Реализация государственного курса на цифровую трансформацию, создание электронного правительства и цифровой экономики шаг за шагом приближает нас к массовому проникновению цифровых технологий во все сферы жизни российского общества, включая государственное и муниципальное управление, промышленное производство, быт и культуру. Однако место муниципалитетов в их реализации неочевидно. И в связи с этим финансирование проектов в сфере информатизации из вышестоящих бюджетов осуществляется по остаточному принципу.
Игорь Григорьевич МИХАЙЛОВСКИЙ, вице-мэр города Хабаровска, первый заместитель мэра города по экономическим вопросам
ЕМТС и ЦОД
Даже в текущих реалиях Хабаровск находится в непрекращающемся процессе внедрения в городскую инфраструктуру и муниципальное управление передовых цифровых и инженерных решений. С 2006 года на территории города разворачивался уникальный в своем роде проект построения единой многофункциональной телекоммуникационной сети (ЕМТС) Хабаровска. Сейчас сеть, представляющая собой оптические каналы связи протяженностью свыше 1000 километров, охватывает все районы города, объединяет свыше 400 социально значимых объектов, предприятий и организаций жизнеобеспечения муниципалитета.
Уникальность проекта ЕМТС заключается в том, что он стал результатом тесного взаимовыгодного сотрудничества администрации города и ведущих операторов связи, в рамках которого Администрация Хабаровска создавала максимально благоприятные условия для развития услуг связи на территории столицы региона. А операторы связи, в свою очередь, предоставляли часть оптических волокон по своим трассам муниципалитету.
2 511 359 — количество обращений в Хабаровске за муниципальными услугами в электронном виде в 2021 году. Это 96,95% от общего количества обращений
Такой подход к реализации проекта позволил в достаточно короткие сроки без колоссальных вложений со стороны городского бюджета создать инфраструктуру, на 100% удовлетворяющую потребность Хабаровска в линиях связи для организации взаимодействия структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений.
Вторым ключевым элементом инфраструктурной составляющей городской информатизации стал собственный Центр обработки данных. Первая очередь центра была введена в эксплуатацию в 2012 году, практически на десятилетие опережая федеральные программы в области развития коммуникационной инфраструктуры.
Из 101 предоставляемой в электронном виде муниципальной услуги 94 переведены в электронный вид на платформе АИС «Госуслуги»
Муниципальные услуги
В связи с тем что одной из важнейших задач государственного и муниципального управления сегодня является повышение качества жизни рядового гражданина, большая часть проектов в сфере информатизации Хабаровска направлена на повышение информированности граждан, расширение спектра оказываемых услуг и оптимизацию процессов их предоставления. В рамках реализации Закона от 27 июля 2010 года № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрация города создала условия перехода на новый качественный уровень предоставления муниципальных услуг в электронном виде. Реестр муниципальных услуг Хабаровска, включает в себя 102 услуги: 92 предоставляют структурные подразделения администрации города, 10 — муниципальные учреждения.
Все услуги, в соответствии с действующим законодательством подлежащие предоставлению с использованием информационно-коммуникационных технологий, город оказывает в электронной форме. Сведения о них размещены на едином портале gosuslugi.ru, региональном портале края uslugi27.ru и на официальном сайте администрации города khv27.ru.
На официальном сайте администрации города создан раздел «Жителям города» / «Муниципальные услуги». Там можно не только централизованно получить всю необходимую информацию по услугам, но и обратиться за их получением в электронном виде. Для удобства жителей все услуги сгруппированы по жизненным ситуациям. Также для каждой услуги размещены образцы и шаблоны заявлений.
В целях оптимизации процесса перевода услуг в электронный вид в администрации города с 2014 года функционирует информационная система «Госуслуги», интегрированная с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Главное преимущество системы «Госуслуги» в том, что формирование набора документов, предусмотренных регламентом предоставления услуги с учетом конкретных жизненных ситуаций, осуществляется в конструкторе системы сотрудниками администрации города самостоятельно. Нет никакой необходимости привлечения компании-разработчика и внесения изменений в программный код.
Для взаимодействия с властью, в том числе для участия в решении вопросов городского развития, кроме официального сайта администрации города, хабаровчане используют и региональную цифровую платформу golos27.ru. Эта возможность у них появилась благодаря тесному взаимодействию администрации города с Правительством Хабаровского края.
В помощь инвесторам и пассажирам
В XXI веке сложно переоценить значение информации. Так, в целях создания условий для ведения диалога между властью, бизнесом, российскими и иностранными инвесторами и жителями города, а также для информирования об инвестиционных проектах, формирования и популяризации привлекательного инвестиционного образа Хабаровска с 2017 года функционирует инвестиционный портал города.
