Версия для печати 568 Материалы по теме
Новые инициативы граждан — новые ориентиры для власти

Реализация выдвинутых гражданами инициативных проектов в соответствии с установленными законодательством о местном самоуправлении требованиями — логичное продолжение выстраиваемого органами власти курса на внедрение инициативного бюджетирования в бюджетный процесс. Привлечение граждан к решению вопросов местного значения и распределению бюджетных средств — это эффективный способ получения обратной связи от жителей города, позволяющий сохранять фокус бюджетной политики муниципалитета на человеке, с его приоритетами и потребностями.

Маргарита Александровна НОВИКОВА, директор департамента финансов Администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Бюджет Сургута Online

Реализация инициативного бюджетирования в Сургуте началась в 2017 году под руководством департамента финансов с создания проекта «Бюджет Сургута Online». Проект предусматривал двухуровневый механизм учета мнения жителей города при отборе общественных инициатив, который заключался в суммировании результатов голосования населения и критериальной оценке специально созданного коллегиального органа — Народного совета, состоящего из представителей общественности.

В процессе реализации проекта ежегодно устанавливался период приема инициатив граждан (май — сентябрь), затем проводился конкурсный отбор и подведение итогов (октябрь — декабрь) с утверждением перечня инициатив, реализация которых осуществлялась в следующем финансовом году. Большинство реализованных в данный период проектов были направлены на обустройство спортивными площадками территорий муниципальных учреждений и благоустройство общественных пространств. Но были и креативные, направленные на общегородские цели и проблемы проекты. Например, такие как установка электронных табло на автобусных остановках, городская профилактическая акция против выпадения детей из окон, обеспечение центра для размещения бездомных животных «Переправа» будками и вольерами и другие. За все время действия проекта «Бюджет Сургута Online» было реализовано 33 инициативы граждан, объем средств, направленный на их осуществление, составил 65,2 миллиона рублей.

Новая модель

2021 год можно назвать годом «гибридных» практик, поскольку на уровне муниципалитета одновременно осуществлялась реализация инициатив граждан в рамках проекта «Бюджет Сургута Online», отобранных в 2020 году, и инициативных проектов, внесенных в соответствии с новыми правовыми условиями. В данный переходный период много усилий было направлено на сохранение положительных результатов, достигнутых ранее в условиях отсутствия правового регулирования практики инициативного бюджетирования на федеральном уровне.

С 2021 года согласно изменениям законодательства на федеральном уровне муниципалитет провел работу по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы. К наиболее важным положениям процедуры выдвижения и реализации инициативных проектов мы относим следующие:

  • инициативный проект может быть внесен инициативной группой, юридическим лицом (в том числе НКО), индивидуальным предпринимателем, органом территориального общественного самоуправления;
  • стоимость одного проекта за счет средств местного бюджета не может превышать 7 миллионов рублей, однако может быть увеличена до 10 миллионов по итогам подготовки проектной документации;
  • в целях синхронизации процесса рассмотрения и конкурсного отбора местная администрация принимает инициативные проекты в последние два рабочих дня каждого месяца;
  • инициативные проекты, поддержанные администрацией после 1 апреля текущего года, планируются к реализации в очередном году с учетом состава работ, часто требующих подготовки проектной документации, их сезонности, а также времени, необходимого на проведение закупочных процедур.

В новых правовых условиях координация деятельности по реализации инициативного бюджетирования уже не могла осуществляться только лишь силами финансового органа. В этой связи было принято решение вовлечь в процесс организации выдвижения и рассмотрения инициативных проектов учреждение, занимающееся комплексной работой с населением, — МКУ «Наш город». На него возложены функции по оказанию информационной и консультационной поддержки жителям по вопросам, связанным с внесением инициатив, и содействию инициаторам.

Проблемные вопросы

Первый год практики реализации инициативных проектов оценен нами положительно. В 2021 году гражданами было внесено на рассмотрение 10 инициативных проектов. Семь из них получили поддержку: два проекта выполнены в отчетном году, реализация пяти запланирована на 2022 год. Еще три проекта были отозваны инициаторами в процессе рассмотрения. Динамика основных показателей реализации инициативного бюджетирования в Сургуте представлена в таблице.

Таблица. Динамика основных показателей реализации инициативного бюджетирования в Сургуте

Показатель, характеризующий реализацию практики инициативного бюджетирования

Период проведения муниципального конкурса, гг.

Итого

2017–2018

2019

2020

2021

Всего

Инициативы «Бюджет Сургута Online»

Инициативные проекты (новые правовые условия)

Инициативы «Бюджет Сургута Online»

Инициативные проекты (новые правовые условия)

Количество поступивших инициатив, инициативных проектов, ед.

35

44

47

25

10

161

151

10

Количество инициатив, отобранных для реализации, ед.

10

10

9

9

7

45

38

7

Количество реализованных инициатив, ед.

9

8

9

7

2

35

33

2

Общая стоимость реализованных инициатив, млн руб., из них:

10,60

17,60

22,40

14,60

8,20

73,40

65,20

8,20

— бюджетных средств

9,30

16,10

22,40

14,50

8,10

70,40

62,30

8,10

— средств граждан

1,30

1,50

0,03

0,07

0,10

3,00

2,90

0,10

В это же время мы не можем не обратить внимание на проблемные вопросы, сдерживающие, на наш взгляд, широкое распространение механизма инициативных проектов как прозрачного, простого и эффективного способа участия граждан в реализации вопросов местного значения:

  1. Сложный механизм организации собрания граждан в муниципалитетах с большой численностью населения. Указанная проблема вызывает все большие опасения в свете проекта нового закона о местном самоуправлении, рассматриваемого в настоящий момент Государственной думой, которым данный способ выявления мнения граждан установлен как обязательный. Сокращение количества возможных форм выявления мнения граждан, доступных для инициатора, негативно скажется на количестве выдвигаемых проектов, их типологии и вариативности стоимости.
  2. Несовершенство нормативного правового регулирования. Действующая редакция Федерального закона № 131‑ФЗ и проект нового закона о местном самоуправлении устанавливают закрытый перечень оснований для отказа от поддержки инициативного проекта. Кроме того, в них нет толкования такого основания для отказа, как «наличие возможности решения описанной в инициативном проекте проблемы более эффективным способом» и четких критериев этой эффективности. При этом обоснование предложений по решению проблемы и предложенный способ реализации, описанные в инициативном проекте, могут основываться на неподтвержденных или некорректных исходных данных либо не всегда оказывают прямое влияние на решение этой проблемы, однако отказать в поддержке инициативного проекта местная администрация не имеет права.

Сложный механизм организации собрания граждан вызывает все большие опасения, так как проект нового закона о МСУ, рассматриваемый в настоящий момент Госдумой, данный способ выявления мнения граждан устанавливает как обязательный.

Несмотря на указанные сложности, инициативное бюджетирование не только имеет огромный потенциал, как способ повышения социальной активности и выявления первоочередных потребностей и интересов населения на местном уровне, но и является свидетельством изменений системных подходов к функционированию бюджетной сферы. Использование данного финансового инструмента ставит перед органами местного самоуправления новые задачи, достижение которых требует применения неординарных подходов в рамках строго регламентированных норм действующего законодательства для местных администраций. И уже в недалеком будущем успешная реализация данной практики может стать одним из самых важных факторов повышения уровня доверия граждан к властным структурам, а также укрепления положительного имиджа органов местного самоуправления.

Поделиться