№ 3 март 2022 — 11 марта 2022

Централизация учета. Опыт УФК по Алтайскому краю

Версия для печати 592 Материалы по теме

Федеральное казначейство с 2018 года реализует масштабный проект по централизации учетных функций федеральных органов исполнительной власти. Это одно из приоритетных направлений деятельности ведомства по совершенствованию системы государственного управления и повышению эффективности управления расходами федерального бюджета. Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство провели мероприятия по совершенствованию нормативной базы, в полной мере регламентирующей бизнес-процессы и процедуры при централизованной модели ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

44.jpg

Галина Михайловна МОРОЗОВА, заместитель руководителя УФК по Алтайскому краю

45.jpg

Елена Сергеевна ЛЯГИНА, начальник отдела централизованной бухгалтерии УФК по Алтайскому краю

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 153[1] выполнение централизуемых полномочий обеспечивается посредством ГИИС «Электронный бюджет» в части подсистем учета и отчетности, учета нефинансовых активов и управления оплатой труда, а также интеграции с другими информационными системами. Информационное взаимодействие при осуществлении централизуемых полномочий показано на рисунке 1.

46.jpg

Реализация постановления № 153

Передача полномочий проходила в три этапа, начиная с 2018 и по 2021 год. Всего в соответствии с постановлением № 153 Казначейству России передали полномочия 50 ФОИВ.

47.jpg

В Сибирском федеральном округе Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ переданы полномочия 113 территориальных органов ФОИВ общей штатной численностью более 16 тысяч единиц. В период с 2019 по 2021 год УФК по Алтайскому краю (далее — Управление) приняты централизуемые полномочия по начислению оплаты труда, ведению бюджетного учета и формированию отчетности 10 территориальных органов ФОИВ (далее — субъекты учета).

Управление в полном объеме обеспечило выполнение мероприятий, связанных с организацией работ по передаче централизуемых полномочий, предусмотренных утвержденными дорожными картами, детализированными планами мероприятий, планами технологического обеспечения. В рамках мероприятий дорожных карт Управление провело анализ организации ведения бюджетного учета и формирования отчетности каждого субъекта учета. Было отмечено более 60 недочетов, требующих устранения. В том числе:

  • формирование номеров отдельных счетов бюджетного учета в части включения кодов бюджетной классификации Российской Федерации не соответствовало требованиям Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 6 декабря 2010 года № 162н;
  • не организовано ведение бюджетного учета:
    • по счету 21004 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет», предназначенному для учета учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета, расчетов с органом Федерального казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде;
    • по счету 40160 «Резервы предстоящих расходов», предназначенному для обобщения информации о состоянии и движении сумм резервов, возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск;
    • аналитический учет по счету 20500 «Расчеты по доходам» не велся по видам доходов (поступлений) в разрезе плательщиков, правовых оснований возникновения расчетов и соответствующих им сумм. Это является нарушением требований Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 года № 157н;
    • суммы начислений по протоколам об административных правонарушениях, вступившим в законную силу, отражались в бюджетном учете по факту кассового поступления взысканий, а не в момент возникновения требований к плательщикам;
    • ведение инвентарных карточек учета нефинансовых активов осуществлялось с нарушением требований приказа Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н: в них отсутствовала необходимая информация;
    • отдельным сотрудникам осуществлялись выплаты, не предусмотренные федеральным законом о государственной гражданской службе и ведомственными приказами по оплате труда работников, переведенных на новые системы оплаты труда;
    • отдельные ежемесячные надбавки, входящие в состав денежного содержания государственных гражданских служащих, не округлялись до целого рубля в сторону увеличения в нарушение требований указа Президента РФ от 19 сентября 2019 года № 463.

Характеристика субъектов учета, передавших полномочия в УФК по Алтайскому краю

  • Общая штатная численность — 2054 единицы;
  • общее количество обособленных подразделений — 145;
  • общее количество земельных участков — 83 913, в том числе имущество казны — 83 866;
  • общее количество объектов недвижимости — 1382, в том числе имущество казны — 1211;
  • общее количество транспортных средств — 245;
  • общее количество материально-ответственных лиц — 596.

