Регулирование и контроль деятельности в сфере использования виртуальных валют — это достаточно новое для мировой экономики явление, и поэтому они требуют обдуманных и аккуратных решений.
Кристина Владимировна ШВАНДАР, руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Минфина России, доктор экономических наук
Разрешить нельзя запретить
Проблему выбора между запретом и регулированием виртуальных валют каждая страна решает по-своему. Согласно данным, к концу 2021 года использование криптовалют было разрешено в различных формах в 107 государствах, в 10 государствах их использование было запрещено, 135 стран воздерживаются от правового регулирования. Таким образом, большинство стран по-прежнему используют народную мудрость «если не знаешь, что делать, — не делай ничего» и никак не регулируют эту новую цифровую данность. Полный запрет на использование криптовалют также относится к более простым способам решения проблем. Однако, как показывает исторический опыт, научно-технический прогресс не останавливается, а его игнорирование в настоящем просто переносит решение проблем в будущее, при этом многократно их усложняя и повышая угрозу отставания от лидеров.
Использование криптовалют:
107 стран — разрешено
10 стран — запрещено
135 стран — воздерживаются от правового регулирования
КНР
Кстати, именно к желанию решить проблему более простым способом некоторые эксперты относят недавнее решение Китая запретить криптовалюту в стране. Известно, что с 2009 года правительство Китая несколько раз предпринимало попытки запрета, однако впоследствии смягчало жесткие меры законодательного регулирования. Однако с 24 сентября 2021 года криптовалюта в Китае запрещена. Предположительно это решение полностью связано с мерами по борьбе с отмыванием денег и мошенничеством на криптовалютном рынке, и от будущего успеха в этой борьбе зависит, по мнению китайских аналитиков, длительность запрета и скорость его отмены.
Что касается стран, выбравших наиболее сложный путь — регулирования цифровых валют, то следует отметить, что разработка согласованной и благоприятной для инноваций нормативно-правовой базы для такого регулирования — крайне непростая задача. Существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются законодатели этих стран. Среди наиболее сложных — противоречие между развивающимися с высокой скоростью технологиями и консервативным и медленным процессом нормотворчества, крайне слабая степень взаимодействия и взаимопонимания между законодателями в сфере финансовых услуг, а также отсутствие единого мнения о том, для чего предназначены цифровые валюты, особенно по сравнению с уже существующими альтернативами.
США
В частности, в США, которые считаются одним из крупнейших рынков криптовалют, до 2014 года регулирования этой сферы не существовало. В период с 2014 по 2019 год Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) разработала законы о криптобиржах, классификации токенов, а также о первоначальных предложениях монет (ICO). С тех пор регулирование в стране продолжает развиваться как на национальном уровне, так и на уровне штатов. Например, в Аризоне сформирован комитет по изучению криптовалюты и технологии, лежащей в ее основе, а Арканзас внес законодательную поправку в отношении цифровой валюты в соответствии с «Единым законом о денежных услугах».
В рамках регулирования на национальном уровне правительство США решает проблему с отслеживанием транзакций. В мае 2021 года в стране были разработаны новые правила, регулирующие транзакции в криптовалюте и связанные с ними налоговые платежи. Согласно этим правилам держатели криптовалют или обменных пунктов должны предоставлять подробную информацию, связанную с «притоком и оттоком» любого вида денег (цифровых или бумажных), перемещающихся со счетов, которыми они владеют. Более того, любой бизнес, основанный или работающий на криптовалюте, обязан предоставить отчет о своих транзакциях, связанных с криптовалютой, сумма которых превышает 10 тысяч долларов.
Европа
Другой подход к регулированию применяют европейские страны. В ряде государств (в том числе во Франции, Германии, Швейцарии) приняты или находятся в разработке правовые акты, регулирующие выпуск и обращение продуктов цифровых технологий, примененных для создания или цифровой модификации финансовых продуктов. Имеющиеся примеры позволяют выделить определенную общую регуляторную концепцию, за эталон которой можно принять пакет законодательных инициатив, опубликованных Еврокомиссией в 2020 году (Digital Finance Package).
