Российская экономика, достаточно стойко пережившая пандемию, вызванную коронавирусом COVID-19, столкнулась с очередным испытанием санкциями. В этих условиях деятельность заказчиков и поставщиков значительно усложнилась, возникли новые риски и вызовы. Законодательное регулирование и оперативное принятие социально-экономических мер поддержки — ключевые условия сохранения российского бизнеса. О том, какие изменения произошли в закупочных законах и как они позволят минимизировать возникшие риски, — в нашей статье.
Дмитрий Анатольевич СЫТИН, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»
Нюансы постановления № 301
Вначале об изменениях законодательства, оказывающих наибольшее влияние на закупочную деятельность в рамках Закона № 223‑ФЗ. Безусловно, это постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 года № 301 о признании конфиденциальными закупок заказчиков, попавших под санкции. Согласно этому документу заказчики, попавшие под санкции, не размещают в ЕИС сведения о закупках (в том числе о плане закупок), а также информацию об исполнении договоров. Также заказчики, попавшие под действие постановления № 301, осуществляют только закрытые конкурентные закупки, в том числе в электронной форме, и неконкурентные закупки, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС. Данные изменения дадут заказчикам возможность проводить конкурентные закупки в закрытой форме без публикации в ЕИС и тем самым защитят поставщиков-исполнителей от вторичных санкций. Постановление № 301 распространяется также на кредитные организации, если санкции введены в отношении физических лиц, контролирующих кредитную организацию.
На мой взгляд, сегодня очень важно отслеживать реакцию участников рынка на введение постановления № 301. Несмотря на то что Минфин России дал подробные разъяснения (письмо Минфина России от 14 марта 2022 года № 24-03-08/18813) постановления Правительства РФ № 301, у заказчиков остается много вопросов по проведению закупочных процедур в закрытом режиме. Вообще в практическом применении этого постановления много нюансов, о которых стоит рассказать отдельно. Во-первых, отсутствует единый реестр предприятий, попавших под санкции. Сейчас многие пытаются его создать, но на основании открытых источников можно найти несколько десятков названий, часть из которых — это название холдинга или даже управляющей компании. Что делать с дочерними/зависимыми обществами, каждому заказчику пока приходится решать самостоятельно. Во-вторых, у заказчика есть как минимум три способа применения постановления № 301 в своей закупочной деятельности.
Вариант № 1: заказчик может скорректировать свое положение о закупках и продолжить проводить закупочные процедуры на ЭТП, но не публиковать сведения об этом в ЕИС. При этом с точки зрения процесса и механики это будет та же работа, на которую настроена система закупок заказчика. Фактически мы говорим о проведении неконкурентных состязательных закупочных процедур, которые по факту являются конкурентными. Например, наша платформа ЭТП уже настроена на проведение таких процедур — заказчику даже не придется что-то дополнительно делать.
Вариант № 2: внесение изменений в положение о закупках и проведение неконкурентных закупок в электронных магазинах ЭТП. Сейчас некоторые заказчики рассматривают это как более быструю альтернативу закупке на конкурсной основе. Дополнительным плюсом такого варианта может быть использование каталога товаров, работ и услуг, которые могут поставлять зарегистрированные на ЭТП поставщики. Использование такого подхода позволит получить детальную информацию для анализа и работы с поставщиками в цифровом виде с детализацией до номенклатуры.
Вариант № 3: переход в закрытый формат, то есть перевод закупок на специализированную ЭТП — Автоматизированную систему торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ)[1]. Однако в этом варианте есть сложности для поставщиков — им необходимо будет отдельно регистрироваться на новой ЭТП, приобретать программное обеспечение для защиты канала передачи данных и учиться работать на новой площадке.
На сегодняшний день все три способа пользуются примерно одинаковым вниманием. Сфера закупок традиционно довольно консервативная, поэтому сейчас только определяются контуры будущего, в котором нам предстоит жить как минимум до конца 2022 года.
Закупки у МСП через электронный магазин
Кроме того, с 1 июля текущего года вступят в силу положения постановления Правительства РФ от 16 декабря 2021 года № 2323, предусматривающие право заказчика осуществлять закупки с участием исключительно субъектов МСП способом неконкурентной закупки через «электронный магазин». Такая возможность существовала и ранее. Так, Минэкономразвития России отмечало, что постановление № 1352[2], регулирующее закупки заказчиков в рамках Закона № 223‑ФЗ среди субъектов малого и среднего предпринимательства, не ограничивает заказчика в праве выбора способа закупки (письмо Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2015 года № ОГ-Д28-13056). Теперь законодательно зафиксирована возможность для заказчиков проводить закупки через «электронный магазин» для поддержки субъектов МСП. Регламент использования такого способа закупки заказчик должен описать в положении о закупке.
Закупки с использованием «электронного магазина» (в том числе с начальной максимальной ценой договора
Закупки через «электронный магазин» должны проводиться в следующем порядке:
1) закупка осуществляется в электронной форме на ЭТП, отобранной в соответствии с Законом № 44‑ФЗ (восемь площадок);
2) цена договора по итогам закупки не должна превышать 20 миллионов рублей;
3) участники такой закупки — субъекты МСП — размещают на ЭТП предварительные предложения;
4) заказчик размещает на ЭТП информацию о закупке, требования к товарам, работам, услугам и участникам — субъектам МСП;
5) заказчик определяет одного или нескольких участников в соответствии с критериями оценки, утвержденными положением о закупках;
6) договор по итогам такой закупки заключается на ЭТП.
