Экономика Хабаровского края привлекательна для крупных частных инвестиций. И этому во многом способствует наличие в регионе полной и четкой законодательной базы. О работе законодательного органа края «Бюджету» рассказала председатель Законодательной думы Хабаровского края доктор экономических наук Ирина Валериевна ЗИКУНОВА.
— Ирина Валериевна, депутаты края за год принимают сотни законов, но самым главным и ответственным, определяющим качество и уровень жизни жителей является закон о региональном бюджете. Каким принят бюджет края на текущий год и плановый период?
— Работе над главным финансовым законом региона всегда отводится особое место, ведь проблем и направлений, куда необходимо направить средства, очень много. Бюджет-2022, как и предыдущих годов, социально ориентированный. Основные расходные статьи — здравоохранение, образование и социальные обязательства. На эти цели заложено 67 процентов бюджета.
Существенное влияние на формирование бюджета оказали необходимость исполнения решений федерального уровня, принятых обязательств перед жителями края, а также соблюдения ограничений, направленных на оздоровление государственных финансов края. Бюджет спланирован с умеренным дефицитом — около 500 миллионов рублей.
Есть у нас основания и для оптимизма. Темп прироста качественных собственных источников финансирования (доходы, полученные от налога на прибыль, от предпринимательской деятельности, НДФЛ) в 2021 году продемонстрировал положительную тенденцию.
— Удалось ли предусмотреть средства на бюджет развития?
— Экономика края привлекательна для освоения крупных частных инвестиций. Роль государства в том, чтобы обеспечить для этого условия — создать инфраструктуру, дороги, доступ к инженерным коммуникациям, развивать социальную среду и городские пространства. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов краевого бюджета, направленных на устойчивое развитие экономики региона, занимают расходы на реализацию госпрограмм «Развитие транспортной системы Хабаровского края» — 59,1 процента (объем финансирования 8 миллиардов рублей), «Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края» — 16,4 процента (объем финансирования 2,2 миллиарда рублей), «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае» — 10,2 процента (объем финансирования 1,4 миллиарда рублей). В новых условиях эти направления приобретают еще большую значимость. Вместе с тем мы также должны понимать, что многомиллиардное финансирование социальной сферы оборачивается хорошим потребительским спросом, который дает импульс развитию среднего и малого бизнеса.
— Какие важные законы принимали в экономической сфере в последнее время?
— Оперативное реагирование на возникающие риски позволяет минимизировать их негативные последствия. Для поддержки бизнеса в условиях пандемии в 2021 году в крае было пролонгировано действие пониженных ставок налога по УСН, введены смягченные условия налогообложения для субъектов социального предпринимательства, в два раза сокращен налог на имущество субъектов гостиничного хозяйства и транспортный налог для общественного транспорта и электрокаров. В регионе поддерживается современный тренд экологичного потребления.
Для инвесторов на законодательном уровне упрощена процедура оформления земель для реализации проектов. В крае была скорректирована патентная система налогообложения, суть которой состоит в дифференциации районов края по шести группам, учитывающим их специфику предпринимательской деятельности и выстраивание дифференцированной шкалы потенциально возможного получения дохода.
— Не все вопросы можно решить на региональном уровне. Какие инициативы, выдвинутые в последнее время депутатами Хабаровского края, вы считаете необходимыми для всей страны?
— Таких много. Одна из последних касается финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах малой этажности. В настоящее время в Программу капитального ремонта края включено 1435 многоквартирных домов, количество квартир в которых не превышает 12. Собираемость начислений по ним очень низкая. Принимая во внимание социальное положение большинства жителей этих домов, не позволяющее повысить размер взноса, депутаты Законодательной думы Хабаровского края приняли обращение к министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ И. Э. Файзуллину. В нем мы предложили разработать механизм предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта в таких многоквартирных домах за счет средств госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Мы инициировали внесение в Государственную думу проекта федерального закона об изменениях в Земельный и Лесной кодексы РФ. Эти поправки упрощают доступ российским пчеловодам к медоносам в лесах всей страны. Сегодня пчеловоды края просто так разместить свои ульи в тайге не имеют права — необходимо платить за аренду таежного участка, поставив его перед этим на кадастровый учет, составлять проекты освоения лесов. Все это достаточно сложный процесс оформления документов, поэтому пчеловоды, многие из которых пенсионеры, бросают пчеловодство, свои пасеки.
Еще одна инициатива — увеличить размер ежемесячных выплат гражданам, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, а также уход за другими нетрудоспособными лицами. Мы предлагаем увеличить их до 13 тысяч рублей, что соответствует размеру МРОТ в 2022 году, и предусмотреть индексацию размера данной выплаты.
— Законодательная дума Хабаровского края активно включилась в обсуждение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Какие поправки в законопроект предложили депутаты края?
— После активной дискуссии на заседании Думы концепция законопроекта была поддержана большинством краевых депутатов. Вместе с тем его отдельные положения вызвали вопросы, поэтому его обсуждение продолжили совместно с органами местного самоуправления края, председателями районных собраний депутатов. От них поступил ряд предложений, которые будут обобщены и направлены в Государственную думу. В частности, предлагается уточнить перечень передаваемых в ведение органов местного самоуправления полномочий, закрепить принципы финансового обеспечения передаваемых полномочий и дать однозначные определения всем применяемым в законе терминам.
— Как вы оцениваете осуществление парламентского контроля за деятельностью правительства, Контрольно-счетной палаты, исполнением законов?
— Это очень важное направление деятельности депутатов. Рассмотрение вопросов об исполнении законов края утверждается планом работы Думы на очередной год в соответствии с вопросами ведения постоянных комитетов. По итогам контроля выявляем проблемные вопросы, даем рекомендации уполномоченным органам по их устранению, при необходимости готовим изменения в краевые законы. Кроме того, Дума ежегодно заслушивает отчет губернатора о результатах деятельности правительства края и отчет Контрольно-счетной палаты, в том числе по вопросам, поставленным Думой.
— Какое внимание уделяете реализации национальных проектов на территории региона? Формируете ли задание для КСП Хабаровского края в отношении контроля нацпроектов?
— Реализация национальных проектов в крае находится на постоянном депутатском контроле. Как правило, конкретные меры по реализации нацпроектов прописываются в региональных программах. Информацию об их реализации органы власти представляют на комитетах, заседаниях Думы, в ходе правительственных часов. В рамках парламентского контроля депутаты по округам знакомятся с реализацией проектов на местах.
Вопросы нацпроектов находят свое отражение и в поручениях Контрольно-счетной палате. В частности, по поручению Думы в настоящее время проводится контроль реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения» в
Подготовила М. И. КУЛЬКОВА