№ 4 апрель 2022 — 10 апреля 2022

Внутренний финансовый аудит: особенности новых технологических цепочек

Версия для печати 659 Материалы по теме

В настоящее время ряд участников бюджетного процесса передали полномочия по ведению бюджетного учета федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». В результате проведение аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности стало общей задачей субъектов учета и уполномоченного органа по ведению централизованного учета. В статье рассказано, как осуществляется их взаимодействие в процессе проведения внутреннего финансового аудита.

46.jpg

Александр Петрович СУКОНКИН, директор ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»

47.jpg

Татьяна Александровна СТАВРОВА, заместитель главного технолога ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»

Изменения нормативной правовой базы

Нормативная правовая база, регламентирующая вопросы осуществления внутреннего финансового аудита (ВФА), за последние два года претерпела существенные изменения. Начало им положили поправки, внесенные в статью 160.2-1 БК РФ Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199‑ФЗ. К основным изменениям можно отнести:

  • закрепление норм об осуществлении ВФА на основе функциональной независимости;
  • расширение возможностей передачи полномочий по осуществлению ВФА;
  • закрепление требований к осуществлению ВФА в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов РФ;
  • закрепление увязки внутреннего финансового контроля и ВФА с финансовым менеджментом.

Изменения в нормативной правовой базе обусловили необходимость построения новых технологических цепочек, составляющих основу для реализации полномочий по ВФА. К особенностям данных цепочек прежде всего можно отнести большее количество звеньев (в соответствующих случаях), а также вариативность их построения, что связано с возможностью передачи полномочий по ВФА и полномочий по централизации учета.

Общая задача

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» ряд участников бюджетного процесса передали полномочия по ведению бюджетного учета ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ЦОКР). Поэтому задача по проведению ВФА является общей, коллективной задачей соответствующих субъектов централизованного учета и ЦОКР как уполномоченной организации.

При данном варианте ведения бюджетного учета аудиторские мероприятия должны проводиться как на уровне субъектов централизованного учета в части осуществляемых ими бюджетных процедур, так и на уровне ЦОКР как уполномоченной организации в части бюджетных процедур, выполняемых его структурными подразделениями. При этом аудиторские мероприятия не должны рассматриваться как обособленные, не связанные друг с другом. Ведь в конечном итоге цель их проведения — формирование суждения о достоверности бюджетной отчетности, то есть повышение степени уверенности субъекта учета в ее достоверности на момент подписания.

В этой связи важными становятся преемственность и комплексность аудиторских мероприятий, проводимых субъектами централизованного учета и ЦОКР применительно к каждому субъекту учета, как обеспечивающие эффективность ВФА в целом. Соответственно, очень важно грамотное построение технологических цепочек процесса осуществления ВФА.

Важность ВФА для субъекта учета

Субъекту учета следует рассматривать ВФА прежде всего как инструмент получения информации для управления рисками. Выявление в ходе ВФА нарушений (недостатков) — это возможность корректировки определенных данных учета в целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности на момент ее подписания.

В целях реализации соответствующих полномочий ФКУ «ЦОКР» и его межрегиональные филиалы утвердили и разместили на своем официальном сайте планы проведения аудиторских мероприятий на 2022 год. Согласно им ЦОКР следует подготовить около 1,2 тысячи заключений о достоверности бюджетной отчетности. Эти заключения должны содержать суждения, основанные на результатах оценки заключений (рассмотрения информации), представленных в учреждение субъектами централизованного учета, и анализа информации об отдельных операциях (бюджетных процедурах), выполненных в исследуемом периоде структурными подразделениями ЦОКР. Исходя из установленных сроков предоставления отчетности основной объем мероприятий по составлению ФКУ «ЦОКР» заключений о достоверности годовой бюджетной отчетности за 2021 год приходится на первую половину февраля 2022 года.

