№ 4 апрель 2022 — 10 апреля 2022

Нужно рассчитывать на себя и не расслабляться

Версия для печати 539 Материалы по теме
Нужно рассчитывать на себя и не расслабляться

Сложный период 2020–2021 годов научил нас вдумчиво и рачительно относиться к бюджетным расходам, изыскивать дополнительные доходные источники. Какие уроки вынесли муниципальные финансисты из «пандемийного» опыта и как их применяют в настоящее, не менее тяжелое время, рассказала заместитель главы по финансовой политике — начальник Управления финансов Администрации Сорочинского городского округа Татьяна Павловна ТАКМАКОВА.

— Татьяна Павловна, расскажите, пожалуйста, как исполняется бюджет 2022 года. С какими сложностями уже пришлось столкнуться, какие решения находите?

— Почти закончился первый квартал 2022 года, и уже можно подвести итоги. Исполнение бюджета по налоговым и неналоговым доходам ожидается в пределах запланированной суммы. По сравнению с первым кварталом 2021 года предполагается рост на 3–5 процентов. Бюджет пополняется доходами в соответствии с кассовым планом, наблюдается восстановление темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе за счет сохранения и развития налогооблагаемой базы, улучшения качества администрирования, легализации теневой заработной платы. Все возникающие вопросы стараемся решать по мере поступления. Благодаря «ковидной практике» уже приобрели богатый опыт.

— Да, мы уже пережили сложный период 2020–2021 годов, когда значительно сократились поступления в бюджеты всех уровней. Какие уроки вы вынесли из этого периода?

— Основное влияние пандемии на бюджет мы ощутили в 2020 году, когда вместо первоначально запланированных 389,5 миллиона рублей налоговых и неналоговых доходов было получено 370,8 миллиона рублей. Это больше, чем в 2019 году, всего на 0,4 процента. При этом пострадали именно налоговые доходы. По налогу на доходы физических лиц было недополучено по сравнению с первоначальным планом 8,1 миллиона рублей. Но самый тяжелый удар в 2020 году получил малый и средний бизнес. По налогам на совокупный доход было недополучено 15,8 миллиона рублей.

В сложившейся ситуации Администрация Сорочинского городского округа основной упор сделала на получение неналоговых доходов. Была усилена работа по администрированию таких доходов, как арендная плата за землю и имущество, активизировалась продажа земли. Также мы усилили работу по взиманию платы за размещение нестационарных торговых объектов, за установку рекламных конструкций, штрафов административной комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. В результате по итогам года было дополнительно мобилизовано в бюджет 10,6 миллиона рублей неналоговых доходов.

В результате работы по привлечению неналоговых доходов по итогам 2021 года было дополнительно мобилизовано в бюджет 10,6 миллиона рублей неналоговых доходов.

Основной вывод 2020 года — нужно рассчитывать на себя и не расслабляться. 2021 год был тому подтверждением. Все обязательства, принятые на этот период, были выполнены. Мы получили 408,7 миллиона рублей налоговых и неналоговых доходов, что больше, чем в 2020 году, на 10,2 процента.

— Как вы считаете, имеет ли городской округ неиспользованный потенциал? За счет чего вы можете или пытаетесь увеличить поступления в бюджет?

— Конечно, неиспользованный потенциал есть всегда. Главное — стараться и не останавливаться на достигнутом. Сейчас основная задача, стоящая перед муниципалитетом, — работа с землей, имуществом. На территории муниципального образования много жилых домов, дачных участков, гаражей, которые не поставлены на кадастровый учет и по которым нет сведений о правообладателях. Следовательно, данные объекты не подлежат налогообложению. Работаем по выявлению таких объектов, оформлению их в собственность с целью дальнейшего вовлечения в налоговый оборот. Выявляем выморочное имущество.

64.jpg

Мы разработали и утвердили дорожную карту по реализации на территории городского округа Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518‑ФЗ, который направлен на то, чтобы упорядочить, оптимизировать и систематизировать работу в этом направлении. Реализация плана позволит обеспечить полноту внесения данных в ЕГРН и их качество.

На протяжении двух лет мы вовлекаем в оборот неиспользуемые земли, оформляем в муниципальную собственность земли, собственность на которые не разграничена. В 2021 году оформлено в муниципальную собственность за счет невостребованных земельных долей и предоставлено в аренду землепользователям более 1,615 тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения. В Единый государственный реестр недвижимости внесена информация о правообладателях в отношении 413 объектов, исключены сведения о 277 объектах. В целях контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения проведено обследование земель, расположенных в границах 11 территориальных отделов и подготовлены предложения по формированию 20 земельных участков общей площадью 1,914 тысячи гектаров для последующего вовлечения их в оборот.