Данная концепция основана на разделении цифровых активов, использующих технологии распределенного реестра (включая блокчейн), на следующие категории:
- платежные токены (частные криптовалюты) — цифровое представление стоимости, не предоставляющее каких-либо прав владельцу и не являющееся законным платежным средством, но добровольно используемое лицами, участвующими в схеме распределенного реестра, в качестве инструмента осуществления взаимных платежей;
- служебные токены — цифровая запись, удостоверяющая право ее владельца на пользование продуктом (услугой) эмитента токена (например, программным продуктом или сетевым ресурсом);
- инвестиционные токены (цифровые ценные бумаги) — цифровая запись, удостоверяющая право финансового требования владельца к эмитенту токена, такого как право на возврат долга и выплату процентов либо на участие в распределении прибыли и управлении бизнесом эмитента.
В своем развитии данная концепция предполагает дифференцированное регулирование в отношении разных категорий цифровых активов.
Криптосанкции
В конце февраля 2022 года западные страны начали вводить жесткие экономические санкции против РФ. Они коснулись и криптовалютного рынка. К середине марта пользователи из РФ все чаще стали сталкиваться с проблемами при взаимодействии с цифровыми платформами. Некоторые россияне и вовсе потеряли доступ к своим сбережениям на счетах криптобирж.
Регуляторные проблемы
В целом следует отметить, что технология, лежащая в основе цифровой валюты, продолжает развиваться и становиться все более сложной, и в результате регулирующие органы разных стран сталкиваются с большим количеством проблем, перечислить которые достаточно сложно, но можно выделить некоторые из них. Например, существующие законы и правила в большинстве стран не обеспечивают правовую основу для существования цифровых валют. Пробелы могут возникать даже тогда, когда общепринятые определения таких терминов, как «имущество», «фонды», «активы» или «деньги», не включают или не могут толковаться как включающие цифровые валюты. Могут быть пробелы в предоставлении правовых оснований для поддержки создания цифровых валют и финансовых услуг, основанных на цифровых валютах. Например, хотя многие центральные банки проводят исследования по созданию своих цифровых валют, а некоторые из них уже находятся на этапах экспериментального внедрения, 104 центральных банка в мире согласно национальному законодательству о центральных банках не имеют полномочий выпускать цифровые валюты (опрос Международного валютного фонда).
Что касается стейблкоинов (криптовалюта, стоимость которой привязана к материальному активу. В качестве актива могут выступать бумажные деньги, нефть, серебро, золото и др.), то в большинстве юрисдикций практически нет указаний относительно того, кто имеет право выпускать стейблкоины. Если для выпуска требуется специальная лицензия или разрешение, то каковы механизмы надзора за стейблкоинами и каков необходимый надзор со стороны регулирующих органов.
Следующая проблема заключена в существовании нормативных и политических пробелов в устранении рисков, присущих только цифровым валютам, особенно рисков, связанных с характеристиками децентрализации цифровых валют. Полномочия различных регулирующих органов должны модифицироваться, поскольку появление цифровых валют требует от них выполнения новых обязанностей. Кроме того, защита прав потребителей — это область, в которой регулирующие органы сталкиваются с серьезными проблемами и которая требует особого внимания.
Еще одна проблемная область — это финансовые преступления. Поскольку цифровые валюты могут позволить пользователям проводить транзакции с высокой скоростью без посредника, существует риск того, что преступники могут обменивать средства через границы гораздо быстрее и легче, чем если бы они использовали денежные средства.
И наконец, отставание законодателей от развития технологий, недостаточно быстрое внедрение и обеспечение соблюдения необходимых правил мешают реализации преимуществ инноваций и подвергают пользователей серьезному риску.
Справка «Бюджета»
По мнению экспертов, сегодня около 12% населения России в той или иной степени вовлечены в криптовалютные операции, обладая криптовалютой на порядка 2 триллионов рублей. В условиях агрессивных западных санкций принятие законопроекта об обороте цифровых денег позволило бы в какой-то мере нивелировать негативные последствия отключения российских банков от SWIFT и ухода Visa и Mastercard. Однако в Правительстве РФ вопрос регулирования криптовалют привел к одному из самых громких за последние годы споров внутри финансовых властей страны. Речь идет о Центробанке и Минфине. Первый предлагает запретить выпуск, обращение и майнинг частных цифровых денег, второй выступает за регулирование сферы.
В заключение отметим, что готового рецепта идеального регулирования виртуальных валют в мире пока не существует, и, возможно, его не будет, поскольку регулирование в каждой стране учитывает национальные особенности. Вместе с тем на международном уровне просматривается накопление регуляторного опыта и знаний, которые позволят странам создать адекватные рамки для регуляторной деятельности.