№ 3 март 2022 — 11 марта 2022

Подготовке кадров — особое внимание

Версия для печати 538 Материалы по теме
Подготовке кадров —  особое внимание

Цели развития общества, реализуемые в настоящее время посредством национальных проектов, без кадрового обеспечения не могут быть достигнуты. Это справедливо для любой отрасли городского хозяйства, и общественные финансы тут не исключение.

Андрей Аркадьевич ДАНЦ, заместитель мэра города Ярославля — директор департамента финансов, заслуженный экономист РФ

В последние годы резко возросла сложность выполнения стоящих перед работниками муниципальных финансовых органов задач. Мы оказываем содействие в решении экономических и социальных вопросов, отвечаем за эффективное управление общественными финансами и за экономное использование финансовых ресурсов, поступающих в соответствующие бюджеты. Мы осуществляем контроль за своевременным и целевым использованием бюджетных средств и пр. Значимость темы кадров для финорганов трудно переоценить.

«Национальные цели развития и национальные проекты как инструменты достижения этих целей не смогут быть реализованы без кадрового обеспечения работы. Мы понимаем, что, поскольку значительная, можно сказать, большая часть работы будет и должна быть сосредоточена в регионах, там и должен появиться этот кадровый потенциал, который обеспечит нам реализацию поставленных задач».

В. В. Путин, на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию,

февраль 2020 года

Для полноценной работы сотруднику муниципального финоргана необходимо на должном уровне обладать знаниями бюджетного законодательства, отдельных отраслевых федеральных законов и подзаконных нормативных актов к ним. Если работник является муниципальным служащим, то дополнительно от него требуется знание федеральных законов «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции». Для осуществления контрольных функций, возложенных на финансовый орган частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, финансистам необходимо знание норм и требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и умение применять их в работе, в том числе при необходимости давать разъяснения муниципальным заказчикам.

Таким образом, с учетом специфики указанных выше законов, их сложности, объема и частых изменений перед руководителями финансовых органов стоит непростая задача. Им необходимо постоянно заботиться о повышении профессиональных знаний и навыков работников, проводить для коллектива экономические учебы и обсуждения законодательства.

Быстро изучить все нормы законодательства, применяемого в работе финансовых органов, сложно. Поэтому в Ярославле сформирован сводный перечень документов с указанием основных статей, знание которых необходимо на начальном этапе

Подобрать же для работы в муниципальных финансовых органах готового специалиста очень сложно. Ведь необходимое образование дают только филиалы Финансового университета при Правительстве РФ (ранее базовое образование, необходимое для работы в бюджетной сфере и в финансовых органах, можно было получить в Юрьев-Польском техникуме, расположенном во Владимирской области). Специалисты, окончившие этот вуз, наиболее подготовлены для работы в финансовых органах в отличие от выпускников других учебных заведений. Однако либо число выпускаемых филиалами Финуниверситета специалистов не закрывает имеющуюся потребность, либо выпускники не особо стремятся работать в финансовых органах муниципалитетов.

Неудивительно, что новым работникам, впервые принятым на службу в финансовые органы, для исполнения на должном уровне своих обязанностей приходится одномоментно изучать большой объем законодательных актов. Очевидно, что это вовсе не облегчает задачу и не ускоряет вхождение их в полноценный рабочий ритм.

О формировании перечня нормативных документов

За короткий промежуток времени изучить все нормы законодательства, применяемого в деятельности финансовых органов, сложно. Поэтому департамент финансов мэрии Ярославля сформировал сводный перечень документов с указанием основных статей законодательства, знание которых необходимо на начальном этапе. Также мы создали расширенный перечень статей законодательства, которые понадобятся сотрудникам финоргана в дальнейшей работе. При этом весь перечень нормативных актов сгруппирован по уровням: федеральный, региональный и муниципальный (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1. Перечень федеральных законов, знание которых необходимо сотруднику финансового органа
на начальном этапе работы

Наименование документа

Реквизиты документа

Основные нормы

На начальном этапе

В дальнейшей работе

Федеральный уровень

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Закон от 6 октября 2003 года № 131‑ФЗ

