О драйверах развития региона, ближайших и стратегических задачах, флагманских инициативах «Бюджету» рассказал Михаил Владимирович ДЕГТЯРЕВ, губернатор Хабаровского края.
— Михаил Владимирович, вы в крае человек новый, управляете регионом с середины 2020 года — сначала как и. о. губернатора, а с сентября 2021 года в статусе главы субъекта РФ. На ваш свежий взгляд, какие у региона сильные стороны и много ли слабых?
— Хабаровский край — уникальный субъект РФ. И он, бесспорно, опорный регион Дальнего Востока. Подтверждением тому служат его многочисленные конкурентные преимущества. Транспортно-географическое положение региона определяет его роль транзитного центра на Дальнем Востоке не только для транспортных перевозок, но и для телекоммуникационных связей. По площади территории мы занимаем 4,6 процента всей Российской Федерации и 11,3 процента ДФО. Это третье место в стране — после Республики Саха (Якутия) и Красноярского края.
Протяженная береговая линия — а это 2,5 тысячи километров — акватории Охотского и Японского морей открывает большие возможности для развития внешней торговли, рыбопромышленного комплекса и перевалки экспортно-импортных грузов.
Транспортная инфраструктура в крае развивается хорошими темпами, что позволяет выстраивать мультимодальную логистику. По территории края пролегают две железнодорожные магистрали — Транссибирская и Байкало-Амурская. Создана сеть магистральных и распределительных газопроводов.
Природно-ресурсный потенциал края отличается не только разнообразием структуры, но и необходимыми предпосылками для его эффективного использования. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам, ресурсам возобновляемой энергии край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России.
Хабаровский край — одна из наиболее развитых в экономическом отношении территорий Дальнего Востока. По объему ВРП субъект занимает четвертое место в округе. Входит в двадцатку регионов страны с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения.
Экономика края многопрофильна и диверсифицирована, базируется на развитом промышленном производстве и транспортном обслуживании магистральных грузопотоков. Исторически высокий уровень технологического развития региона связан со сосредоточением на нашей территории машиностроительных промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, специализацией края на обрабатывающих отраслях, наличием развитой системы профессионального образования и переподготовки кадров.
В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов составляет более 81 процента. По объему произведенной продукции обрабатывающей промышленности край лидирует среди субъектов ДФО. Основными отраслями специализации промышленности края являются металлургия (31,7 процента отгруженной продукции), машиностроение (19,5 процента), энергетика (12,2 процента), нефтепереработка (9,7 процента), производство пищевых продуктов (8,6 процента) и добыча полезных ископаемых — угля и руд цветных металлов (4,9 процента).
В крае действуют преференциальные режимы привлечения инвестиций. Созданы три территории опережающего развития — «Комсомольск», «Хабаровск» и «Николаевск». Режим свободного порта Владивосток распространен на территориях Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов.
Опорным пространственным каркасом развития края выступают пять центров роста. Это Хабаровская агломерация, агломерация Комсомольск-на-Амуре — Амурск — Солнечный, Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел, Николаевский и Верхнебуреинский центры развития. Такой подход обеспечивает сравнительную экономию на инфраструктурном обустройстве обширной территории края, опору на сложившиеся зоны расселения, использование выгод логистического обеспечения товаропотоков, концентрацию преференциальных режимов для привлечения инвестиций.
Жители края обладают высоким профессиональным, образовательным и культурным уровнем. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре сосредоточены организации высшего образования, культуры, науки. Это объективно делает край центром притяжения для большой части территорий Дальнего Востока.
Еще один стратегический плюс — налаженное взаимодействие в области экономики, науки, культуры, образования, туризма, спорта, экологии, международных обменов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и особенно со странами Северо-Восточной Азии. Все эти преимущества мы активно используем.
Если говорить о слабых сторонах региона, то в первую очередь я бы отметил, что в силу ряда причин Хабаровский край сегодня утратил позиции на стратегической карте нашей страны. К сожалению, мы сейчас не звучим как территория уникальных решений. А ведь нам есть что предложить другим регионам — большой опыт, интересные наработки. Переломить эту ситуацию — наша ключевая миссия.
— Последние события добавили региону козырей. Я имею в виду ваши предприятия самолето- и кораблестроения. Как они развиваются, какие перспективы?
— Все верно. Мы понимаем всю меру ответственности, и работа этих предприятий, их развитие находятся под нашим самым серьезным патронажем. Филиал «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре в прошлом году произвел 22 самолета Sukhoi Superjet 100[1]. Для сравнения: в 2020 году было построено пять самолетов. Филиал компании «Сухой» авиационный завод имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре дал старт реализации проекта легкого тактического самолета Checkmate[2]. Развитие отрасли будет продолжено в рамках одной из флагманских инициатив региона — «Край инноваций и новых возможностей», но об этом скажу чуть позже.
В рамках программы ПАО «Амурский судостроительный завод» отправлен на достроечную базу корвет «Резкий», произведена закладка корветов «Грозный», «Буйный», «Бравый». Разумеется, будут и другие проекты.
Развитие самолетостроения в Хабаровском крае будет проходить в рамках одной из флагманских инициатив региона — «Край инноваций и новых возможностей».
— Какие еще важные для региона результаты были получены в прошедшем году?
— Экономика края в прошлом году не только компенсировала определенный спад 2020 года, но и превысила уровень 2019 года. ВРП, по оценке, превысил 940 миллиардов рублей. Это с ростом в сопоставимых ценах на 4,1 процента. Индекс промышленного производства — 107,3 процента. Основу роста промышленного производства в крае в 2021 году составили: добыча угля (137,8 процента), металлургическое производство (116,9 процента), производство строительных материалов (114,4 процента), обработка древесины (114 процентов), нефтепереработка (109,1 процента), добыча металлических руд (108,7 процента), машиностроение (104,9 процента), производство напитков (101,1 процента). Обновлен исторический рекорд края по добыче золота — 26,9 тонны (109,8 процента к 2020 году) и олова — 2,9 тысячи тонн (114,5 процента к 2020 году).
В прошлом году мы ввели 334,3 тысячи квадратных метров жилья (145,8 процента к 2020 году). Это максимум с 2016 года. Для развития жилищного строительства развернули инициативы: «Дальневосточный квартал», «Дом дальневосточника», кластер строительных материалов.
В 2021 году завершены крупные проекты в сфере транспорта и логистики. В марте — первая очередь реконструкции аэродромного комплекса международного аэропорта имени Г. И. Невельского, в июле — логистический почтовый центр «Почты России».
Решена поставленная президентом страны задача по восстановлению занятости. Безработица вернулась к докризисным значениям, и до сих пор сохраняется на этом уровне: менее одного процента. Это один из самых низких показателей в России.
Хочу отметить ряд знаковых для края решений. С 2022 года на Хабаровский край распространено решение по выравниванию тарифов для зон децентрализованного энергоснабжения. В 13 районах края с такой системой энергоснабжения для предпринимателей и бюджетных учреждений действует пониженный до средних значений тариф на электроэнергию — 6,78 рубля за киловатт-час. Прежде предприниматели оплачивали тарифы в интервале
Особое внимание мы уделяем решению проблемы обманутых дольщиков. После нашей встречи Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин дал поручение Фонду защиты прав граждан — участников долевого строительства заняться проблемными объектами в Хабаровском крае. При финансовой поддержке фонда будут восстановлены права более тысячи граждан.
В 2021 году в крае задействовали новые механизмы поддержки инвесторов в рамках инфраструктурного меню. Поддержку получат три проекта по инфраструктурным бюджетным кредитам и пять — по механизму новых инвестиционных проектов.
В ответ на санкции
М. В. Дегтярев, губернатор Хабаровского края:
— В настоящее время страна находится под давлением дикого количества санкций, бьющих как в целом по экономике России, так и по отдельным отраслям. Обстановка непростая, но в принципе и неновая. Еще не забыты уроки кризиса
Несмотря на новые риски, в этом году Правительство Хабаровского края не меняет принятых обязательств по бюджетным расходам. Все публичные обязательства будут исполнены. Но главная задача — развернуть наш потенциал под открывающиеся возможности, прежде всего за счет проектов импортозамещения.
Отрасли: текущее состояние и планы
Сегодня ключевые отрасли и предприятия края продолжают осуществлять деятельность, продукция отгружается, работает сфера услуг и торговля. Нет сбоев в системах жизнеобеспечения, транспортного обслуживания. Энергетический комплекс, ресурсоснабжающие организации работают в штатном режиме.
Банки проводят наличные расчеты с населением, осуществляют обслуживание юрлиц. Экспортно-импортные расчеты переводятся в банки, не имеющие санкционных ограничений. Все ранее заключенные договоры по ипотечному кредитованию, по выданным потребительским кредитам пересматриваться не будут.
Сельское хозяйство готово к посевной кампании. Ее начало запланировано на
Ситуация на рынке труда остается стабильной. Численность зарегистрированных безработных — 4,8 тысячи человек, уровень безработицы — 0,7 процента. Тем не менее в крае подготовлена программа дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда (сохранение занятости по аналогии с программой в период ковидных ограничений). Также регион предусматривает меры по организации занятости работников, находящихся в режиме неполной занятости, в простое либо в отпуске без сохранения заработной платы.
