ставропольский край

2 792 796

244 279 885 755

87 468

0,00

0,69

Хабаровский край

1 301 127

239 012 172 385

183 696

0,31

0,00

Амурская область

781 846

129 133 811 097

165 165

0,11

0,00

Архангельская область, включая Ненецкий АО

1 127 051

260 565 147 247

231 192

0,54

0,00

Астраханская область

997 778

84 044 771 133

84 232

0,00

0,26

Белгородская область

1 541 259

166 724 905 942

108 174

0,00

0,22

Брянская область

1 182 682

108 086 765 712

91 391

0,00

0,27

Владимирская область

1 342 099

107 553 576 818

80 138

0,00

0,38

Волгоградская область

2 474 556

227 170 117 996

91 802

0,00

0,55

Вологодская область

1 151 042

138 409 643 336

120 247

0,00

0,09

Воронежская область

2 305 608

230 167 334 455

99 829

0,00

0,42

Ивановская область

987 032

94 722 509 322

95 967

0,00

0,20

Иркутская область

2 375 021

360 678 521 386

151 863

0,18

0,00

Калининградская область

1 018 624

173 479 728 541

170 308

0,17

0,00

Калужская область

1 000 980

115 854 393 111

115 741

0,00

0,10

Кемеровская область — Кузбасс

2 633 446

293 326 388 734

111 385

0,00

0,33

Кировская область

1 250 173

129 181 769 051

103 331

0,00

0,21

Костромская область

628 423

67 449 844 262

107 332

0,00

0,09

Курганская область

818 570

88 099 064 186

107 626

0,00

0,12

Курская область

1 096 488

125 559 374 938

114 510

0,00

0,12

Ленинградская область

1 892 711

229 040 503 635

121 012

0,00

0,15

Липецкая область

1 128 192

109 948 715 662

97 456

0,00

0,22

Магаданская область

139 034

109 072 426 597

784 502

0,45

0,00

Московская область

7 708 499

1 242 298 745 640

161 160

0,96

0,00

Мурманская область

732 864

179 799 116 976

245 338

0,40

0,00

Нижегородская область

3 176 552

383 749 913 981

120 807

0,00

0,25

Новгородская область

592 415

77 988 883 919

131 646

0,00

0,01

Новосибирская область

2 785 836

374 181 654 185

134 316

0,00

0,03

Омская область

1 903 675

262 646 239 142

137 968

0,02

0,00

Оренбургская область

1 942 915

165 788 531 330

85 330

0,00

0,50

Орловская область

724 686

89 386 896 376

123 346

0,00

0,05

Пензенская область

1 290 898

120 835 980 347

93 606

0,00

0,28

Псковская область

620 249

83 646 299 216

134 859

0,00

0,00

Ростовская область

4 181 486

339 604 503 261

81 216

0,00

1,16

Рязанская область

1 098 257

105 611 881 367

96 163

0,00

0,22

Самарская область

3 154 164

325 173 725 121

103 093

0,00

0,53

Саратовская область

2 395 111

211 088 418 166

88 133

0,00

0,58

Сахалинская область

485 621

214 375 197 295

441 445

0,74

0,00

Свердловская область

4 290 067

522 590 231 050

121 814

0,00

0,31

Смоленская область

921 127

120 090 359 075

130 373

0,00

0,03

Тамбовская область

994 420

100 269 256 459

100 832

0,00

0,18

Тверская область

1 245 619

122 517 210 094

98 358

0,00

0,24

Томская область

1 070 339

156 933 564 744

146 620

0,06

0,00

Тульская область

1 449 115

164 311 082 221

113 387

0,00

0,17

Тюменская область,
включая автономные округа

3 778 053

914 285 616 987

241 999

2,00

0,00

Ульяновская область

1 218 319

131 030 459 652

107 550

0,00

0,18

Челябинская область

3 442 810

330 143 638 175

95 894

0,00

0,70

Ярославская область

1 241 424

162 276 729 593

130 718

0,00

0,04

Москва

12 655 050

3 310 128 299 876

261 566

7,95

0,00

Санкт-Петербург

5 384 342

822 798 840 518

152 813

0,44

0,00

Севастополь

509 992

62 249 017 584

122 059

0,00

0,04

Еврейская автономная область

156 500

30 242 752 344

193 244

0,04

0,00

Чукотский АО

49 527

46 289 222 612

934 626

0,20

0,00

Итого

146 171 015

19 932 323 799 054

146 171 015



[1] По состоянию на 1 января 2021 года — rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bul_Chislen_nasel_MO-01-01-2021.rar.

[2] За 2020 год, по данным формы 0503373 «Консолидированный отчет о движении денежных средств» — roskazna.gov.ru/upload/iblock/736/KBSRF-na-01.01.2021-god.zip.

Таким образом, структурные диспропорции в бюджетных расходах наиболее сильно смещены в сторону Москвы и немного меньше в сторону Московской области. Причем они не являются лидерами по сумме бюджетных расходов на одного человека, среди которых абсолютные лидеры — Чукотка (935 тысяч рублей на человека) и Магаданская область (785 тысяч рублей на человека). Но суммарные расходы по данным регионам значительно отстают от Москвы и Московской области.

Если есть регионы, которые позволяют себе расходовать так много, то, конечно, есть и субъекты, находящиеся на другом полюсе. Среди регионов, испытывающих хроническое недофинансирование, находятся Краснодарский край (1,35% от общих расходов по всей РФ), Ростовская область и Республика Башкортостан (по 1,16%), Республика Дагестан (1,07%).

При этом отметим, что в расчетах не учтены расходы федерального бюджета в размерах порядка 20 триллионов рублей за 2020 год (за исключением сумм межбюджетных трансфертов), которые в конечном счете тоже оседают в конкретных регионах. Но так как они направлены преимущественно на реализацию социальных проектов (борьба с бедностью), на формирование государственного оборонного заказа и выплат военнослужащим, на финансирование дефицита пенсионного фонда, на реализацию иных крупных федеральных проектов и содержание чиновников[1], то нельзя утверждать об их сосредоточении только в Москве и Московской области. Хотя значительная их доля в расходах двух упомянутых регионов вполне ожидаема, учитывая, что решения о расходовании этого бюджета принимаются в Москве[2].

Вывод

Изложенное демонстрирует явный перекос в бюджетном финансировании среди регионов РФ. Когда в Москве запускают в год не по одной станции метро, у нас в стране есть много городов, только мечтающих о таком виде транспорта. Когда в Москве обновляют автобусный парк, в некоторых городах продолжают ездить на полуразваливающемся транспорте. Когда в Москве украшают улицы к Новому году или строят новую магистраль, всем остается только завидовать. Когда учителя в столице получают в разы больше своих коллег из провинции, это, наверное, неправильно.

Россия — это не только Москва, и об этом важно помнить, в том числе при планировании бюджетных расходов. Учитывая экономическую неоднородность развития территорий РФ, целесообразно выводить на первый план именно стимулирующую функцию межбюджетных отношений.



[1] Федеральный закон от 25 октября 2021 года № 361‑ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год».

[2] Более подробный анализ расходов федерального бюджета по субъектам РФ получить не удалось в силу отсутствия соответствующих данных в открытых источниках.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно