Версия для печати 788 Материалы по теме
Программы развития МСП: есть ли простор для сотрудничества заказчика и поставщика?

В Государственной думе находится на рассмотрении законопроект № 9703-8, предусматривающий дополнение законодательства о развитии малого предпринимательства нормами о регламентации программ развития МСП. Новеллы этого проекта возвращают внимание регулируемых заказчиков к вопросу о том, какие инструменты выстраивания отношений с потенциальными поставщиками могут стать наиболее удобными и эффективными.

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правовой экспертизы B2B-Center, к. ю. н.

Изначально законопроект № 9703-8 о дополнении Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормами, посвященными программам развития МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, не был антикризисным. Однако сегодня ситуация несколько иная. Принятие законопроекта и надлежащая его реализация открывают как перед заказчиками, так и перед поставщиками новые перспективы и в смысле тактического импортозамещения, и в смысле системного стратегического взаимодействия.

Нужен поставщик — взрасти его

Суть идеи проста: субъекты Закона № 223‑ФЗ, обязанные отдавать часть своих закупок МСП, разрабатывают для малого и среднего бизнеса корпоративные программы развития. Эти программы должны подготовить малые и средние предприятия к выполнению поставок с учетом потребностей данного конкретного заказчика. Потенциально участие в такой программе увеличит шансы поставщика на победу, а для заказчика снизит риск срыва поставки.

Новеллы законопроекта не детализируют ни требования к программам закупочного развития, ни круг заказчиков, разрабатывающих такие программы. Решение обоих вопросов предоставлено Правительству РФ. По большому счету, законопроект вводит лишь универсальный понятийный аппарат в той сфере, которая до сегодняшнего дня является скорее лишь зоной экспериментов наиболее развитых заказчиков.

Законопроект предлагает следующую максимальную обобщенную дефиницию программы закупочного развития МСП: «комплекс мер по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством РФ, субъектам малого и среднего предпринимательства <...>, реализуемых заказчиками». Уже из этого определения заметно, что программа развития предполагает инвестиции со стороны заказчика — это инвестиции и времени, и денежных средств.

Что же, по мысли авторов законо­проекта, должно отражаться в программе закупочного развития? Новеллы законопроекта включают лишь перечень из девяти пунктов следующего содержания:

1) формы, объем и условия предоставления поставщикам поддержки в рамках реализации программы;

2) перечень мероприятий по оказанию поддержки, в том числе финансовой, правовой, методической, информационной и иной;

3) порядок проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в программе развития;

4) требования к участникам программы развития;

5) порядок реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальными картами развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) меры ответственности участников программы развития;

7) порядок взаимодействия заказчика, корпорации развития малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций) и участников программы развития;

8) виды товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется реализация программы развития;

9) порядок заключения и реализации соглашений об оказании мер поддержки между участниками программы и заказчиком, утвердившим программу развития.

Данный список, вне всякого сомнения, любопытен. Однако ни он, ни иные новеллы законопроекта не отвечают на главный вопрос. Малое предприятие должно потратить немало усилий и времени на участие в программе развития, а заказчик — потратить не только время и силы, но и деньги. Что будет мотивировать их к таким издержкам?

Коль скоро закупки, проводимые по Закону № 223‑ФЗ, регулируются гражданско-правовым принципом «все, что не запрещено, разрешено», мы можем предложить ответ на этот вопрос в виде нескольких вариантов закупочного взаимодействия. Каждый из них в той или иной мере оправдывает издержки, связанные как с реализацией программы закупочного развития, так и с участием в этой программе. Без подобной мотивации любые программы остаются для бизнеса лишь дополнительной административной нагрузкой, лишенной прикладного значения.

Закупки с ограниченным участием

Наиболее очевидным инструментом формирования взаимной заинтересованности является проведение закупок, к участию в которых приглашаются исключительно поставщики, зарекомендовавшие себя успешным прохождением программы развития. Напомню, что сегодня субъекты Закона № 223‑ФЗ не просто вправе, а обязаны проводить аналогичные закупки с закрытым участием для субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая мотивация актуальна для программ развития, способствующих погружению поставщиков в отраслевую, технологическую и логистическую специфику работы заказчика. По итогам программы заказчик, инвестировавший ресурсы в развитие группы компаний МСП, получает подготовленных поставщиков, имеющих все возможности для выполнения сложных поставок с учетом реальных хозяйственных потребностей заказчика. Поставщики же в результате прохождения программы получают не только существенно более высокие шансы выиграть в борьбе за подряд, но и существенно меньший риск нарушить условия поставки по недостатку опыта.

Закупки с ограниченным участием с точки зрения формальной классификации Закона № 223‑ФЗ скорее всего будут именоваться «неконкурентными» (хотя на практике именно в рамках таких закупок можно ожидать качественной конкуренции квалифицированных поставщиков). При этом алгоритмика таких закупок вполне может воспроизводить процедуры статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ. Но сама классификация таких закупок в качестве формально «неконкурентных» открывает перед заказчиками и поставщиками дополнительные возможности использования состязательных инструментов за подряд — например, многокритериальных торгов в режиме реального времени.

К этим же дополнительным инструментам можно отнести и так называемую закупку с полки, которая с 1 июля 2022 года предусматривается пунктом 20 (1) положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352[1]. Более того, по итогам программы развития заказчик может реализовать настоящий корпоративный маркетплейс.

Например, программу развития, посвященную поставкам уникальных комплектующих для высокоточного оборудования, прошли поставщики А, Б и В. Все трое разместили свои прайс-листы в специальной электронной системе динамических закупок. В каждый момент времени условия, указанные в прайс-листе, имеют статус оферты, адресованной заказчику.

У сборочного цеха возникает потребность в закупке девяти типов комплектующих. Благодаря тому, что с поставщиками заранее проведена системная работа, позволяющая заказчику быть уверенным в качественной поставке, начальнику цеха достаточно просто завести эту потребность в корпоративный маркетплейс. Электронная система проверяет целевой характер потребности и соответствие бюджетным лимитам согласно корпоративным алгоритмам заказчика. После чего подбирает в прайс-листах поставщиков, размещенных в маркетплейсе, наиболее выгодные предложения.

В конкретный момент времени может получиться так, что позиции № 1, № 3 и № 5 достанутся поставщику А, позиции № 2 и № 6 — поставщику Б, а остальное — поставщику В. В любом случае этот выбор будет сделан автоматизированно на основании прозрачных математических алгоритмов. Заказ начальника цеха в этой ситуации станет акцептом оферт соответствующих поставщиков. Поставщики получат заказ, а цех через пару дней получит необходимые комплектующие.

В этой ситуации издержки, затраченные на взаимодействие в рамках программы развития, с лихвой окупаются экономией времени и сил при проведении самой закупки.

Преференции в закупках

Более осторожным вариантом мотивации поставщиков к участию в программах закупочного развития могут стать преференции при участии в обычной закупке, конкурентной в смысле Закона № 223‑ФЗ. Аналогичные преференции заказчик сегодня обязан предоставлять отечественным производителям согласно требованиям постановления Правительства РФ № 925[2]. При этом для МСП, успешно прошедших программу закупочного развития, заказчик не обязан ограничиваться 15-процентной ценовой преференцией. Во-первых, сам уровень ценовой преференции может быть выше (по аналогии, например, с более высоким уровнем преференции для поставщиков радиоэлектронной продукции). Во-вторых, сама преференция может быть не только ценовой. Например, от поставщиков, успешно прошедших программу развития, не обязательно требовать документы, подтверждающие квалификацию — вместо этого для них заказчик мог бы установить правило о том, что для подтверждения соответствия требованиям закупочной документации достаточно декларации. В любом случае преференции должны быть детально описаны в закупочной документации.

Для поставщика, успешно прошедшего программу развития, такие преференции означали бы снижение издержек, связанных с участием в закупке, при одновременном повышении шансов на победу. А для заказчика повышение шансов на победу того поставщика, которого он сам «взрастил» в рамках реализации программы развития, означало бы снижения риска некачественной поставки.

Закупки у единственного поставщика

Самым смелым вариантом достижения означенных выше целей могла бы стать закупка, формально считающаяся закупкой у единственного поставщика — а по сути, представляющая собой более сложный вариант описанного выше корпоративного маркетплейса. На первом этапе заказчик реализует программу развития для поставщиков из числа субъектов МСП. Целью такой программы является их участие в поставках, например, наукоемкой продукции и уникального оборудования. МСП, успешно прошедшие эту программу, включаются заказчиком в пул поставщиков соответствующего оборудования. При возникновении потребности в подобном оборудовании заказчик проводит прямую закупку у одного из этих поставщиков.

