К механизмам инициативного бюджетирования в Омской области присматривались достаточно долго, и к реализации региональной практики приступили уже тогда, когда понятие «инициативные проекты» было закреплено в федеральном законе о местном самоуправлении. Рабочая группа, разработавшая соответствующую региональную нормативную базу, опиралась, безусловно, и на рекомендации по расширению участия граждан в бюджетном процессе, которые были обозначены Президентом РФ в январе 2020 года по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления.
Вадим Александрович ЧЕЧЕНКО, министр финансов Омской области
Подготовка
Губернатор Омской области А. Л. Бурков сразу определил подход к развитию инициативного бюджетирования в регионе: необходимо обеспечить жителям реальную возможность обозначать свои приоритеты при расходовании средств местных бюджетов, проявлять инициативу, предлагать идеи и преобразовывать среду под свои потребности. Самым важным моментом для нас стала необходимость соблюсти принципы инициативного бюджетирования в полной мере, минимизировать бюрократические проволочки на всех этапах и не допустить ситуации, когда подписи собираются для галочки, а по факту жители на принимаемые решения не влияют. Для этого контроль за процедурой закрепили на уровне региона, отдав право принятия решений региональной конкурсной комиссии с участием депутатов Законодательного собрания Омской области. Это было сделано по аналогии с прописанным в федеральном законодательстве подходом к формированию муниципальных комиссий по отбору проектов. Кроме того, был сформирован четкий набор требований к проектам и критериев для их оценки, что позволило исключить субъективный подход.
Таблица. Основные показатели развития практик инициативного бюджетирования Омской области
Показатель |
2021 |
2022 |
Количество заявленных инициативных проектов |
35 |
70 |
Количество инициативных проектов, получивших софинансирование |
14 |
43 |
Количество граждан, принявших участие в конкурсном отборе инициативных проектов |
18 476 |
27 885 |
Количество граждан, пожелавших принять трудовое участие в реализации инициативных проектов |
1536 |
3989 |
Финансирование инициативных проектов, млн руб. |
20,4 |
87,2 |
Нужно сказать, что абсолютное большинство муниципальных образований региона дотационные. В этих условиях было принято решение оказать поддержку из областного бюджета в реализации инициативных проектов в сельской местности, уделив особое внимание тем территориям, до которых не доходило финансирование по программе «Формирование комфортной городской среды», то есть муниципальным образованиям с численностью менее тысячи человек.
Первые итоги
Первый региональный конкурсный отбор инициативных проектов состоялся весной 2021 года. Инициативные группы граждан могли заявить на муниципальный этап отбора проекты с учетом возможности привлечения из областного бюджета софинансирования на сумму не более 2 миллионов рублей. Типология проектов для проведения пилотного отбора включала следующие основные направления: устройство детских игровых площадок, благоустройство общественных территорий, прокладка тротуаров и пешеходных дорожек. В итоге на региональный отбор поступило 35 проектов, из них 27 были признаны соответствующими требованиям. В рамках выделенного для пилотного конкурса объема средств мы смогли обеспечить софинансирование 15 проектов, набравших наибольшее количество баллов, из них 14 были успешно реализованы.
Что мы увидели по итогам пилотного конкурса? Первое — скепсис и сомнения, с которыми мы встретились на установочных собраниях с активистами и главами поселений, сменяются доверием и реальным интересом. Люди видят, что процедура полностью открыта и публична. Второе — в большинстве случаев и жители, и местный бизнес имеют высокий потенциал для самоорганизации, главное — обеспечить саму возможность конструктивного диалога. Третье — потребность в таких механизмах, как инициативное бюджетирование, высока. Мы предполагаем, что конкуренция между проектами будет год от года нарастать, будет увеличиваться вовлеченность муниципальных образований в этот процесс. Очевидной стала необходимость расширять типологию инициативных проектов.
