Челябинск вошел в первую тройку городов Национального рейтинга прозрачности закупок — 2021. О том, какие меры и наработки позволили городу занять в рейтинге лидирующие позиции, «Бюджету» рассказала Надежда Сергеевна РЫЛЬСКАЯ, заместитель главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам.
— Надежда Сергеевна, что позволило Челябинску получить высокие оценки экспертов Национального рейтинга прозрачности закупок?
— Челябинск ежегодно принимает участие в Национальном рейтинге прозрачности закупок и на протяжении трех лет занимает в нем лидирующие позиции. Участие в данном проекте — очень значимое мероприятие для нас, позволяющее получить независимую и объективную оценку проведенной работе по развитию контрактной системы. Хорошие результаты, на мой взгляд, достигнуты благодаря тому, что в городе внедрена централизованная модель закупок и большое внимание уделяется повышению уровня квалификации заказчиков.
В соответствии с Концепцией перехода к контрактной системе в городе Челябинске, утвержденной в 2013 году, у нас внедрена централизованная модель закупок. Функции уполномоченного органа в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков города возложены на Управление муниципальных закупок Администрации Челябинска (далее — Уполномоченный орган). Кроме своей главной задачи — проведение закупок, Уполномоченный орган осуществляет методическую, правовую и консультационную поддержку заказчиков, разрабатывает типовую документацию для закупочных процедур, проводит мониторинг закупок, обеспечивает функционирование муниципальной информационной системы в сфере закупок (МИС). Система централизованного управления позволяет решать такие важные задачи, как обеспечение открытости и прозрачности госзакупок, создание условий для развития конкурентной среды, противодействие коррупции при осуществлении закупочных процедур.
Муниципальная информационная система в сфере закупок, интегрированная с ЕИС в сфере закупок, играет важную роль в управлении контрактной системой Челябинска. МИС обеспечивает предварительный анализ заявок заказчиков на соответствие законодательству в сфере закупок, взаимодействие по схеме: заказчик — отраслевой (функциональный) орган администрации города — Уполномоченный орган. Такое взаимодействие способствует единообразному и стандартизированному подходу при осуществлении муниципальных закупок, а также межотраслевой координации закупочной деятельности. Кроме того, в МИС предусмотрен функционал для осуществления главными распорядителями бюджетных средств ведомственного контроля, информирования заказчиков об изменениях в нормативно-правовом регулировании закупочной деятельности, а также предоставлены типовые формы документов.
На сегодняшний день Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска является основной структурой регулирования контрактной системы и централизует закупки порядка 450 бюджетных организаций города
С 2014 года Уполномоченный орган на системной основе проводит мониторинг закупочной деятельности для оценки эффективности осуществления закупок с учетом всех этапов контрактной системы: планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов. Такой анализ позволяет выявлять положительные и отрицательные аспекты закупочной деятельности, своевременно устранять недочеты и пробелы.
Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска с марта 2017 года является членом Экспертного совета Челябинского УФАС России и активно участвует в формировании единых подходов к применению законодательства о контрактной системе. Благодаря такому взаимодействию повышается уровень конкуренции и сокращается количество жалоб, подаваемых в Федеральную антимонопольную службу.
— Вы сказали, что в городе большое внимание уделяется повышению уровня квалификации заказчиков. Как организовано обучение?
— Начиная с 2013 года в Челябинске функционирует система централизованного повышения квалификации кадров в сфере закупок. Для эффективной организации работ по повышению квалификации специалистов создано муниципальное бюджетное учреждение «Челябинский учебно-консультационный центр профессионализации кадров в сфере закупок». Данный центр подведомствен Уполномоченному органу.
Учебный центр обеспечивает подготовку специалистов в сфере закупок с учетом специфики осуществления закупочной деятельности в муниципальном образовании. Здесь разработано восемь образовательных программ для разных категорий слушателей: руководителей учреждений, контрактных служб и контрактных управляющих, сотрудников контрактных служб, поставщиков.
Для реализации образовательных программ центр привлекает представителей (преподавателей) Челябинского УФАС России, Контрольно-счетной палаты города Челябинска, Комитета финансов Администрации города Челябинска, Уполномоченного органа, электронных торговых площадок, главных распорядителей средств бюджета города (по отраслям), департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири, АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций» и т. д. Из-за сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, обучение в центре ведется с использованием дистанционных образовательных технологий.
— Все чаще эксперты указывают на распространение неконкурентных закупок. В этом плане какова ситуация в городе?
— При выборе способа закупки — конкурентного или неконкурентного — заказчик прежде всего оценивает свои потребности. В целом же на его выбор влияют следующие факторы: цена и показатели качества объекта закупки, уровень конкуренции, наличие или отсутствие требований законодательства по выбору конкурентных и неконкурентных способов закупок в отношении конкретного объекта, количество имеющегося у заказчика времени до момента подписания контракта. Проанализировав все вышеуказанные факторы, заказчик и определяет подходящий способ — торги или единственный источник.
В Челябинске доля суммарного значения цен заключенных контрактов по неконкурентным закупкам в 2021 году составила 31 процент от общей суммы заключенных контрактов. Для сравнения: в 2020 году — 41,2 процента, из них 17,8 процента — это так называемые закупки малого объема (пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ).
— На ваш взгляд, позволяет ли Закон № 44‑ФЗ сделать такие закупки эффективными?
— В Законе № 44‑ФЗ определены закупки, которые в силу своих особенностей не могут быть осуществлены конкурентными способами, что не говорит об их неэффективности. Это закупки у субъектов естественных монополий, закупки при обстоятельствах непреодолимой силы, закупки, которые могут быть осуществлены только органом исполнительной власти и т. д.
Стереотип, что закупка у единственного поставщика — неэффективный способ, сформирован исходя из результатов контрольных мероприятий, в рамках которых оценивается соблюдение заказчиком и поставщиком норм 44‑ФЗ. Однако при правильном применении установленного законом порядка выбора единственного поставщика такая закупка будет не менее эффективна, чем при конкурентном способе. Для этого заказчик должен правильно рассчитать начальную максимальную цену контракта с использованием нескольких источников применяемых цен, раскрыть все условия и особенности исполнения контракта, устранить использование коммерческих предложений от аффилированных лиц и осуществить добросовестный выбор единственного поставщика с учетом альтернативных предложений.
Для повышения эффективности закупок у единственного поставщика законодатель предусмотрел возможность осуществлять «закупки с полки» (до 3 миллионов рублей) в электронной форме, подразумевающие выбор поставщика с наименьшим ценовым предложением по аналогии с «электронным магазином». Некоторые заказчики города Челябинска в 2021 году уже воспользовались правом проведения подобных закупок.
В 2021 году было проведено 2970 конкурентных процедур, на участие в которых подано 12 127 заявок участников
— Каков уровень конкуренции на муниципальных закупках в Челябинске. Какие меры предпринимаются для ее развития?
— Ежегодно в Челябинске уровень конкуренции при проведении муниципальных закупок выше среднего по стране. В 2021 году было проведено 2970 конкурентных процедур, на участие в которых подано 12 127 заявок участников. Таким образом, средний показатель конкуренции в городе — более четырех участников на одну закупку. Количество участников, подавших свои заявки на торги, отражает реальный уровень конкурентной активности.
Высокий показатель конкуренции достигается за счет работы, проводимой Уполномоченным органом. Он обеспечивает высокое качество подготовки документации, которая не содержит «заточки» под одного поставщика и двойного толкования положений документации (избежание введения в заблуждение потенциальных участников закупок), исключение завышенных требований к обеспечению заявки участников и исполнению контракта, недопущение необоснованного укрупнения лотов, в том числе объединение в один лот технологически не связанных между собой товаров, работ, услуг, раскрытие условий и особенностей исполнения контрактов.
— Контрольные органы указывают на большое количество нарушений, связанных с обоснованием Н(М)ЦК. Вам эта проблема знакома? Как ее можно решить?
— Проблема с неправильным обоснованием начальной (максимальной) цены контракта заключается в том, что заказчик, исполняя норму о направлении запросов о предоставлении ценовой информации поставщикам, забывает о том, что они должны обладать опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг и эта информация должна быть размещена в общедоступных источниках. Так, некоторые заказчики для определения Н(М)ЦК используют информацию о ценах, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, либо имеющих признаки аффилированности, что изначально ведет к завышению цены, а впоследствии — к демпингу на торгах.
В качестве профилактики возможных нарушений Уполномоченный орган при оценке заявки на ее соответствие законодательству о контрактной системе проводит тщательную проверку определения и обоснования Н(М)ЦК. Проверяются правильность применения метода расчета и обоснование Н(М)ЦК, в том числе применения коэффициентов; источники ценовой информации; арифметический расчет Н(М)ЦК; соответствие рассчитанной Н(М)ЦК той, что указана в плане-графике закупок.
Что касается пути решения проблем, связанных с расчетом Н(М)ЦК, то это детализация запросов коммерческих предложений у участников рынка с указанием условий, сроков и особенностей исполнения контрактов; конкретизация характеристик и требований к поставляемым товарам; проверка аффилированности участника, подавшего предложение о цене, с использованием общедоступных информационных сервисов; использование в совокупности нескольких видов источников ценовой информации (реестр контрактов и запросы цен в ЕИС, анализ рынка, коммерческие предложения и т. п.); внедрение референтных цен.
— Насколько упростил оптимизационный пакет поправок в Закон № 44‑ФЗ контрактную систему?
— Предполагается, что данные изменения упростят процедуры закупок как для заказчиков, так и для участников. Изменения в той или иной мере затронули практически все этапы закупки, расширили применение электронного документооборота (контрактация, работа комиссий по осуществлению закупок), и все это способствует увеличению прозрачности и открытости закупок, что является важным условием эффективного использования бюджетных средств. Предусмотренные изменения направлены на оптимизацию закупочных процедур, прослеживаемость действий участников контрактной системы и снижение рисков возникновения злоупотреблений.
Для полноценной оценки эффективности внесенных изменений потребуется время. Оно необходимо как для освоения нововведений участниками контрактной системы, так и для наработки практики, в том числе административной, по спорным вопросам, возникающим в ходе осуществления закупок.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА