№ 4 апрель 2022 — 10 апреля 2022

Устойчивый бюджет как основа для опережающего развития края

Версия для печати 784 Материалы по теме
Устойчивый бюджет как основа  для опережающего развития края

С 2012 по 2020 год бюджет Хабаровского края, находившийся в условиях необходимости выполнения поставленных на федеральном уровне задач и финансирования расходных обязательств, оставался дефицитным. Все это время правительство региона принимало меры по бюджетной консолидации. Какие эффекты дает комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения устойчивости бюджета, рассмотрено в статье.

Валентин Станиславович КОСТЮШИН, министр финансов Хабаровского края

В соответствии с Программой оздоровления государственных финансов Хабаровского края на период до 2024 года в регионе идет систематическая работа по увеличению налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов, стабилизации и сокращению госдолга. Так, при формировании бюджета на 2022 год непервоочередные расходы были сокращены на 6,8%, или на 5,2 миллиарда рублей. Регион постоянно работает над устранением неэффективных налоговых льгот.

Увеличение доходов

Главным рычагом обеспечения сбалансированности бюджета края остается рост экономики. В 2020 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную ковидом, и принятые в связи с этим на всех уровнях власти меры по поддержке бизнеса — предоставление льгот, отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет, — нам удалось сохранить доходный потенциал региона. Значительное влияние на стабилизацию финансового состояния пострадавших предприятий, в том числе малого бизнеса, оказали своевременные и эффективные меры федеральных органов власти, правительства края, муниципалитетов по поддержке отраслей, предусматривающие снижение налоговой нагрузки. Эти меры оцениваются в сумме 1,7 миллиарда рублей. В результате по итогам 2020 года сокращение налоговых и неналоговых доходов бюджета края составило 0,2%. Это в девять раз ниже, чем по Российской Федерации.

Совместные усилия правительства края, глав муниципальных образований и налоговых органов позволили преодолеть негативные тенденции и способствовали дальнейшей стабилизации экономической ситуации. За 2021 год в консолидированный бюджет края поступило 121,3 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов, с ростом по сравнению с 2020 годом на 19,4% (к 2019 году — на 19,1%). Структура доходов бюджета края в разрезе доходных источников достаточно диверсифицирована и стабильна. Налоговые доходы составляют около 94% от общей суммы поступлений, неналоговые — 6%.

Бюджетоформирующими являются налоги на прибыль и доходы, налоги на имущество. Их доля в составе налоговых и неналоговых доходов в 2021 году составляет 61 и 14% соответственно. География налогового потенциала на территории края неоднородна. 68% потенциала формируется на территориях Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, и 32% — на территориях остальных 17 муниципальных районов края.

В целях обеспечения исполнения доходной части бюджета Правительство Хабаровского края ежегодно устанавливает отраслевым министерствам и комитетам:

  • задание по выполнению объемных и макроэкономических показателей, формирующих налогооблагаемую базу края;
  • задание по мобилизации налоговых доходов по видам экономической деятельности (т. е. мобилизация доходов в бюджет осуществляется не только администраторами доходов, которые начисляют платежи и взыскивают задолженность по ним, но и отраслевыми структурами правительства региона);
  • задание по мобилизации неналоговых доходов по видам доходов в разрезе ОИВ края, курирующих соответствующие виды доходов;
  • задание по недопущению роста недоимки организаций по курируемым видам экономической деятельности.

Для организации выполнения установленных заданий по мобилизации доходов отраслевые министерства и комитеты края тесно взаимодействуют с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории края, в том числе и с вертикально интегрированными компаниями. Практически со всеми крупными компаниями заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. В документах предусмотрена норма по сохранению и расширению налогооблагаемой базы, предоставление сведений по показателям, оказывающим влияние на налоговую эффективность конкретной отрасли. Заключение соглашений обусловлено необходимостью достоверной оценки финансовых ресурсов края, прогнозных оценок по уплате налогов.