Поэтому, корректируя порядок отбора для проведения конкурса на 2022 год, мы включили те приоритетные направления, по которым было больше всего обращений и вопросов в ходе собраний, встреч и консультаций. При подготовке к конкурсному отбору на 2022 год мы существенно усилили информационную составляющую, в популяризацию нового для региона инструмента активно включились районные газеты. Это позволило расширить количество муниципальных образований, в которых успешно прошли отборы на местном уровне. В общей сложности к отбору на 2022 год в региональную конкурсную комиссию поступило уже 70 заявок, из них 53 поддержаны и включены в ранжированный перечень.
На этапе формирования бюджета на 2022 год на финансирование инициативных проектов было зарезервировано 50 миллионов рублей. Это позволило распределить финансирование на первые 33 проекта перечня. Кроме того, глава региона, увидев положительный отклик населения, принял решение выделить ресурсы еще на 10 проектов, и финансирование из областного бюджета выросло до 63,9 миллиона рублей. Таким образом, уже сейчас распределены средства на реализацию 43 проектов, то есть абсолютное большинство поддержанных инициатив будет реализовано. В общей сложности финансирование этих 43 инициативных проектов планируется на уровне свыше 87 миллионов рублей.
Если говорить о том, как распределились в отборе на 2022 год приоритеты, то безусловным лидером стала сфера спорта и физической культуры — 18 проектов из 43 поддержанных. Это хоккейные коробки, спортивно-игровые, тренажерные площадки, стадионы, беговые дорожки. Еще одно направление, которое по итогам первых двух конкурсов оказалось очень востребовано, — приведение в порядок территорий мемориальных комплексов. Жители в такие проекты включаются очень активно, причем начиная со школьного возраста. Так, в Шербакульском районе в 2021 году было благоустроено два памятника павшим в годы Великой Отечественной войны, и еще три таких проекта прошли отбор на 2022 год. Параллельно в селах района реализуются краеведческие поисковые проекты, в которых участвуют школьники, по изучению судеб односельчан — участников Великой Отечественной войны.
Молодежное инициативное бюджетирование
При проведении отбора на 2022 год высокую активность показала молодежь Омской области. На конкурс поступили замечательные проекты по созданию и развитию общественных молодежных пространств. В регионе решили, что за молодежным инициативным бюджетированием большое будущее. И сейчас здесь прорабатывают возможность развития этого направления в рамках отдельной практики инициативного бюджетирования, которая будет ориентирована именно на реализацию тех инициатив, которые наиболее актуальны для подрастающего поколения и молодежи.
Ряд инициатив, прошедших отбор на 2022 год, связаны с ремонтом домов культуры в селах, который сейчас проводится в рамках национального проекта «Культура». Жители видят, как преображается ДК, и предлагают свои инициативы по благоустройству прилегающей к объекту территории.
Планы
Уже сейчас мы проводим консультации для представителей муниципальных образований, инициативных групп, планирующих участвовать в отборе на следующий год, корректируем условия отбора и подходы к оценке проектов, планируем усиление информационной составляющей, чтобы повысить осведомленность жителей о существующих механизмах. В дальнейшем развитии практик инициативного бюджетирования как на региональном, так и на муниципальном уровне мы видим для региона целый ряд возможностей. Это выявление реальных потребностей на конкретных территориях, решение застарелых проблем, связанных с недофинансированием тех или иных направлений. В конечном итоге это улучшение качества жизни, прежде всего на селе. А также повышение социальной ответственности бизнеса и личной ответственности жителей за состояние и содержание мест общественного пользования.
Безусловно, для региональных финансистов сопровождение практик инициативного бюджетирования — новый масштабный, и вместе с тем очень интересный опыт, который позволяет в целом взглянуть на многие процессы со стороны жителей. Кроме того, мы сейчас видим перспективу в развитии практик инициативного бюджетирования во взаимной увязке с реализацией других задач, связанных с повышением финансовой и бюджетной грамотности населения и вовлеченности граждан в бюджетный процесс. Это те задачи, которые стоят перед финансовыми органами в сфере реализации Стратегии по повышению финансовой грамотности населения в РФ, в сфере обеспечения открытости бюджетных данных. Особенно ценно, что Министерство финансов РФ, коллеги из НИФИ Минфина России разделяют эти подходы и активно взаимодействуют с регионами по обозначенным направлениям, оказывая методическую и консультационную поддержку.