Необходимо помнить, что такие «спецторги» осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному заказчиком с ограничением начальной (максимальной) цены договора.
Закупки с использованием «электронного магазина» (в том числе с начальной максимальной ценой договора
Кроме изменений законодательства, которые касаются не всего рынка, есть еще общие вопросы, с которыми сталкиваются все заказчики. Основной из них — это высокая волатильность многих категорий закупаемой продукции. Вследствие этого активность участников закупок сегодня существенно снижается. Поставщики не подают заявки, отзывают коммерческие предложения. Аналитики уже сигнализируют об ухудшении общей конкуренции в закупках на основании данных ЕИС.
Антикризисные меры: вчера, сегодня и завтра
Далее подробно остановлюсь на антикризисных мерах, принимаемых в сфере государственных закупок. Эти инструменты уже применялись государством для поддержания как отдельных отраслей экономики, так и российских производителей в целом в период кризисов 2008, 2014 годов, а также в период, когда экономика страны была частично парализована коронавирусной инфекцией.
Антикризисные меры заключаются в основном в возможности списать непогашенные неустойки, выставленные исполнителю по контракту, если условия контракта не исполнялись по независящим от сторон основаниям, вносить изменения в контракты в условиях волатильности различных рынков и, конечно, в преимуществах, предоставляемых отдельным категориям производителей и поставщиков. Одной из важнейших в текущих условиях антикризисной мерой остается возможность вносить существенные изменения в строительные контракты, заключенные до 1 января 2022 года на срок больше года, в связи со значительным удорожанием строительных материалов. Такая возможность установлена постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315.
Поддержкой контрактных отношений в строительной области можно считать изменения, внесенные в Закон № 44‑ФЗ Законом № 476‑ФЗ[3], а также постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2594. Благодаря этим двум документам у стройподрядчиков появилась возможность списания неустоек, возникших в связи с неисполнением условий контракта по причине удорожания материалов, а также возможность изменения условий контрактов в сфере строительства, заключенных на срок менее года.
За последний месяц были внедрены дополнительные антикризисные меры поддержки во всех сферах государственных и муниципальных закупок. Для этого был принят Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46‑ФЗ, а также ряд сопутствующих постановлений Правительства РФ (от 6 марта 2022 года № 297, от 10 марта 2022 года № 339, от 10 марта 2022 года № 340), которые определяют регламент внесения изменений в условия контрактов исполнительными органами власти и устанавливают дополнительные возможности заключения прямых контрактов с единственным поставщиком. Например, медицинским учреждениям предоставлена возможность закупать определенные лекарственные препараты и медицинские изделия, не имеющие аналогов в Российской Федерации, если производителем таких лекарств и медицинских изделий является государство, не вводившее санкций против Российской Федерации.
Сняты отдельные ограничения, которые были наложены на заказчиков из сферы медицины: постановление Правительства РФ от 16 марта 2020 года № 374 приостанавливает действие нормативного акта (постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 года № 620), который значительно сужал возможности заказчиков при формировании лотов на закупки медицинских изделий и расходных материалов к нему.
Введенные антикризисные меры являются многосторонними и направлены на многие отрасли. В частности, предусмотрено многоуровневое регулирование и взаимодействие властей федерального и регионального уровней. Региональные власти получили определенную самостоятельность в применении антикризисных мер и определении степени их интенсивности, при этом потребуется подготовка локальных нормативных актов. Особый акцент предположительно будет сделан на возможностях сторон изменять условия контрактов на поставку жизненно необходимых товаров и услуг для граждан страны.
Задача ЭТП
В текущих непростых условиях ключевая задача электронных площадок — выступить агрегаторами лучших практик и инструментов, позволяющих быстро перестраивать закупочные процессы и решать конкретные задачи заказчиков. Происходящее катализировало запуск услуги «исследование рынка», которое мы, например, ранее применяли только для внутренних целей. Детальное исследование рынка подрядчиков и поставщиков — в том числе для заказчиков, которые не публикуются на ЭТП, — позволит снизить риски и упростить работу закупочных подразделений.
Электронным площадкам давно пора переходить от статуса площадок для закупок к статусу цифровой облачной платформы снабжения для заказчиков и цифровой платформы продаж для поставщиков. Это масштабное изменение самой сути работы ЭТП для полноценного решения задач наших клиентов — заказчиков и поставщиков. Электронные площадки готовы оперативно находить решение возникающих трудностей, запускать новые актуальные сервисы. Однако только в тесном трехстороннем сотрудничестве заказчиков, ЭТП и поставщиков мы сможем оперативно адаптироваться к новым условиям с наименьшими потерями.
[1] Автоматизированная система торгов гособоронзаказа (АСТ-ГОЗ) создана Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в электронной форме закупок в рамках гособоронзаказа.
[2] Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[3] Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 476‑ФЗ.