Статьи 2, 7, 16, 16.1, 17, 19, 28, 34, 35, 52

Полностью

Бюджетный кодекс

Закон от 31 июля 1998 года № 145‑ФЗ

Статьи 2, 3, 5, 6, 9, 10, 15, 41, 61.2, 62, 86

Статьи 20, 21, 23.1, 40, 160.1, 160.2, 215.1, 218, 219, 220.1, 236.1, 242.14, 264.1, 264.2

О муниципальной службе в Российской Федерации

Закон от 2 марта 2007 года № 25‑ФЗ

Статьи 2, 8, 9, глава 3

Полностью

О противодействии коррупции

Закон от 25 декабря 2008 года № 273‑ФЗ

Статьи 1, 12, 13

Полностью

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Закон от 5 апреля 2013 года № 44‑ФЗ

Статьи 1, 3, 24, 38, 93, 99

Статьи 34, 35, 37, 44

Таблица 2. Законы о наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями Российской Федерации
и субъекта РФ, включенные в перечень законодательных актов регионального уровня

Наименование документа

Реквизиты документа

Основные нормы

На начальном этапе

В дальнейшей работе

Региональный уровень

О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ

Закон Ярославской области от 24 ноября 2008 года № 56-з






Статьи 2, 5

О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области

Закон Ярославской области от 16 декабря 2009 года № 70-з






Статья 5, глава 2

Таблица 3. Документы муниципального уровня, основами которых необходимо владеть сотрудникам финансового органа муниципального образования на начальном этапе работы

Наименование документа

Реквизиты документа

Основные нормы

На начальном этапе

В дальнейшей работе

Муниципальный уровень

Об Уставе города Ярославля

Решение муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 года № 42

Статьи 2,7, 68, 69, 82, 87, 88, 89, 98

Полностью

Об утверждении Положения о департаменте финансов мэрии города Ярославля

Решение муниципалитета города Ярославля от 20 марта 2007 года № 408

Разделы 2 и 3

Полностью

Об условиях (системе) оплаты труда и порядке формирования фонда оплаты труда работников органов городского самоуправления

Решение муниципалитета города Ярославля от 8 февраля 2006 года № 195

Полностью

Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле

Решение муниципалитета города Ярославля от 17 декабря 2007 года № 600

Полностью

Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих города Ярославля

Постановление мэрии от 28 июня 2011 года № 1765

Полностью

О Регламенте департамента финансов мэрии города Ярославля

Приказ от 1 марта 2013 года № 68

Полностью

Так, по мнению департамента финансов мэрии города Ярославля, на начальном этапе работы в финансовых органах целесообразно изучение документов, приведенных в таблице 1. В целом же указанный в трех таблицах перечень включает в себя основные 20 нормативных актов, без знания которых невозможно, по нашему мнению, осуществление профессиональной деятельности в финансовом органе.

Об обучении работников и оценке полученных знаний

При приеме на работу мы доводим до вновь принимаемых сотрудников указанный перечень документов. Эти материалы работники изучают самостоятельно. Результат изучения и применения норм законодательства в деятельности сотрудника старшие коллеги оценивают на собеседованиях и во время экономических учеб в управлениях и отделах департамента финансов. Эти мероприятия мы проводим по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. По результатам собеседований и экономических учеб при необходимости молодым сотрудникам старшие, более опытные коллеги дают пояснения по нормам законодательства, понимание которых вызвало затруднения.

Не надо думать, что все внимание мы сосредоточили только на новичках. Уровень знаний всех работников департамента оценивается при проведении плановых аттестаций муниципальных служащих — это происходит раз в три года. По результатам аттестации, если необходимо, сотрудники получают рекомендации, как повысить профессиональные знания. Аттестация влияет на карьеру — показавших хороший результат сотрудников включают в кадровый резерв, из состава которого выбирают работников при появлении вакансий на вышестоящие должности муниципальной службы. Один из этапов аттестации — тестирование. Оно позволяет определить уровень владения базовыми компетенциями сотрудника, необходимыми для прохождения муниципальной службы.

В обязательном порядке вновь принимаемых на муниципальную службу работников направляем на повышение квалификации. Обучение они проходят по образовательным программам, которые в очной форме проводит муниципальное автономное учреждение города Ярославля «Институт развития стратегических инициатив» (indsi.ru). Институт много лет обучает не только вновь принимаемых работников финоргана Ярославля, но и не реже одного раза в три года — всех муниципальных служащих города. Институт имеет много различных программ, в том числе и по компьютерной грамотности. Также он реализует обучение в рамках муниципальной программы «Развитие муниципальной службы и международного муниципального сотрудничества в системе городского самоуправления». Учебный процесс завершается тестированием. Успешно прошедшие обучение специалисты получают удостоверение установленного образца.

Результаты проводимой работы

Освоение работниками навыков подготовки презентационных материалов, их постоянное самосовершенствование, работа в информационном пространстве приносят свои плоды. Как результат финорган начиная с 2014 года собственными силами, без привлечения специалистов из сторонних организаций готовит информационные материалы для граждан. В доступной и понятной форме мы делаем инфоматериалы по проекту бюджета города, по утвержденному бюджету и по отчету об исполнении бюджета города за отчетный год. Все это мы размещаем в открытом доступе в интернете — на официальном портале города в разделе «Финансы», подраздел «Бюджет для граждан» (city-yaroslavl.ru/city/finance/byudzhet-dlya-grazhdan), и на страницах департамента финансов. Материалы позволяют гражданам знакомиться как с основными показателями главного финансового документа муниципального образования, так и с ключевыми понятиями бюджетного законодательства и в целом способствуют повышению финансовой грамотности населения.

72.jpg

В прошлом году в преддверии Дня финансиста, который мы ежегодно отмечаем 8 сентября, работники департамента также собственными силами подготовили серию видеороликов, которые размещены в открытом доступе на страницах департамента финансов сайта мэрии города. В роликах мы рассказали горожанам о нашей работе, о задачах, которые стоят перед структурными подразделениями департамента как финансового органа мэрии Ярославля.

73.jpg

В номинации «Лучший проект местного бюджета для граждан» среди юридических лиц департамент финансов мэрии Ярославля получил диплом I степени и денежный приз. Это уже вторая награда департамента финансов в конкурсах. И это результат постоянно принимаемых нами мер по формированию у работников навыков достойного представления нашей работы в информационном пространстве.


Работа по повышению профессионального уровня сотрудников финоргана в части подготовки информационных материалов для граждан была не единожды высоко оценена на региональном уровне. Так, в Ярославской области в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню финансиста России, ежегодно проходит конкурс, призванный привлечь внимание граждан и организаций региона к вопросам информирования населения об управлении общественными финансами, к повышению уровня бюджетной и финансовой грамотности горожан. В 2021 году в конкурсе было шесть номинаций для юридических и физических лиц. Заявки подали 43 участника, представившие как индивидуальные работы, так и коллективные — от групп авторов и рабочих коллективов организаций. Всего в конкурсе приняли участие восемь муниципальных образований Ярославской области (yarregion.ru/depts/depfin/tmpPages/news.aspx?newsID=339).

74.jpg

В целях привлечения выпускников вузов на работу в финансовые органы, для повышения престижа муниципальной службы руководство департамента финансов ежегодно участвует в организуемых Ярославским филиалом Финансового университета при Правительстве РФ встречах со студентами. В рамках этих встреч мы знакомим студентов с работой финансиста, с основными задачами финансовых органов. Несколько раз в департаменте финансов мы проводили дни открытых дверей. Отдельные студенты вузов проходят у нас практику. Работники департамента участвуют в подготовке дипломных работ практикантов, готовят отзывы.

В заключение стоит отметить, что благодаря комплексному решению данной проблемы, организации всей вышеперечисленной работы, текучесть кадрового состава департамента финансов незначительна. В коллективе доля молодежи в возрасте до 30 лет составляет порядка 30% общей численности, около 35% — сотрудники, чей возраст находится в пределах от 30 до 45 лет. Сотрудники, имеющие большой стаж работы в сфере финансов, обучают молодые кадры, передают опыт, растят достойную смену.


Поделиться