В целях недопущения ухудшения экономической ситуации в крае в связи с введением санкций создан оперативный штаб под моим председательством. Выделено 16 направлений в его работе. Заседания штаба проходят еженедельно.
Утвержден План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Хабаровского края в условиях внешнего санкционного давления. Документ разработан с учетом предложений представителей бизнеса, объединений экспертного сообщества. В нем предусмотрены шаги по защите наиболее уязвимых сфер.
На особом контроле — ситуация на системообразующих предприятиях. Отобрано более 120 предприятий, которые обеспечивают более 60 процентов доходной базы краевого бюджета. При необходимости список будет расширен.
Создана рабочая группа для налаживания кооперации между краевыми компаниями, прежде всего малого бизнеса, и крупными предприятиями. Сейчас время встраивать бизнес в цепочки поставок для системообразующих предприятий и крупных частных проектов.
Не ослабляем приоритетов инвестиционного развития. Всего в нашем пакете более 130 проектов. Первоочередное внимание сейчас уделяем списку из 80 проектов, находящихся в практической фазе. Среди них крупные проекты по освоению Малмыжского месторождения, терминалы в Ванино, из сельскохозяйственной отрасли — проект «СКИФ АГРО» (свиноводческий комплекс), проект молочной направленности «Грин Агро — Хабаровск», высокотехнологичные проекты — «Байкал-Инжиниринг», модернизация Дальэнергомаша, инновационный технопарк «Амур».
Для поддержки малого бизнеса введен мораторий на проверки со стороны контрольно-надзорных органов, кредитные каникулы, автоматическое продление лицензий и сертификатов.
В связи с увеличением ключевой ставки Центробанка кредиты подорожали. Мы направили в Правительство РФ предложение о возобновлении программы льготного кредитования субъектов МСП. Федерация нас поддержала, уполномоченные банки на территории края уже принимают заявки под льготные кредиты по ставкам 13,5 и 15 процентов. В этой связи для малого бизнеса краевой Фонд микрокредитования предоставляет займы под 10 процентов до 5 миллионов рублей на срок до трех лет. Займы предоставляем на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, на инвестиционные цели.
С 2020 года в регионе не повышают ставки аренды краевого муниципального имущества. И в этом году их оставили неизменными.
Плацдарм на азиатский рынок
На Востоке России разворачиваются крупные инфраструктурные проекты: нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», газовый проект «Сила Сибири», газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Идет модернизация Восточного полигона РЖД. И Хабаровский край выполняет функцию индустриального плацдарма для выхода ведущих национальных компаний на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем не только с точки зрения инфраструктуры. Мы создаем условия, чтобы ведущие компании, корпорации страны, которые реализуют проекты на Дальнем Востоке, — к примеру, «Роснефть», «Газпром», «Росатом», «Роскосмос», — размещали в крае свои инжиниринговые подразделения, центры исследований и разработок, производства.
Хабаровский край — это и центр приграничного сотрудничества. Мощный ресурс — совместное с КНР освоение острова Большой Уссурийский. Мы предлагаем начать освоение острова по коммерчески привлекательным направлениям. Одно из них — быстрый запуск компактной совместной российско-китайской трансграничной зоны делового сотрудничества на базе объектов беспошлинной торговли, видовых маршрутов, обработки экспортно-импортных грузов. Наши предложения поддержал Президент РФ.
Регион важен для страны и как источник ценных ресурсов, и как главный выход на рынки Восточной Азии и в целом АТР, и как пространство для развития национальной экономики в новых условиях. Край — это мощный актив Российской Федерации.
Экспорт Хабаровского края:
- КНР — 35%
- Республика Корея — 21%
- Казахстан — 15%
- Япония — 10%
Протяженность участка российско-китайской государственной границы, который проходит по Хабаровскому краю, составляет почти 300 километров
— Как в крае подвигается реализация нацпроектов?
— Темпы хорошие, поскольку это ключевой приоритет в работе регионального правительства. Среди отдельных результатов 2021 года хочу отметить следующие. В рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроено 130 общественных территорий в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске и 15 районах края (в 2020 году — 121). Также активно мы работали и по дворовым территориям. Всего по краю в 2021 году благоустроен 351 двор (в 2020 году — 160 дворов).
Хороший отклик имеем по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Выполнен ремонт 126 километров автомобильных дорог. В процессе реализации нацпроекта «Образование» открыто 25 центров образования цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей «Точка роста». Продолжается работа по созданию сети центров цифрового образования детей «IT-куб». В 2021 году открыт уже третий в крае «IT-куб» на базе школы в селе Восточном.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» в краевом онкологическом центре смонтировали радиотерапевтическую систему нового поколения — линейный ускоритель (Halcyon Elite). Мы стали первым в стране регионом с уникальной системой лечения онкологических заболеваний.
