Версия для печати 528 Материалы по теме

До 1 января 2022 года при оценке заявок и окончательных предложений заказчики руководствовались правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085. С начала текущего года действует новое Положение об оценке заявок, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604. Интересный факт: названный документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 4 января 2022 года, а обязательному применению подлежит с 1 января текущего года.

77.jpg

Снежана Олеговна ПОСТОВАЛОВА, старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Новый документ многое меняет в системе оценки, в частности в нем обновлена терминология. Например, под оценкой заявок в настоящее время стоит понимать «...действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению баллов заявкам (частям заявок)» вместо «...процесса выявления лучших условий исполнения контракта». Оценка происходит также по критериям, но порядок ее осуществления устанавливается в извещении о закупке. Подчеркнем, что с этого года извещение о закупке стало основным закупочным документом, документация, раскрывающая все детали закупки, теперь составляется только в исключительных случаях.

Извещение о закупке должно содержать в себе определенный перечень информации, который определен пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона № 44‑ФЗ, и некоторые электронные документы, в частности порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.

Постановление Правительства № 2604 устанавливает, что положение об оценке распространяется и на закупки в форме аукционов. В то же время данный документ закрепляет вполне очевидное правило, что в таких закупках оценка осуществляется только по критерию «цена контракта». При этом документ, регламентирующий порядок оценки, в извещении об осуществлении закупки путем проведения аукциона не требуется, но при проведении конкурса является обязательным!

В новом Положении об оценке заявок отдельно не предусмотрено условие о том, что оценке подлежат только те заявки, которые не были отклонены. Однако данное правило продолжает действовать в силу положений новой редакции статьи 48 Закона № 44‑ФЗ.

Обращаем внимание читателя на то, что электронный документ под названием «Порядок рассмотрения и оценки заявок» должен составляться по форме, которая закреплена в Приложении № 1 к Положению об оценке заявок.

Электронный документ под названием «Порядок рассмотрения и оценки заявок» должен составляться по форме, закрепленной в Приложении № 1 к Положению об оценке заявок.

Критерии оценки

Что касается включения информации в структурированную форму извещения в ЕИС, то в последней предусмотрен раздел, который предполагает указание установленных заказчиком критериев оценки, величин их значимости, показателей критериев оценки и величин значимости таких показателей (если они применяются).

Количество критериев оценки не изменилось, их по-прежнему четыре, то есть статья 32 Закона № 44‑ФЗ в этой части не претерпела изменений. К ним относятся:

  • цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (далее — цена контракта);
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (расходы);
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (характеристики объекта закупки);
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (квалификация участников закупки). Все указанные в скобках сокращения именно в такой форме закреплены в постановлении Правительства № 2604. Критерий оценки «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта» также предусмотрен, но применяется он по-прежнему в ограниченных случаях, закрепленных в части 16 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, и взамен двух единовременно использующихся критериев: «цена контракта» и «расходы».

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона № 44‑ФЗ при проведении конкурсов заказчик должен устанавливать не менее двух критериев оценки, одним из которых обязательно является «цена контракта». Единственное исключение, когда такой критерий можно не устанавливать, предусмотрено частью 8 указанной статьи, то есть в случае осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ установлены регулируемые цены (тарифы). Однако и тут следует помнить общее правило о том, что критериев должно быть не меньше двух. И если исключить критерий оценки «цена контракта», вероятно, оценивать необходимо «характеристики объекта закупки» (то есть «качество») и «квалификацию участников». А если заказчик не может сформулировать, как описать порядок применения этих критериев, следовательно, отказаться от критерия «цена контракта» не получится.

Классификация критериев на группы упразднена

Одним из важнейших отличий нового положения об оценке от правил оценки, действовавших до 1 января 2022 года, является отсутствие деления критериев на группы: стоимостные и нестоимостные. Таблица с обновленным распределением величин значимости критериев оценки (далее — развесовка) содержится в Приложении № 2 к Положению об оценке заявок.

