Ирина Юрьевна ЯРЦЕВА — первый заместитель генерального директора ИД «Бюджет», действительный муниципальный советник
— Ирина Юрьевна, насколько сейчас для муниципальных финорганов актуален кадровый вопрос? Остро ли стоит задача пополнения коллективов молодыми специалистами?
— Это всегда острый вопрос. Коллективы обновлять надо постоянно. Во-первых, подготовка молодых профессионалов необходима для преемственности в профессии. Во-вторых, на младших должностях, как правило, работает именно молодежь.
Бюджетный процесс в принципе финансистам преподают, но студентам не читают курсов по теории государственных финансов
Впрочем, сейчас проблема с кадрами особенно остра. К сожалению, мы имеем большую текучку кадров.
— Какие причины увольнения они при этом называют?
— Основных причин три. Первая — мне не платят столько денег, на сколько я работаю. Вторая — огромный объем работы и ненормированный рабочий день. Третья — мне это неинтересно, я понял, что это не мое.
Сегодняшняя молодежь очень стрессоустойчива к смене не только места работы, но и направления деятельности. Для них сменить коллектив, организацию или фирму психологически не сложно, и они очень быстро принимают решение как прийти на работу, в нашем случае в финорган, так и уйти из него. А бюджетный процесс сложен, он непрерывный, и полный его цикл занимает год. И в итоге не только мы не можем оценить, хороший этот новичок специалист или не очень, какие у него перспективы, сильные и слабые стороны, сможет научиться или не сможет. Но и он сам, не пройдя цикл до конца, не может сделать объективный вывод, подходит ему эта работа или нет.
Есть и еще один момент. Раньше мы принимали на работу молодежь по собеседованию. Теперь это не работает. Молодежь сегодня настолько подкована в разговорном жанре, так умеет себя презентовать, что мы вынуждены были перейти на тесты, которые показывают реальные навыки и знания претендента на вакансию.
— В каких вопросах, по мнению работодателя, соискатели имеют пробелы?
— По опыту скажу, что молодежи очень не хватает, я бы сказала, элементарных и базовых навыков. К примеру, они не могут писать деловые письма. Даже не знают, где взять информацию о том, как составлять такие письма. Хотя, казалось бы, что проще в век информационных технологий. У них в дипломе нет ряда специальных курсов, дающих общую практическую подготовку специалистов. При этом практика в финоргане тоже не решение проблемы — приходят на нее единицы, из них далеко не все возвращаются к нам после окончания вуза.
Поэтому новичков мы обучаем с самого начала. Практика показала, что лучше все-таки принять молодого специалиста, без опыта работы, на младшую должность, и обучить его с нуля. Причем лучше взять именно вчерашнего студента, потому что он легко обучаем, имеет светлую голову, в которую достаточно легко вложить необходимые практические знания, чем переучивать тех, кто уже работал где-то в другой сфере.
Впрочем, предпочтения предпочтениями, а на муниципальном уровне мы теперь рады уже любым претендентам, лишь бы как-то заполнить имеющиеся вакансии. А они в муниципальных финорганах, к сожалению, постоянно есть, и регулярно добавляются новые.
— А что с теоретическими знаниями?
— Теории тоже не хватает. То есть они знают, что есть три уровня бюджета, и, пожалуй, на этом все. Бюджетный процесс в принципе финансистам не преподают. Им не читают курсов ни по государственным, ни по муниципальным финансам. Даже спецкурсов практически нигде им не читают. Разве что в МГУ начали вводить обучение, которое позволит хотя бы в теории понимать процессы, которые происходят в органах управления.
Вузы, готовящие финансистов, должны обязательно читать своим студентам курсы по теории госфинансов и по теории налогов. И хотя бы ряд спецкурсов по отраслевым направлениям, например муниципальные финансы, деловое письмо и т. д. Это необходимый минимум.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА