23 марта 2022 года прошла итоговая коллегия Управления Федерального казначейства по городу Москве. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, ректор Финансового университета при Правительстве РФ С. Е. Прокофьев, представители организаций — клиентов УФК.
Казначейское обслуживание
Об итогах деятельности УФК по городу Москве доложил врио руководителя управления А. И. Лукашов. Он обозначил ключевые показатели эффективности по каждому направлению. Говоря о казначейском обслуживании поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, докладчик сделал акцент на роли казначеев в обеспечении своевременного перечисления средств в соответствующий бюджет либо их возврата плательщикам. Отдельно докладчик осветил результаты взаимодействия с администраторами доходов бюджета по уточнению так называемых невыясненных поступлений.
Также Лукашов отметил, что часто казначейство становится прямым участником реализации различных изменений в налоговом законодательстве РФ. Так, в частности, в рамках совершенствования института зачета сумм излишне уплаченных платежей с 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые позволили налоговым органам самостоятельно без заявлений физических лиц — налогоплательщиков осуществлять зачет переплаты по одним налогам в счет погашения имеющейся задолженности по другим. При этом не важно, в одном или разных регионах находятся объекты налогообложения. В результате более чем в два раза увеличилось количество документов, поступающих от налоговых органов.
Говоря о казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета, а также казначейском обслуживании операций со средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, врио руководителя управления привел следующую статистику. В течение 2021 года в УФК обслуживалось более чем 1,3 тысячи федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, которым открыто более трех тысяч лицевых счетов. Совокупный кассовый расход федеральных учреждений составил 3,6 триллиона рублей. Особенностью отдельных клиентов УФК по городу Москве является централизация на их основе отдельных функций федеральных органов исполнительной власти. Например, федеральное казенное учреждение «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Минздрава России осуществляет централизованную закупку широкого ассортимента лекарственных препаратов. Другим примером использования аналогичного подхода является создание на базе ФКУ «Ространсмодернизация» единого заказчика по строительству объектов транспортной инфраструктуры.
Казначейское сопровождение
Одно из ключевых направлений деятельности Управления Федерального казначейства по городу Москве — казначейское сопровождение. Являясь одним из семи центров специализации по казначейскому сопровождению различных федеральных проектов, управление сопровождает около 40 тысяч контрактов, договоров и соглашений. Размер кассового исполнения по ним превышает 80% от общего расхода по всем центрам специализации.
Среди новаций 2022 года в рамках рассматриваемого направления Лукашов назвал внедрение нового инструмента, а именно контроль за соблюдением долевого софинансирования, источником которого являются средства, предоставленные Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства из Фонда национального благосостояния, и средства собственников объектов коммунальной инфраструктуры. В качестве примера казначейского сопровождения средств субсидий был приведен проект, реализуемый фондом «Круг добра». Цель проекта — оказание помощи детям, страдающим редкими тяжелыми заболеваниями. На заседании коллегии присутствовала член правления фонда «Круг добра» А. П. Кудря, которая проинформировала собравшихся об основных результатах работы фонда, отметив при этом роль УФК по городу Москве.
Р. Е. Артюхин высоко оценил результаты деятельности УФК по городу Москве, а также обозначил задачи, стоящие перед казначейством. Ректор Финансового университета при Правительстве РФ С. Е. Прокофьев, в недавнем прошлом заместитель руководителя Федерального казначейства, отметил важность дальнейшего расширения использования возможностей Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, электронных сертификатов.
Е. И. Гуревич