Валерий Дмитриевич ДЗГОЕВ, руководитель объединенной редакции издательского дома «Бюджет»
Еще будучи действующим финансистом, работая руководителем финансового органа субъекта РФ, я обратил внимание на то, что в России нет книг по теории государственных (муниципальных) финансов. Потом, читая иностранную литературу, я выяснил, что во всем мире это называется общественные, или публичные, финансы. С тех пор прошло более 20 лет, и так получилось, что за эти годы я имел такие предметные разговоры о недостатке теоретического материала для входящих в нашу профессию практически со всеми, кто может влиять на содержание образовательных программ в экономических и финансовых вузах. Но по большому счету ситуацию изменить не удалось, то есть полный курс общественных финансов читается, по нашим данным, только в Российской экономической школе и Высшей школе экономики.
Хотелось бы пояснить, что по общемировой практике преподавание имеет дело с позитивной экономической теорией и нормативной экономической теорией. Позитивная экономическая теория описывает существующее положение дел. То есть студентам дают представление о том, как все работает сейчас, по сути, пересказывают Бюджетный кодекс. А нормативная экономическая теория не только объясняет экономические явления и события, но призвана прежде всего способствовать выработке экономической политики, необходимого образа действий, принятию рациональных решений. Она показывает, что будет, если произойдет определенное событие, как бороться с негативными последствиями каких-то явлений. И во всем мире в вузах читают именно нормативную экономическую теорию.
Хочу сказать, что издательскому дому «Бюджет» удалось купить авторские права, перевести и издать три учебника по общественным финансам зарубежных авторов. Например, классика теории общественных финансов Ричарда Масгрейва. Кстати, автор последней книги, которую мы перевели, Джонатан Грубер, пишет, что экономическая теория в конечном итоге — это наука о роли правительств в экономике. И это нам особенно важно понимать сейчас, когда наша страна испытывает и, по всей видимости, будет испытывать еще большие проблемы с экономическим ростом. Именно поэтому позиция финансистов в правительствах очень высокая, кстати. Еще в одном западном учебнике есть параграф «Юридическое равенство и фактическое превосходство министра финансов над остальными министрами», здесь объясняется, почему так оно есть. Потому что министр финансов формирует бюджет, исполняет его, имеет прямой доступ к премьер-министру.
Вот на все это я пытался и пытаюсь обратить внимание. Еще один момент — экономисту, финансисту необходимо знать высшую математику. Все написанные иностранными учеными учебники показывают, что их авторы легко оперируют математическими формулами. Без их знания сложно, а иногда невозможно понять суть какого-то экономического процесса.
Что касается издательского дома «Бюджет», то считаю, что мы вносим весомый вклад в развитие и совершенствование финансово-экономического образования в стране. В апреле этого года мы уже в десятый раз будем проводить Васильевские чтения. Постоянная, сквозная тема форума — «Общественные финансы: наука и практика». То есть мы создали площадку, на которой ученые и действующие финансисты могут обсудить насущные проблемы и вместе найти выход из сложившейся ситуации. А далее несколько региональных и муниципальных финансистов расскажут о том, какие они испытывают проблемы с кадрами и как пытаются их решить.