Таблица. Как упразднение классификации критериев на группы может отразиться на установлении величин значимости критериев оценки

До 1 января 2022 г.

Поставка товара

После 1 января 2022 г.

Поставка товара

Минимальная значимость стоимостных критериев оценки — 70%

Минимальная значимость критерия «цена контракта» — 70%

Цена контракта

35%

Цена контракта

70%

Расходы на эксплуатацию

35%

Максимальная значимость критерия «расходы» — 10%

Расходы

10%

Максимальная значимость нестоимостных критериев оценки — 30%

Максимальная сумма величин значимости критерия «качество» + «квалификация» — 30%

Качество

15%

Качество

10%

Квалификация

15%

Квалификация

10%

Итого 100%

Итого 100%

На первый взгляд создается впечатление, что каких-то глобальных изменений не произошло. Ну разве что укрупнен перечень «особых» видов товаров работ и услуг, при закупке которых могут устанавливаться отличные от стандартных величины значимости критериев оценки. В него включены товары, а именно пищевые продукты, закупаемые для организаций социальной сферы: школ, детских садов, больниц и т. д., а также организаций отдыха детей и их оздоровления.

Но при ближайшем рассмотрении документа мы увидим разницу, которая в некоторых случаях достаточно ощутима. Приведем пример. До 1 января текущего года стандартная развесовка критериев при закупке товара предполагала, что «минимальная значимость стоимостных критериев» должна была составлять 70%. Это означало, что если заказчику необходимо было установить два стоимостных критерия — «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию», то он распределял указанные 70% между двумя этими критериями, с учетом что значимость «расходов на эксплуатацию» не должна превышать значимость критерия «цена контракта» (такое правило сохранилось и в новом Положении об оценке заявок). Например, заказчик мог установить: 35% — «цена контракта» и 35% — «расходы на эксплуатацию».

При этом максимальная значимость нестоимостных критериев составляла 30%. Соответственно, заказчик мог либо установить один нестоимостной критерий и отвести на него все оставшиеся 30%, либо поделить это значение между двумя нестоимостными критериями — «качеством» и «квалификацией».

С 1 января для критерия «цена контракта» индивидуально установлена минимальная значимость, которая при закупке товара должна составлять не менее 70%. А если заказчик предполагает также использовать критерий оценки «расходы», то и для него отдельно практически во всех случаях предусмотрена значимость, но уже максимальная. Так, по товарам «максимальная значимость» критерия «расходы» должна составлять 10%.

В таблице мы постарались наглядно представить пример того, как упразднение классификации критериев на группы может отразиться на установлении величин значимости критериев оценки (для примера использовались граничные значения величин значимости), а следовательно, повлиять на результат закупки.

Таким образом, сравнив между собой подходы к оценке, можно сделать следующие выводы:

  • при единовременном применении критериев «цена контракта» и «расходы» в новых правилах оценки существенно увеличилась значимость цены;
  • «оттянуть» баллы от критерия «цена контракта» путем введения в оценку критерия «расходы» не получится;
  • в соответствии с Приложением № 2 к Положению об оценке заявок «максимальная сумма величин значимости» критериев «качество» и «квалификация» составляет 30%. Но установить максимальное значение не представляется возможным, поскольку суммарно получится величина, превышающая максимальные 100% суммы величин значимости всех критериев, применяемых для оценки, что будет являться нарушением части 5 статьи 32 Закона № 44‑ФЗ, а также подпункта «д» пункта 5 Положения об оценке заявок. Следовательно, заказчику придется уменьшить значимость критериев «качество» и «квалификация» с 30 до 20% либо вовсе отказаться от применения критерия «расходы» в пользу «качества» и (или) «квалификации».

Новые формулы оценки

Оценка по критерию «цена контракта» осуществляется по новой формуле, установленной в пункте 9 Положения об оценке заявок:

78.jpg

где:

Цi — предложение участника, заявка (часть заявки), подлежащие оценке;

Цл — наилучшее из предложений, сделанных участниками закупки.