Взаимодействия субъектов, участвующих в ВФА

Остановимся на отдельных аспектах взаимодействия субъектов, участвующих в процессе ВФА. Во исполнение требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита участникам процесса ВФА следовало определить вариант его организации. ФКУ «ЦОКР» было приняло решение об образовании субъекта ВФА (полномочиями по проведению ВФА наделены отделы внутреннего контроля и аудита ФКУ «ЦОКР» и его филиалов).

Аудиторские мероприятия должны проводиться как на уровне субъектов централизованного учета в части осуществляемых ими бюджетных процедур, так и на уровне ЦОКР как уполномоченной организации в части бюджетных процедур, выполняемых его структурными подразделениями.

На этапе подготовки к проведению аудиторских мероприятий в декабре 2021 года ЦОКР запросил у субъектов централизованного учета (ГАБС (АБС)) информацию, в том числе о выбранном ими варианте организации ВФА. Исходя из представленной информации образовалось три варианта реализации соответствующих полномочий на уровне ГАБС (АБС):

1) в ГАБС (АБС), передавшем централизуемые полномочия, принято решение об образовании субъекта ВФА;

2) в АБС, передавшем централизуемые полномочия, принято решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА;

3) в ГАБС (АБС), передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении ВФА.

Выбранные варианты организации ВФА предопределили особенности технологических цепочек и взаимодействия ГАБС (АБС) и ЦОКР в процессе реализации ВФА (рисунок).

49.jpg

Уже на начальном этапе подготовки и проведения ЦОКР аудиторских мероприятий возникли вопросы, в том числе по взаимодействию субъектов, участвующих в процессе ВФА, особенностям подготовки заключений и отражения в них требуемой информации, а также по формированию единого понимания роли ВФА исходя из его предназначения.

В целях минимизации рисков ненадлежащего исполнения полномочий по ВФА, а также обеспечения результативности и эффективности аудиторских мероприятий, как до их начала, так и в ходе проведения, ЦОКР принял ряд превентивных мер, направленных на построение и обеспечение функционирования технологических цепочек в процессе ВФА.

Прежде всего приказом ФКУ «ЦОКР» был утвержден Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в учреждении. Далее были проработаны для уполномоченных должностных лиц ЦОКР алгоритмы действий, предусмотренных федеральными стандартами аудита, а также алгоритмы действий в случаях, прямо не урегулированных нормативными правовыми актами. Например, в случаях непредставления заключения (информации) ГАБС (АБС).

При этом в ходе взаимодействия ЦОКР с ГАБС (АБС) возникли определенные обстоятельства, в силу которых основой для вынесения суждения о достоверности бюджетной отчетности стали исключительно результаты анализа отдельных операций, полученные в ходе аудиторских мероприятий ЦОКР. В соответствии же с федеральными стандартами ВФА суждение должно формироваться с учетом анализа полученных заключений или рассмотрения информации, полученных от субъектов учета. Это произошло из-за того, что не все субъекты централизованного учета в силу тех или иных причин предоставили информацию о выбранном варианте организации ВФА, заключение (информацию) по результатам ВФА. Кроме того, не все заключения, получаемые от ГАБС (АБС), соответствовали установленным требованиям.

Столкнувшись с такими проблемами, в целях минимизации трудовых и временных затрат на работу с заключениями ГАБС (АБС), получение соответствующих заключений (информации) и обеспечение возможности учета сведений, отраженных в них, ЦОКР провел вебинары с участием субъектов централизованного учета и филиалов ЦОКР по тематике реализации полномочий ВФА. На вебинарах были рассмотрены актуальные вопросы реализации соответствующих полномочий. Вместе с тем должностные лица ЦОКР, уполномоченные на проведение ВФА, регулярно взаимодействуют с ГАБС (АБС) по возникающим вопросам, в том числе в части корректировки поступающих заключений в рамках установленных сроков с целью обеспечения их признания.

Реализация указанных мер в ряде случаев позволила исправить ситуацию и обеспечить направление субъектами учета в ЦОКР информации, являющейся необходимой составляющей для вынесения объективного суждения о достоверности бюджетной отчетности, основанного на полноценном аудите бюджетных операций каждым из участников процесса ВФА.

Поделиться