Портал обеспечивает взаимодействие инвесторов и городских властей в части привлечения первых к реализации проектов, содержит исчерпывающую информацию о реализуемых и планируемых к реализации в городе проектах. Карта инвестиционных проектов позволяет визуально оценить привлекательность проекта в зависимости от места его предлагаемой реализации, степени развитости инфраструктуры и других условий.
Незаменимым информационным ресурсом, особенно в условиях суровой дальневосточной зимы, когда хочется максимально сократить время ожидания общественного транспорта на остановках, стал сервис Транспорт27.рф. Информационный ресурс, представляющий собой интерактивную карту с отображением движения пассажирского транспорта, позволит построить маршрут следования до желаемого места назначения, не выходя на улицу, отследить время прибытия транспорта интересующего маршрута, в том числе оборудованного для перевозки людей с инвалидностью. Максимально простой и удобный интерфейс мобильного приложения понятен жителям и гостям города любого возраста.
С 2018 года функционирует единая система оплаты проезда в общественном транспорте, включая возможность безналичного способа оплаты проезда, в том числе картой, браслетом, брелоком и телефоном. Это удобно, и горожане уже оценили эффект от внедрения этой системы.
Цифровизация ЖКХ
Умные технологии пришли также и в сферу ЖКХ. Некоторые жители Хабаровска уже имеют в своих домах частично реализованные элементы умного дома. На примере семи домов, подключивших умные счетчики, видно, что плата за ОДН для них снизилась в среднем на 30%.
Удобно это и для ресурсоснабжающих компаний. С монитора диспетчера можно увидеть расход электроэнергии по каждой квартире, и в случае большой задолженности отключить ее подачу, не отходя от компьютера. Просигнализирует умный прибор и о незаконном вмешательстве в работу самого устройства. Подобная система учета потребления энергоресурсов сейчас внедряется и в бюджетной сфере.
Цифровизация культуры
В 2011 году Хабаровск начал работу по созданию единой городской электронной системы «Библиотека» (ЕГЭСБ). Это единое информационное пространство библиотек города, интегрированное с информационным ресурсом компьютерной библиотечной сети Хабаровского края, который, в свою очередь, объединен с единым общероссийским ресурсом.
Внедрение электронной библиотеки стало решающим фактором в повышении качества библиотечного обслуживания и в расширении видов библиотечных услуг. Для библиотек созданы электронные читальные залы. К услугам читателей — доступ в интернет, набор и распечатка текстов, сканирование, электронная доставка документов, консультационная помощь при электронной записи на прием к врачу, организация личного кабинета пользователя на «Госуслугах», помощь в подготовке электронных презентаций и т. д.
По результатам 2020 года:
- к системе подключено две центральных библиотеки города и 19 филиалов городских библиотек;
- оборудовано 131 автоматизированное рабочее место читателя. Организован доступ с созданных АРМ через сайты учреждений к сводной базе данных электронных каталогов и электронным ресурсам Дальневосточной государственной научной библиотеки и Президентской библиотеки им. Ельцина. Можно познакомиться с уникальными коллекциями Национальной электронной библиотеки (8139 оцифрованных материалов из 38 рубрик);
- в электронный каталог внесено 708 480 записей;
- зарегистрировано 56 064 электронных пользователя.
Также благодаря созданию этой системы удалось обучить компьютерной грамотности 6995 людей старшего поколения и 3486 детей. Все перечисленные проекты — лишь отдельные примеры того, как информационные технологии могут значительным образом облегчить жизнь человека, просто предоставляя ему в удобном виде нужную информацию.
ИТ управленцам
Что же могут дать информационные технологии муниципалитетам как органам управления? Сегодня, когда технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности не только отдельного человека, но и государства в целом, качество решений, принимаемых руководителями разного уровня, в основном зависит от актуальности и полноты получаемой информации. На первый план выходят вопросы не только повышения эффективности взаимодействия между субъектами управления по горизонтали и по вертикали, но и оптимизации работы внутри ведомств.
Так, одним из основных направлений использования информационных технологий в деятельности ОМСУ стало внедрение систем электронного документооборота. И Администрация Хабаровска не стала исключением. После девяти лет работы в программном продукте стороннего разработчика мы сделали ряд выводов. В частности, приняли решение о создании собственной системы электронного документооборота. С 2015 года в деятельность Администрации Хабаровска была внедрена информационная система «Муниципальный электронный документооборот».
Уникальность системы (в отличие от типовых систем электронного документооборота) состоит в том, что она полностью учитывает особенности и потребности всех участников процесса управления: от самого младшего сотрудника до руководителя, поскольку создавалась практически самими пользователями. Эта система позволила не только автоматизировать процесс обмена документами между структурными подразделениями администрации города, но и вывела на новый качественный уровень процесс контроля исполнения поручений по документам.