Пример

Представим себе ситуацию, что на участие в конкурсе на поставку товара заказчику поступило три заявки, содержащие следующие предложения о цене:

  • участник 1 — 148 тысяч рублей;
  • участник 2 — 130 тысяч рублей;
  • участник 3 — 112,6 тысячи рублей.

В первую очередь необходимо определить из всех предложений с минимальной ценой. В данном случае — 112,6 тысячи рублей.

Далее последовательно подставим в формулу ценовые предложения каждого из участников.

Участник 1:

79.jpg

Участник 2:

80.jpg

Участник 3: БЦ3 = 100.

Полученный результат — количество баллов каждого участника. Соответственно, самое дорогое предложение о цене получило меньше всего баллов — 68,56. А участник 3, предложивший самое низкое значение цены, получил заслуженные 100 баллов без расчета по формуле, как и предусмотрено подпунктом «а» пункта 11 Положения об оценке заявок.

Важно отметить, что в постановлении Правительства № 2604 отсутствуют такие понятия, как: «коэффициент значимости», «рейтинг заявки» и «итоговый рейтинг». Однако применить некий «коэффициент значимости» все же придется. Ведь участник 3 из рассматриваемого примера уже набрал 100 баллов, но оценка произведена пока только по критерию «цена контракта».

Как было указано в ранее действовавших правилах оценки, коэффициент значимости критерия определялся как частное от деления значимости критерия на 100. Таким образом, при значимости критерия «цена контракта» в размере 70% коэффициент его значимости составляет 0,7.

Фактически, чтобы выполнить оценку по критерию «цена контракта», следует умножить баллы, полученные каждым участником, на значимость соответствующего критерия оценки (в процентах).

В итоге получаем следующие результаты:

Участник 1: 68,56 X 0,7 = 47,99, или 68,56 X 70% = 47,99.

Участник 2: 84,55 X 0,7 = 59,18, или 84,55 X 70% = 59,18.

Участник 3: 100 X 0,7 = 70, или 100 X 70% = 70.

Таким образом, участник 3 получает максимальное количество баллов по результатам оценки по критерию «цена контракта».

Однако бывают и такие случаи, когда один или несколько участников закупки предлагают цену ниже нуля (то есть цену за право заключения контракта). В таком случае оценка по критерию «цена контракта» будет осуществляться иначе, с применением двух формул, предусмотренных пунктом 10 Положения об оценке заявок, которые приведены ниже.

Формула, установленная подпунктом «а» пункта 10 Положения об оценке заявок, применяется к заявкам, содержащим ценовые предложения выше нуля:

81.jpg

Формула из подпункта «б» пункта 10 Положения об оценке заявок должна использоваться для оценки заявок, предусматривающих снижение цены контракта ниже нуля:

82.jpg

Важно обратить внимание, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 11 положения значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 10 положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом «б» пункта 10 положения, указываются без знака «минус».

В данной статье мы постарались рассмотреть базовый подход к оценке заявок. Однако в новом Положении об оценке заявок имеется ряд проблем, требующих отдельного рассмотрения и для решения которых, вероятно, потребуется внесение соответствующих поправок в регламентирующее законодательство.

Ниже ноля

Переход через ноль — это когда участники закупки предлагают цену ниже ноля. Как правило, случается это при закупках услуг по утилизации чего-либо, например макулатуры или металла, при списании каких-то материалов, которые можно переработать на другом производстве или использовать в качестве сырья.

Есть еще одна интересная ситуация. Тендер на изготовление одежды для олимпийской сборной с отрицательной ценой выиграла компания BOSCO. При этом в следующем периоде компания заработала на продаже своей брендовой одежды более 50 миллионов долларов. В итоге это были самые эффективные вложения в продвижение бренда компании.


Поделиться