В 2021 году в рамках нацпроектов в Хабаровском крае ввели в эксплуатацию шесть объектов капитального строительства. Среди них — детский сад в селе Мирном, теннисные корты в селе Троицком, физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Вяземском, пристройка к школе села Бриакан, станция очистки питьевой воды в селе Красицком, водозабор в поселке Многовершинный Николаевского района.
В 2022 году идет исполнение 29 социальных и инфраструктурных проектов. Среди них детская поликлиника и набережная в Хабаровске, школы в селе Найхин и городе Вяземском.
— В прошлом году вы провели полную перезагрузку работы Правительства Хабаровского края, определили пять флагманских инициатив. Расскажите о каждой из них подробнее.
— Пять флагманских инициатив — «Интересная работа, достойная зарплата», «Край комфортного проживания», «Край здоровья. Растим будущее», «Край инноваций и новых возможностей», «Край притяжения. Туризм в удовольствие» — станут двигателями социально-экономического развития региона. Они призваны повысить качество жизни населения, условия работы и отдыха людей.
«Интересная работа, достойная зарплата» — это не только проекты по эффективному сотрудничеству работодателей со службой занятости и целевой подготовке квалифицированных кадров. Это и проект, направленный на успешную инвестиционную деятельность, которая позволит краю войти в двадцатку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В регионе будет внедрен стандарт в работе с инвесторами. Запущен ряд новаторских элементов. Среди них: инвестиционная декларация, институт медиации — разрешения спорных вопросов, интерактивная инвестиционная карта, единый свод правил доступа к ключевым элементам инфраструктуры. Все будет работать в режиме одного окна. Новый формат взаимодействия с бизнесом в рамках регионального инвестиционного стандарта будет запущен на уровне всей страны. Хабаровский край стал одним из пилотных регионов.
«Край комфортного проживания» — это развитие региона как территории, комфортной для проживания, создание условий привлечения новых и удержания коренных жителей даже в самых отдаленных районах. На это нацелены проекты доступного жилья, разработки и внедрения зеленых технологий, популяризации спорта и здорового образа жизни, сохранения и приумножения культурного наследия.
«Край здоровья. Растим будущее» — это проекты, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи и образования, всестороннюю помощь одаренным и творческим детям и молодежи. В планах создание краевого центра развития и поддержки одаренных детей «Сириус».
«Край инноваций и новых возможностей» — это позиционирование Хабаровского края как передового инновационного, креативного и цифрового центра на Дальнем Востоке. Например, проекты по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода, климатические проекты. Знаковым выступает реализация проекта «Байкал на Амуре».
По поручению президента страны В. В. Путина к 2025 году необходимо обеспечить выпуск не менее 30 легких многоцелевых самолетов. Данный проект мы реализуем совместно с Минпромторгом России, Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Проект включает создание сборочного производства, учебно-производственного комплекса, площадки «Кибердром», центра роботизации. Запустить производство ЛМС "Байкал«[3] планируем в 2024 году.
«Край притяжения. Туризм в удовольствие» — это перезагрузка туристической отрасли. При поддержке федерального центра в крае планируем создавать туристические магниты: самую протяженную набережную на Востоке России (девять километров), яхтенную лагуну, аквапарк с гостиницей, новое здание речного вокзала, новый Дальневосточный художественный музей. Для любителей активного отдыха в пригороде Хабаровска будет построен спортивно-туристический комплекс «Хехцир».
Мы ставим себе задачу донести до туриста, что край включает в себя уникальные территории — на юге края субтропические леса, на севере очень похожий на сибирский климат, морское побережье похоже на Сахалин. Леса, реки, морское побережье у нас позволяют замахнуться на то, чтобы стать туристическим брендом три в одном.
В рамках каждой флагманской инициативы поставлены конкретные целевые установки, заданы четкие сроки. Выполнение этих инициатив — персональная ответственность региональной власти. Для реализации планов опираемся на успешно зарекомендовавшее себя проектное управление. Разработаны дорожные карты, являющиеся не только четкими планами действий с конкретными контрольными точками, но и позволяющие системно отслеживать степень достижения заданных результатов. Финансирование флагманских инициатив — один из приоритетов при работе с бюджетом края.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
[1] Sukhoi Superjet 100 — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 километров.
[2] Легкий тактический самолет «Шах-и-мат (en. Checkmate)» — проект российского малозаметного многофункционального истребителя пятого поколения.
[3] Российский легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолет. Предназначен для замены устаревшего Ан-2.