Документооборот
Говоря о документообороте в сфере муниципального управления, особым образом нужно выделять документацию, касающуюся инженерной инфраструктуры города. С начала
В программе задействовано 14 предприятий-сетедержателей города, а также департамент архитектуры, строительства и землепользования, осуществляющий функции оператора данного проекта. Каждому участнику программы были делегированы полномочия по формированию и актуализации слоев инженерных коммуникаций с указанием схемы прохождения коммуникаций, их технических характеристик, принадлежности.
Очень важным моментом является то, что каждый участник программы имеет возможность осуществлять мониторинг своих делегированных слоев, актуализировать информацию, дополнять сведениями о новом строительстве. Таким образом, ЕГАСИК является базой данных, функционирующей в режиме реального времени.
Взаимодействие власти и граждан
Наиболее ощутимый эффект дает внедрение информационных технологий в сфере непосредственного взаимодействия ОМСУ с гражданами. Для оптимизации данной работы разработан ряд продуктов по разным направлениям деятельности. Так, отличным примером системы учета и обработки данных является АИС «ХабГТО». Программа осуществляет учет мероприятий, результатов сдачи в рамках приема норм ГТО. Программой обеспечивается не только контроль корректности внесения данных об участниках тестирования, их результатах сдачи нормативов на соответствие утвержденным нормативам, но и возможность выборки и формирования статистической информации в разрезе учреждений и города в целом. В 2017 году АИС «ХабГТО» была отмечена дипломом X Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить».
С 2014 года в работу администрации города внедрена система «Субвенции ЖКХ», разработанная МБУ «МИАЦ» для автоматизации расчета компенсаций части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. Программа позволяет произвести формирование сводной базы данных плательщиков с начислениями из выгрузок, полученных из внешних источников, рассчитать субвенции, сформировать реестр начисления компенсаций.
В 2018 году АИС «Субвенции ЖКХ» по итогам XI Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить» была отмечена дипломом в номинации «За внедрение автоматизированной информационной системы „Субвенции ЖКХ“ по предоставлению компенсаций на оплату коммунальных услуг». АИС «Субвенции ЖКХ» заинтересовала глав Советско-Гаванского, Верхнебуреинского и Нанайского муниципальных районов Хабаровского края, которые приобрели нашу систему для дальнейшего ее использования.
Как повысить скорость реакции
Отдельного внимания заслуживает вопрос повышения оперативности реагирования на обращения граждан. В 2018 году на государственном уровне была внедрена интеллектуальная система «Инцидент-менеджмент», являющаяся системой мониторинга социальных сетей, в основе которой лежит аналитическая платформа, изучающая и анализирующая русскоязычный сегмент интернета.
В качестве дополнения к указанной системе была разработана АИС «Критика», основным функционалом которой является оперативное уведомление руководителей структурных подразделений, ответственных за реагирование на обращение, поступившее посредством системы «Инцидент-менеджмент», с использованием СМС-уведомлений и уведомления на адрес электронной почты. Ответ на обращение также отправляется с использованием функционала АИС «Критика». Использование этой системы сократило время реакции на обращение до минимально возможного — четыре часа. В 2021 году по итогам XIV Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить» система была отмечена дипломом.
На слуху сейчас использование в Хабаровске системы автоматического информирования «Автодозвон», внедренной с октября 2020 года. Система представляет собой единую базу нарушителей, на номера которых постоянно осуществляются роботизированные звонки один за одним с сообщением о необходимости устранения нелегальной размещенной рекламы.
Для определения основных направлений работы в этой сфере на официальном сайте Администрации Хабаровска в декабре прошлого года был проведен опрос жителей города. В итоге уверенно лидируют три проекта: «Умный светофор» (7561 балл), «Умный переход» (7387 баллов) и «Умная остановка» (6268 баллов).
К сожалению, кризисные явления в экономике, вызванные пандемией коронавируса, оказывают свое негативное влияние на темпы реализации глобальных и затратных проектов, но ни в коем случае не отменяют их реализацию. Что касается менее затратных проектов, то Администрация Хабаровска, сделав ставку на внедрение программных продуктов разработки подведомственного МБУ «МИАЦ», а также на тесное сотрудничество с вузами города, не намерена снижать темпы информатизации.
Так, в ближайшей перспективе особое внимание планируется уделить цифровизации городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности. Уже сейчас прорабатывается вопрос внедрения целого ряда сервисов в этих сферах, таких как:
- геоинформационная система мониторинга и контроля качества содержания дворовых территорий, мест накопления ТКО, кровель многоквартирных домов и т. д.;
- единый мониторинговый центр, обеспечивающий взаимодействие дежурных и диспетчерских служб жизнеобеспечения города;
- интеллектуальная система мониторинга дорожного полотна (санитарное состояние, разметка);
- «Умный перекресток», представляющий собой систему адаптивного управления светофорными объектами с дополнительными элементами предупреждения участников дорожного движения о наличии пешеходов.