18.jpg

В 2021 году наибольший вклад в формирование объема налоговых доходов обеспечили предприятия:

  • транспорта, их вклад в общий объем составляет 12,9% (13,9 миллиарда рублей) (рисунок 1);
  • топливно-энергетического комплекса — 10,6% (11,4 миллиарда рублей);
  • горнодобывающего комплекса — 10,4% (11,2 миллиарда рублей);
  • торговли — 10,1% (11 миллиардов рублей);
  • строительства — 5,6% (6,1 миллиарда рублей).

К уровню 2020 года в отраслевом разрезе увеличились налоговые платежи от предприятий всех видов экономической деятельности, кроме рыбного комплекса (снижение на 609 миллионов рублей) и сельского хозяйства (снижение на 7 миллионов рублей). Наибольший рост налогов достигнут предприятиями лесного комплекса (рост в 2,2 раза к 2019 году), промышленного производства (рост на 63% к 2019 году), горнодобывающего комплекса (рост на 56% к 2019 году), торговли (рост на 47% к 2019 году), строительства (рост на 33% к 2019 году) (рисунок 2).

19.jpg

Совместная работа правительства края, муниципальных образований и налоговых органов по расширению доходной базы бюджета дала ощутимый результат. Он обеспечен за счет легализации теневой занятости, постановки на учет новых объектов налогообложения (1 миллиард рублей), мер по сокращению задолженности по платежам в бюджет (3,3 миллиарда рублей), увеличения ставок по налоговым и неналоговым платежам (0,5 миллиарда рублей) и платежей от организаций, применяющих льготные налоговые режимы (2,5 миллиарда рублей).

7,3 млрд руб. — общий бюджетный эффект от мероприятий по расширению доходной базы

Мы уделяем особое внимание вопросу снижения задолженности по платежам в бюджет края. Во взаимодействии с налоговыми органами на постоянной основе проходят отраслевые и муниципальные комиссии, на которых отчитываются руководители организаций, допустившие значительный прирост недоимки в бюджет. Осуществляется контроль за погашением недоимки. За 2021 год на комиссиях рассмотрены ситуации почти 2,7 тысячи должников, погашено 2,7 миллиарда рублей недоимки.

На стационарных и передвижных постах ГИБДД проходят рейды на предмет уплаты транспортного налога с физических лиц. Совместно с налоговыми органами проводим разъяснительную работу с населением, информация о порядке и сроках уплаты имущественных налогов физлиц размещается в СМИ, почтовых отделениях, кассах приема коммунальных платежей, отделениях Сбербанка, на объектах наружной рекламы.

Проводим претензионно-исковую работу. За 2021 год она проведена в отношении 17,1 тысячи неплательщиков. В результате погашены арендные платежи за земли, имущество и использование лесов на сумму 0,6 миллиарда рублей.

Долговая политика

Необходимость ускоренного развития края в соответствии с задачами по интенсивному развитию Дальнего Востока, поставленными Президентом РФ, требует от региона существенных затрат. В условиях отсутствия в полном объеме собственных источников финансирования бюджетных обязательств правительство края было вынуждено привлекать заемные средства. Несмотря на принимаемые меры бюджетной консолидации на 1 января 2021 года долг края составил 54,8 миллиарда рублей, или 69,4% налоговых и неналоговых доходов региона.

При этом работа по оптимизации долговой нагрузки на бюджет ведется постоянно. Регулярно осуществляется мониторинг финансового рынка и взаимодействие с кредитными организациями в целях минимизации расходов краевого бюджета при осуществлении заимствований. При наличии возможности заключаются соглашения о снижении процентной ставки по действующим контрактам, корректируются сроки привлечения и погашения кредитов, привлекаются краткосрочные бюджетные кредиты. В результате сумма экономии по расходам на обслуживание госдолга края в 2018–2020 годах составляла около 1 миллиарда рублей ежегодно.

