№ 3 март 2022 — 11 марта 2022

Зеленые тренды больших городов

Версия для печати 647 Материалы по теме
Зеленые тренды больших городов

В самом начале 2022 года в российской столице подписан важный документ в области охраны окружающей среды, вводящий в стране принципиально новый инструмент решения экологических проблем. В январе текущего года в Москве подписано первое ГЧП-соглашение по сбору и обработке списанной электроники. Реализация проекта поможет снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду в столице и Подмосковье.

Курс на экологизацию общества

Московское правительство договорилось о государственно-частном партнерстве в сфере экологии с компанией «ЭкоТехПром», входящей в корпорацию «Экополис». По информации заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений В. В. Ефимова, инвестор взял на себя полный цикл сбора и переработки электронного и электротехнического оборудования. «В будущем это позволит городу существенно сократить расходы на утилизацию электронного и электрического оборудования, а предприятию — максимально использовать мощности и развивать производство», — отметил заместитель мэра. Инвестор реконструирует городские объекты под пункты сбора и оснастит их необходимым оборудованием. Всю отсортированную здесь технику он планирует отправлять на заводы «ЭкоТехПром» и «Экопласт», укомплектованные современным оборудованием для переработки.

Соглашение о государственно-частном партнерстве заключено с инвестором на 20 лет. По его условиям Москва передаст компании «ЭкоТехПром» пустующие объекты капитального строительства, которые находятся в Остаповском проезде и на Алтуфьевском шоссе. Для столицы важен не просто сам факт переработки электронных отходов, но и высокий показатель ее глубины и качества. Создавая инфраструктуру для сбора отслужившей электроники, которая затем отправится на экологичную переработку, Москва задает высокий стандарт обращения с электронным ломом и укрепляет имидж одного из самых экологичных мегаполисов мира. Кроме того, учитывая высокий ресурсный потенциал электронных отходов, данный проект ГЧП станет важнейшим шагом для развития экономики замкнутого цикла и достижения целей устойчивого развития не только в Москве, но и во всей России, так как может быть масштабирован на всю страну.

Столица одной из первых среди регионов начала использовать различные механизмы ГЧП. Формат сотрудничества выбирается в зависимости от целей и задач, которые решает тот или иной инфраструктурный проект. В Москве с 2013 года заключено более 250 ГЧП-договоров на сумму свыше 1,1 триллиона рублей. Проекты реализуются в здравоохранении, образовании, автодорожном строительстве, транспорте, социальном обслуживании и ЖКХ.

В конце прошлого года в Москве, на площадке цифрового делового пространства Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, прошел IV Международный научный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». По мнению участников конференции, цифровизация может помочь охране окружающей среды в больших городах. «Многие современные модели экологического поведения базируются на применении цифровых технологий, например дистанционное управление умным домом, энергосберегающие технологии и другое. С этой точки зрения сдерживающим фактором может выступать проблема «цифрового неравенства» в обеспечении населения устойчивой интернет-связью. Кроме того, существует проблема так называемого псевдоэкологического поведения, когда населению навязывается покупка или пользование услугой, которая не связана с уменьшением воздействия на природные системы.

84.jpg

По мнению профессора Российского экономического университета И. М. Потравного, осознание населением происходящих климатических изменений, ограниченности природных ресурсов, влияния хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды демонстрирует рост экологизации российского общества, которое уже существенно изменило потребительское поведение в этой области. «Современные модели и управление технологиями такого ответственного поведения населения базируются на концепции устойчивого развития, зеленой экономики, умного города, концепции циркулярной экономики, низкоуглеродного развития, бережливого потребления», — утверждает эксперт.

Транспортный ракурс

По данным РЭУ им. Г. В. Плеханова, сокращение использования индивидуального транспорта в мегаполисе на 5% приведет к улучшению условий для здоровья населения на 20%. Предпочтение общественного транспорта личному позволит экономить энергию и природные ресурсы. «Качество воздуха — первое, на что обращают внимание жители, когда слышат о повышении количества единиц транспорта, независимо от того, электробусы это или индивидуальные автомобили. Шум машин, работа двигателей, выхлопные газы, мелкодисперсные частицы, которые создаются трением шин и загрязняют воздух, — вот причины негативного восприятия горожанами большого количества транспорта», — считает заведующая кафедрой маркетинга РЭУ И. И. Скоробогатых.

85.jpg

Результаты недавнего исследования, проведенного в Российском экономическом университете, были нацелены на выявление изменений климата в результате роста объема выбросов. Здесь выделили основные составляющие воздействия на окружающую среду, которое создает транспортный комплекс. Во-первых, это прямое воздействие — выбросы, шум и так далее. Во-вторых, косвенное воздействие, например рост числа заболеваний дыхательной системы у жителей определенных районов, через которые проходят большие магистрали. Эксперты собирали эту статистику, чтобы выяснить, насколько экологические проблемы и развитие транспортного комплекса влияют и на психологическое восприятие, и на состояние здоровья жителей мегаполиса, в частности Москвы.

