Сколько государство тратит на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие? Ответ на этот вопрос даст «детский бюджет». Подробнее об этом инструменте «Бюджету» рассказала Олеся Александровна ФЕОКТИСТОВА, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Минфина России.
— Олеся Александровна, два года назад НИФИ разработал структуру и методику сбора данных о затратах на детей на региональном уровне. Расскажите, что это за документ?
— «Детский бюджет» — это свод затрат государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие, в том числе на детей, которые по разным причинам остались без родительского попечения, а также затраты на социальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, на поддержку материнства и рождаемости. До 2020 года у нас формировался только федеральный «детский бюджет», но, как вы отметили, два года назад НИФИ Минфина России совместно с Департаментом бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минфина России разработал структуру и методику сбора необходимых данных о затратах на детей на региональном уровне.
В октябре 2020 года приказом Минфина России[1] были утверждены методические рекомендации по ведению «детского бюджета» для субъектов Федерации. Опыт федерального «детского бюджета» и принятые методические рекомендации стали основой для формирования полноценного документа, в котором собраны максимально возможные, сопоставимые данные о расходах регионов и муниципальных образований на государственную поддержку семьи и детей. Теперь «детский бюджет» российских регионов также формируется ежегодно.
Здесь собраны уникальные данные. Их до нас еще никто не собирал. Впервые информация такого уровня открывается сразу для всеобщего доступа. Простым гражданам — они же родители, они же налогоплательщики, — я думаю, очень интересно, сколько же государство тратит на их детей. Например, школьное питание — оно бесплатное для родителей, но сколько оно стоит для государства? Эти цифры можно найти в «детском бюджете».
Доступность информации о расходах делает граждан активными участниками бюджетного процесса на всех его этапах: от подготовки проекта бюджета и его обсуждения с участием жителей до контроля исполнения бюджета и открытости информации о финансовом состоянии города или региона.
— Как сегодня власти используют информацию «детского бюджета»?
— «Детский бюджет» — это прежде всего эффективный инструмент для принятия управленческих решений. Он дает органам власти совокупность надежных первичных данных. Это мониторинговый срез, который должен использоваться для дальнейших исследований, для дальнейшей аналитики и изучения. На его основе Минтруд России, например, ежегодно готовит доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.
Каждый из регионов может видеть, сколько и на что он в действительности тратит, много это или мало по сравнению с другими регионами. Это в первую очередь бюджетная аналитика, которая помогает принимать решения по распределению или перераспределению бюджетных средств: условно, стоит ли в будущем году увеличить расходы на физкультуру или лучше сфокусироваться на библиотеках. Или, исходя из расходов бюджета на подготовку детей к школе, принять решение о переводе части профильных услуг на социальный сертификат.
Потенциал использования «детского бюджета» еще до конца не раскрыт. Данные можно рассматривать применительно к результатам региона по достижению показателей в области защиты детства и материнства, демографии и здравоохранения, образования и культуры. Такой подход при сопоставлении целей и расходов на их достижение показывает и эффективность расходов, и достаточность текущего объема финансирования. Для удобства часть таблиц «детского бюджета» мы сделали по программе «Десятилетие детства» и нацпроектам. Так сразу видно, какие задачи поставлены или мероприятия заложены, сколько денег на них было потрачено, достигаются или нет поставленные цели.
— Для чего еще можно использовать уникальную информацию, агрегированную в «детском бюджете»?
— Помимо очевидных вопросов «детские» показатели можно использовать в исследовании более глубоких процессов. Так, зачастую именно детский вопрос становится ключевым для внутренней миграции населения или привлечения в регион квалифицированных специалистов и инвестиций. Опять-таки «детский бюджет» может быть прекрасным инструментом для продвинутой аналитики, в том числе в части долгосрочных эффектов. Так же как отсутствие вложений в коммунальную инфраструктуру рано или поздно приведет к росту аварийности, так и недостаток финансирования в детском здравоохранении, образовании и поддержке малоимущих чреват последствиями для продолжительности жизни, рынка труда и социальной стабильности в перспективе.
Продолжая тему «длинных» эффектов, можно взглянуть на детские расходы в переложении на достижение целей устойчивого развития ООН. Среди последних — обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех людей в любом возрасте, обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
— На ваш взгляд, чего не хватает «детскому бюджету»?
— Дело в том, что федеральный и тем более региональные бюджеты не формируются в разрезе отдельных услуг и мероприятий. Вычленить расходы, которые идут конкретно на семью и детей, например, в городской поликлинике, больнице, библиотеке, спорткомплексе или театре, практически невозможно, если только это не специализированные детские учреждения. В связи с этим, конечно, определенная доля условности в формируемых данных будет присутствовать. Для того чтобы решить эту проблему, придется вносить изменения в бюджетную классификацию.
Когда в ходе напряженной трехмесячной работы мы дорабатывали структуру регионального «детского бюджета» с представителями регионов и муниципальных образований, мы уже наметили для себя возможности по дальнейшему совершенствованию методологии. Уточнение кодов, их маркировка по пользователям услуг — это, безусловно, будущее и важнейший элемент цифровизации бюджетного процесса.
Зачастую именно детский вопрос становится ключевым для внутренней миграции населения или привлечения в регион квалифицированных специалистов и инвестиций. «Детский бюджет» может помочь решить задачи по данному направлению.
— Чем еще НИФИ может помочь регионам?
— Данные «детского бюджета» могут выступить основой для проведения анализа бюджетных расходов. Наш институт ежегодно принимает участие в этой работе на федеральном уровне. С 2021 года НИФИ начал проводить обзоры бюджетных расходов и на региональном уровне. Один из таких проектов — обзор социальных расходов бюджета Санкт-Петербурга — недавно стал победителем в конкурсе лучших практик принятия управленческих решений, организованном Счетной палатой РФ.
В ходе обзоров бюджетных расходов НИФИ готовит анализ существующих рисков и эффективности расходов и формирует предложения по устранению проблем и по оптимизации бюджетных расходов. Например, путем совершенствования системы закупок товаров, работ и услуг для бюджетных учреждений, повышения эффективности налоговых расходов или уточнения нормативного регулирования в отдельных сферах.
— Применима ли методика формирования «детского бюджета» к вычленению финансирования иных групп населения? Например, инвалиды, старшее поколение и пр.
— Да, конечно. Последние лет пять зачастую звучат одни и те же вопросы: сколько мы тратим на инвалидов, сколько на детей, сколько на старшее поколение? И пока, кроме детей, на эти вопросы ответов нет. Конечно, какие-то данные собрать можно, но возможности четко разложить консолидированный бюджет по конечным получателям нет. А поскольку запрос есть, причем и у правительства, и у населения, то это перспективная задача. Если раньше мы говорили: вот, на здравоохранение мы тратим столько-то, то теперь мы хотим знать не просто расходы на здоровье в целом, а сколько конкретно идет на детей или на инвалидов в рамках бюджета здравоохранения.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА
[1] Приказ Минфина России от 15 октября 2020 года № 984 «Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по формированию информации об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, направляемых на поддержку семьи и детей».