Шесть субъектов учета из 10 являются межрегиональными.

Субъектам учета было рекомендовано провести анализ дебиторской задолженности по доходам на предмет наличия признаков просроченной и нереальной к взысканию задолженности в целях принятия решения по ее списанию. Кроме того, обращено внимание на необходимость ведения кадрового учета в ЕИСУКС в полном объеме в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 256.

За период принятия полномочий Управлением была проделана большая работа по изучению и внедрению технологических бизнес-процессов в ГИИС «Электронный бюджет», адаптации сотрудников отдела централизованной бухгалтерии к новым полномочиям, организации взаимодействия с субъектами учета в части устранения выявленных замечаний.

Справка

За время централизации учета сотрудниками Управлений Федерального казначейства по субъектам Сибирского федерального округа принято, проверено и отражено в бюджетном учете более 1,7 миллиона первичных документов, сформировано и своевременно представлено более 50 тысяч форм бюджетной, налоговой, статистической и иной отчетности.

В Алтайском крае аналогичные показатели составляют более 263 тысяч первичных документов и более 6,9 тысячи форм отчетности.

Штатная численность отдела централизованной бухгалтерии Управления за трехлетний период со дня образования не увеличивалась, и в среднем на обслуживание одного субъекта централизованного учета приходится два бухгалтера Управления. Исходя из практики исполнения полномочий по ведению учета, в целях снижения трудозатрат и сокращения рискоемких операций предлагаются решения по оптимизации хозяйственной деятельности субъектов учета:

  • получение почтовых услуг путем заключения государственных контрактов без использования почтовых марок;
  • оплата проезда и проживания при нахождении сотрудников в служебных командировках путем заключения государственных контрактов;
  • укрупнение государственных закупок для нужд субъектов учета;
  • аутсорсинг отдельных видов услуг (например, транспортных услуг, уборка помещений и т. д.);
  • получение электронных подписей и работа в ГИИС «Электронный бюджет» всех участников бизнес-процессов;
  • сокращение количества материально ответственных лиц.

Итоги централизации

Результат от внедрения модели централизации бюджетного учета очевиден:

  • повышение достоверности бюджетной отчетности: единая методология позволяет стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;
  • обеспечение достоверности бюджетного учета, в том числе дебиторской задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части восстановления «скрытой» задолженности и детализации в разрезе контрагентов;
  • переход на начисление оплаты труда на основании данных ЕИСУКС, повышение качества и полноты кадрового учета;
  • организация юридически значимого электронного документооборота без использования бумажных носителей;
  • формирование электронных унифицированных форм первичных учетных документов с использованием сервиса «Управление командированием»;
  • повышение финансовой дисциплины за счет технологической и функциональной централизации учетных процедур и бизнес-процессов;
  • оптимизация ресурсов учреждения для выполнения функциональных задач и проведения внутреннего финансового аудита путем доступа к любому первичному учетному документу, регистру бюджетного учета, отчетной форме удаленно;
  • возможность визуализации и анализа использования бюджетных средств в подсистеме информационно-аналитического обеспечения ГИИС «Электронный бюджет», позволяющей субъектам учета оперативно принимать эффективные управленческие решения, обеспечивать контроль финансовой дисциплины и снижать финансовые риски.

Перспективы

УФК по Алтайскому краю обеспечено размещение на ЕПБС РФ бюджетной отчетности (администраторов доходов по переданным полномочиям главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) за 2021 год — 660 форм

Модель централизации учетных функций в Федеральном казначействе находится в развитии. Приобретенный опыт ведения централизованного бюджетного учета будет тиражирован в среднесрочной перспективе на:

  • федеральные бюджетные и автономные учреждения в составе ФОИВ, курируемых Правительством РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • субъекты РФ, муниципальные образования, созданные ими государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения.


[1] Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений».


Поделиться