Правительство края активно участвует в реализации инициатив Президента РФ по обеспечению долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов. В 2021 году проведена реструктуризация бюджетного кредита, предоставленного в 2020 году региону из федерального бюджета в сумме 5,7 миллиарда рублей. Срок его гашения был перенесен с 2021 года до 2029 года. Одобрено предоставление краю бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов в сумме 3,7 миллиарда рублей, в том числе в 2022 году — 1,4 миллиарда рублей, в 2023 году — 2,3 миллиарда рублей. За счет бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета в сумме 16,6 миллиарда рублей, погашены дорогостоящие рыночные заимствования края (16,1 миллиарда рублей) и предоставлены кредиты муниципальным образованиям для погашения долгов перед кредитными организациями (0,5 миллиарда рублей).

В 2021 году за счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов бюджета края досрочно погашены кредиты банков на сумму 3 миллиарда рублей. Общий объем рыночных заимствований края сократился с 39,6 миллиарда до 20,5 миллиарда рублей. Уровень долговой нагрузки края снижен с 69,4 до 53,6% налоговых и неналоговых доходов. В прошлом году снижение объемов рыночных заимствований, а также проведенная работа позволили сократить расходы на обслуживание государственного долга на 2,3 миллиарда рублей.

Правительство края будет продолжать реализацию ответственной долговой политики, основная цель которой — поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет. В 2022–2024 годах планируется дальнейшее сокращение госдолга края.

Приоритеты развития

Краевой бюджет обеспечивает финансирование 35 государственных программ края, на которые приходится более 90% всех бюджетных расходов. Содержание этих программ регион постоянно пересматривает, чтобы соответствовать задачам по достижению национальных целей. В 2021 году на реализацию госпрограмм было направлено 11,8 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 9 миллиардов, бюджета края — 2,8 миллиарда. В 2022 году сумма составит более 19 миллиардов рублей.

В 2021 году впервые за последние 10 лет бюджет Хабаровского края был исполнен с профицитом

20.jpg

Наш губернатор Михаил Владимирович Дегтярев определил пять флагманских направлений развития края до 2030 года. Они приняты к исполнению правительством края и будут способствовать реализации федеральных и региональных проектов. В 2022 году совместные усилия отраслевых министерств, ГАБС и муниципальных образований сосредоточены на том, чтобы поднять эффективность бюджетных расходов за счет их направления на реализацию губернаторских инициатив.

Особое внимание правительство края уделяет социально-экономическому развитию муниципальных образований. Поддержку муниципалитетам регион оказывает как с помощью предоставления межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения и исполнение переданных госполномочий, так и путем установления единых и дополнительных нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет.

21.jpg

В 2021 году объем средств, предоставленных местным бюджетам, составил 44,8 миллиарда рублей. Из них на выравнивание и обеспечение сбалансированности местных бюджетов с учетом установленных нормативов отчислений в местные бюджеты — 15,8 миллиарда рублей, на софинансирование вопросов местного значения — 7,1 миллиарда рублей, исполнение делегированных государственных полномочий — 21,9 миллиарда рублей.

При этом в крае выстроена такая система межбюджетных отношений, которая обеспечивает возможность всем муниципальным образованиям участвовать прежде всего в реализации нацпроектов и госпрограмм, софинансируемых из федерального бюджета. При утверждении на очередной финансовый год и плановый период предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований наиболее высокая поддержка — до 99% — из краевого бюджета предусмотрена на исполнение расходных обязательств, возникших при реализации региональных проектов в рамках национальных и федеральных проектов. В рамках реализации госпрограмм, софинансируемых из федерального бюджета, предельный уровень софинансирования составляет от 89,5 до 95%. В рамках краевых госпрограмм — от 60 до 70%.

22.jpg

Очень востребованы в муниципалитетах средства на благоустройство дворовых территорий и инициативные проекты граждан. В рамках инициативных проектов идет реализация муниципальных программ формирования современной городской среды, мероприятий по благоустройству сельских территорий. Предоставляются гранты в целях поддержки проектов по развитию территориального общественного самоуправления. В 2021 году финансирование из федерального и краевого бюджетов по этим направлениям составило 971,1 миллиона рублей. На 2022 год предусмотрено уже более 1,82 миллиарда рублей. Это служит серьезным стимулом для непосредственного участия жителей края в бюджетном процессе.

Поделиться