Но какое решение проблемы? «С одной стороны, можно запретить въезд в центр города или ограничить количество транспорта какими-то решениями, в том числе ограничением количества парковочных мест, повышением цены на парковку, то есть воздействовать директивно. С другой стороны, можно сделать акцент на формировании новой модели экологического и ответственного поведения, которая сегодня особенно заметна у представителей молодого поколения Z. Применение решений для здорового образа жизни в городе становится модным и интересным, влияет на отношение к экологии и, самое главное, способствует повышению здоровья граждан», — рассказала Скоробогатых. Однако на пути продвижения таких решений есть и подводные камни, прежде всего финансовые. Проживание в таком крупном городе, как Москва, создает у жителей, с одной стороны, ощущение преимущества и выгоды, а с другой — опасение за здоровье из-за выхлопов и другого негативного влияния больших потоков транспорта.

86.jpg

Урбанистические тренды экологии

Тренд на экологичные товары

В России появился тренд на отказ отечественных потребителей от товаров и материалов, которые на различных этапах их жизненного цикла, в том числе после использования, могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Среди современных тенденций экологизации общественного сознания можно отметить использование населением в быту энерго- и водосберегающих, биоразлагаемых материалов, приобретение экологически чистых продуктов, в том числе продукции органического земледелия.

Российские граждане стали покупать такие товары, которые имеют экологический знак или сертифицированы по экологическим, энергетическим или климатосберегающим параметрам. К ним относится, к примеру, биоразлагаемая посуда, товары длительного пользования, инновационные материалы.

Формируя новую городскую среду, Москва развивает одновременно несколько направлений: благоустройство, развитие транспорта и социальной сферы. В рамках Московского урбанистического форума прошлого года эксперты обсудили принципы городского развития с точки зрения улучшения показателей здоровья жителей мегаполисов, рассказали о методах профилактики хронических заболеваний. В ходе панельной дискуссии «Иммунная система города. Новое прочтение законов эпидемиологического дизайна» участники рассмотрели особенности проектирования здоровых общественных пространств.

«По мнению зарубежных специалистов в области дизайна здравоохранения, в дизайне больниц важно обеспечить возможность для взаимодействия с природой и пребывания на открытом воздухе, необходима хорошая освещенность, проветриваемость помещений, что в совокупности гарантирует снижение уровня стресса и тревоги у пациентов», — отметил С. И. Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики Москвы. Вопросу комплексного озеленения и развития водной инфраструктуры в ведущих мегаполисах была посвящена дискуссия «Сине-зеленые города. Новые подходы к водным ресурсам и зеленым пространствам в городе». Эксперты рассказали о мировом опыте развития городов-парков, в том числе и на примере Москвы, а также создаваемом сегодня в столице России крупнейшем в мире «зеленом каркасе» для занятий спортом и отдыха.

Пока достижения крупнейших городов мира на пути предотвращения изменения климата можно назвать скромными. Но нельзя не отметить грандиозные усилия городских властей в этом направлении и значительные средства, выделяемые на экологические программы. Осознание необходимости защиты окружающей среды можно назвать повсеместным: экологическое движение постепенно охватывает большинство регионов планеты.

М. Н. КУТУЗОВА

Зарубежный опыт

Фрайбург

87.jpg

Что касается зарубежного опыта, можно отметить инициативы немецкого Фрайбурга. Еще в 2008 году город с населением 230 тысяч человек получил статус зеленого, а сегодня он претендует на то, чтобы быть не только столицей Шварцвальда, но и лидером всей немецкой экологии. Фрайбург к 2038 году обещает стать нейтральным с точки зрения углеродных выбросов, на семь лет раньше, чем вся страна в целом. С 2023 года городские власти намерены ежегодно направлять до 12 миллионов евро на цели охраны окружающей среды. Особая ставка сделана на развитие на территории города солнечной энергетики. В планах Фрайбурга введение обязательной установки фотоэлектрических панелей на коммерческих зданиях. Еще одним направлением экологизации городской среды стало развитие строительства климатически нейтральных зданий, отапливаемых с помощью тепловых насосов и обеспечиваемых солнечной электроэнергией.

Нью-Йорк

88.jpg

Центральный парк в Нью-Йорке недавно создал новую лабораторию для отработки новых решений, предотвращающих климатические изменения в городской среде. Здесь изучается влияние климата на растения и состояние почвы, здоровье животных и птиц, обитающих в парке. Лаборатория Центрального парка создает цифровую платформу, на которой представители других городских парков со всего мира смогут поделиться опытом в борьбе с климатическими изменениями.

Пекин

89.jpg

Пекин, принимавший в этом году зимние Олимпийские игры, претендует на проведение самого зеленого спортивного праздника. Китайским властям удалось за последние годы добиться значительных результатов в сокращении выбросов в крупных городских агломерациях. В ходе Олимпийских игр широко использовался водородный транспорт, чистое топливо для которого производится на открытом буквально в феврале новом заводе, работающем на чистой электроэнергии, получаемой на ветроферме. Однако эксперты раскритиковали принимавшую Олимпиаду страну за использование искусственного снега, перемешанного с химикатами, а также вырубку порядка 20 тысяч деревьев национального заповедника, где прошла горнолыжная трасса.


Поделиться