65.jpg

66.jpg

— Стоит ли сейчас вопрос об оптимизации расходов? За счет чего можно сейчас экономить бюджетные средства?

— В современных условиях политической и экономической нестабильности основной целью экономической политики Сорочинского городского округа является устойчивость местного бюджета, для достижения которой требуется повышение эффективности расходования средств бюджета. В связи с негативным влиянием внешних и внутренних экономических факторов местные органы власти сталкиваются с необходимостью принятия быстрых решений. Поэтому основная задача бюджетной политики — реализация мероприятий по оптимизации расходов. В 2021 году были реализованы следующие меры:

  • установлен запрет на увеличение численности муниципальных служащих и численности работников муниципальных учреждений;
  • осуществлена централизация бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления на базе муниципального казенного учреждения, подведомственного управлению финансов Администрации Сорочинского городского округа;
  • оптимизированы расходы на содержание материально-технической базы муниципальных учреждений по результатам экономии, сложившейся по итогам проведения закупок для муниципальных нужд на сумму более 16,407 миллиона рублей;
  • для непревышения заработной платы работников, поименованных в майских указах Президента Российской Федерации, целевых показателей организован соответствующий мониторинг;
  • анализ нагрузки на бюджетную сеть. В результате в 2021 году сокращено 29,14 штатной единицы работников дошкольных образовательных учреждений, сэкономлено более 1,9 миллиона рублей;
  • сдача в аренду муниципального имущества, не используемого муниципальными учреждениями. В бюджет поступило 993,3 тысячи рублей.

В качестве позитивного примера хотелось бы отметить активность наших некоммерческих организаций и инициативных групп от отраслей образования и культуры. Только в 2021 году для реализации проектов по решению насущных вопросов жителей округа они привлекли в общем более 2,864 миллиона рублей. В частности, в отрасль образования поступило свыше 1,982 миллиона рублей. Наиболее значительные суммы были получены за победы в проектах: «Клуб межнационального общения: „Культурный код: эстафета поколений“» — 499,6 тысячи рублей; «Молодежная школа цифровой экологии» — 470,5 тысячи рублей; «Академия дорожной безопасности» — 440,5 тысячи рублей. В сферу культуры привлечено 882,5 тысячи рублей. Из них наиболее значительные средства за победы в проектах: «Сорочинская крепость — история в интерактиве» — 377,6 тысячи рублей; «Мобильный кинотеатр под открытым небом „Сельская кинопередвижка“» — 100 тысяч рублей; «Награды — сильнейшим, здоровье — всем!» — 50 тысяч рублей.

67.jpg

Оптимизация бюджетных расходов, начатая с весны 2020 года из-за пандемии коронавируса, продолжена и сегодня. Изменения в 2022 году в первую очередь коснутся средств, использование которых в текущих условиях представляется невозможным или нецелесообразным. Ожидается отмена запланированных закупок автомобилей для учреждений образования и хозяйственной группы по обслуживанию органов местного самоуправления, компьютерной техники. Планируется сокращение командировочных расходов. За счет высвободившихся средств будут увеличены расходы на финансирование социальной сферы, которая оказалась в очень тяжелом финансовом положении. В условиях санкций и роста цен на продукты в первую очередь средства будут направлены на организацию питания детей в учреждениях образования.

В целях оптимизации сети муниципальных образовательных организаций, рационального использования кадровых, материально-технических, организационно-методических ресурсов в 2022 году было принято решение объединить в одно муниципальное учреждение Центр детского технического творчества и Центр детского творчества на базе последнего. Также в 2022 году планируем заключить энергосервисный контракт на выполнение энергосберегающих мероприятий при эксплуатации сетей наружного уличного освещения на территории округа. Ожидаемая экономия энергоресурсов — не менее 60 процентов

68.jpg

— Татьяна Павловна, расскажите, пожалуйста, о долговой политике округа. Как она изменилась в последнее время?

— У муниципального образования в 2021 году имелся долг по бюджетному кредиту в размере 8 миллионов рублей. В результате выполнения условий соглашения о предоставлении бюджетного кредита и тесного взаимодействия с Министерством финансов Оренбургской области заем был погашен. По состоянию на 1 января 2022 года муниципальный долг отсутствует.

— И последний вопрос, как идет в округе исполнение мероприятий национальных проектов? Какие имеются проблемы? Как вы их решаете?

— В 2022 году в Сорочинске реализуются мероприятия трех региональных проектов в рамках национальных проектов «Образование», «Жилье и городская среда», «Культура». Основная проблема — это рост стоимости стройматериалов, оборудования и т. д. Но мы понимаем, что все проекты социально значимые и мы их должны реализовать.

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА

Поделиться