Для поставщика, успешно прошедшего программу развития, преференции при закупке означали бы снижение издержек, связанных с участием в ней, при одновременном повышении шансов на победу. Для заказчика же повышение шансов на победу того поставщика, которого он сам «взрастил» в рамках программы развития, означало бы снижение риска некачественной поставки.

При этом алгоритм выбора поставщика регламентируется внутренними документами заказчика (могут учитываться такие факторы, как масштаб заказа, место расположения производства поставщика, логистика, требования к выполнению сопутствующих работ и т. п.). В ЕИС такой выбор поставщика нельзя оформить в виде конкурентной процедуры, поскольку какой бы то ни было формализованной закупочной документации эта процедура не подразумевает.

Интеграция цепочек поставки в текущее производство

По большому счету, закупка у единственного поставщика ценна не сама по себе (хотя на практике и встречаются уникальные ситуации, в которых именно такой инструмент закупки оказывается наиболее эффективным). В контексте разговора о программах развития закупка у единственного поставщика — это лишь единственная предусмотренная сегодня Законом № 223‑ФЗ форма стабильной интеграции цепочки поставки в производственный цикл заказчика. Например, заказчик реализовал программу развития для МСП, поставляющих высококачественное сырье для изготовления отечественных станков, машин и транспортных средств. Каждый из МСП, прошедших программу, получил от заказчика определенный объем поставки. Но в отличие от описанных выше ситуаций в данном случае программа развития может подразумевать не только обучение поставщиков логистике и выполнению требований к качеству продукции, она может быть куда глубже. В международной практике известны случаи, когда интеграция с поставщиком превращает последнего практически в обособленный цех заказчика: поставка на сборочную линию отлажена, приемка практически автоматизирована. Заказчик всегда уверен в том, что в нужный день и час у него будет сырье. Поставщик знает, что именно и какого качества он должен доставить на сборочную линию, чтобы пройти приемку и получить оплату без проволочек. Разумеется, успешная реализация такого уровня сотрудничества требует дополнительных усилий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Требуется взаимная интеграция технологий и культуры производства, бизнес-процессов и логистических подходов, но и практическая выгода от реализации подобной интеграции очевидна.

При этом интеграция поставщика в цепочку производства вовсе не должна означать для заказчика бездумной аффилированности, которая в конечном счете может привести к зависимости от поставщика. Регулярно — по меньшей мере, раз в один-два года — заказчику необходимо будет проводить углубленный мониторинг рынка на предмет возникновения более качественных предложений. Для самого поставщика, прошедшего программу развития и интегрированного в производственный цикл заказчика, факт такого мониторинга будет вполне рыночным стимулом сохранять качество собственной продукции и инвестировать в развитие технологий.

Выводы

Все подходы, изложенные выше, стали особенно актуальны в связи с теми новыми вызовами, которые с новой остротой поставили перед национальной экономикой вопрос развития внутренних производств. К сожалению, классические конкурентные инструменты закупок далеко не всегда отвечают задаче по решению этого вопроса. Однако это обстоятельство не должно приводить нас к ложному выводу о том, что конкуренция в закупке вовсе не нужна. Нам необходимо не отказываться от закупочной конкуренции, а найти новые, современные и актуальные инструменты реализации конкурентных принципов.

Самое время перейти от процедурного контроля к контролю за результатом. Ведь не процедурой закупки самой по себе определяется уровень помощи отечественным производствам. Заказчикам и поставщикам необходимо облегчение бизнес-коммуникации и создание именно экономических, а не административных стимулов для активизации хозяйственного взаимодействия. Для решения этих вопросов не существует универсальных подходов. Попытки решить задачи всех отраслей навязыванием одного-единственного закупочного инструмента едва ли показали свою состоятельность. Эффективные решения в любом случае будут иметь большую или меньшую индивидуальность.

И в этом контексте особенно важна оговорка законопроекта № 9703-8 о том, что «формы, объем и условия предоставления поддержки в рамках реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) субъекту малого или среднего предпринимательства указываются в индивидуальной карте развития субъекта малого или среднего предпринимательства с учетом в том числе потребностей заказчика». При этом нужно быть готовым к индивидуализации не только карты развития МСП, но и форм их дальнейшего участия в закупках заказчика.



[1] Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».


Поделиться