Изменения, внесенные в Закон № 44‑ФЗ Федеральным законом № 360‑ФЗ[1], затрагивают все стадии закупочного процесса. Сегодня поговорим об изменениях в дополнительных требованиях к участникам закупки, устанавливаемых частью 2 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ.
Анна Владимировна АЛЕКСАНДРОВА, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок
К кому и когда предъявлять дополнительные требования
Правительство РФ 29 декабря 2021 года приняло постановление № 2571[2], которое определило, что к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к данному документу. Данное постановление заменило действующее до 1 января 2022 года постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99[3].
Итак, положения постановления № 2571 заказчик должен применять при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Таким образом, теперь дополнительные требования необходимо устанавливать при осуществлении любой конкурентной процедуры, в том числе электронного запроса котировок. Напомним, что ранее в случае проведения закупочной процедуры таким способом установление дополнительных требований к участникам закупки было недопустимо. Соответствие участников закупок указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением постановления № 2571.
Приложение к рассматриваемому постановлению единственное, и приведено оно в виде таблицы. Здесь законодатель явно ориентировался на табличный формат постановления № 99. Приложение одно, и механизм применения единый, но с учетом особенностей, установленных данным документом для некоторых позиций. Напомним, что постановление № 99 содержало два приложения, внешне схожих между собой, но различающихся по содержанию и механизму применения.
Приложение разделено на 6 разделов в зависимости от сферы деятельности и содержит дополнительные требования к участникам закупки, а также информацию и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям:
- в сфере культуры и культурного наследия (Раздел I);
- в сфере градостроительной деятельности (Раздел II);
- в сфере дорожной деятельности (Раздел III);
- в сфере обороны и безопасности государства (Раздел IV);
- в сфере использования атомной энергии (Раздел V);
- в сфере здравоохранения, образования, науки (Раздел VI).
Для всех разделов приложения установлено правило относительно опыта исполнения договора. И считать такой опыт участника закупки следует за пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (при наличии подтверждающего документа).
Подтверждающие документы (акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) должны быть подписаны не ранее чем за пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, он направляет согласно Закону № 44‑ФЗ в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением некоторых случаев. Например, при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности, в сфере дорожной деятельности допускается направлять договоры, акты приемки объекта капитального строительства без приложения к ним проектной документации (если проектная документация является приложением к таким договорам, актам). Также при осуществлении закупок в вышеуказанных сферах в постановлении № 2571 предусмотрена возможность направлять подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям акты приемки объекта капитального строительства (к которым относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам № КС-11, № КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения) без приложений. Следует отметить, что ценой выполненных работ по подтверждающим договорам будет являться указанная в актах стоимость принимаемых основных фондов, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, инструмента, инвентаря, либо (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) указанная в акте (актах) выполненных работ цена выполненных работ.
При проведении открытых и закрытых электронных процедур подтверждающие информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образцов бумажных документов, а при проведении закрытых «бумажных» аукциона и конкурса необходимо направлять документы или заверенные участником закупки их копии.
При этом в случае, если документы (и информация о таких документах), подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, содержатся, например, в ЕИС, то в соответствии с Законом № 44‑ФЗ участник закупки вправе направить номер реестровой записи из соответствующего реестра. Участникам закупки следует обратить внимание на тот факт, что в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в ЕИС, и информацией, содержащейся в документах, направляемых такими участниками, приоритет будет иметь информация, содержащаяся в ЕИС.
По некоторым позициям приложения законодатель установил, что договором, подтверждающим наличие у участника закупки опыта, считается контракт, который заключен и исполнен в соответствии с Законом № 44‑ФЗ, либо договор, который заключен и исполнен в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Например, таким образом участнику закупки необходимо подтверждать опыт исполнения договора, предусматривающего оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, и договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений.
При закупках некоторых товаров, работ, услуг, включенных в один из разделов приложения, дополнительные требования необходимо устанавливать при определенной начальной (максимальной) цене контракта. Например, при закупке работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса нормы постановления № 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки Н(М)ЦК превышает 500 тысяч рублей. А при закупке услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению дополнительные требования можно не устанавливать в случае, если Н(М)ЦК не превышает 500 тысяч рублей.
Плюсы постановления № 2571
С учетом вышесказанного можно выделить несомненные плюсы постановления № 2571:
1 Установление дополнительных требований больше не зависит от способа закупки. Нормы постановления № 2571 распространяются на все конкурентные способы.
2 Отсутствие разнящихся механизмов применения приложений, содержащих дополнительные требования (как было в постановлении № 99).
3 Появление у участника закупки права направлять номер реестровой записи из соответствующего реестра, если документы (и информация о таких документах), подтверждающие соответствие такого участника дополнительным требованиям, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в сети интернет, в том числе ведение которых осуществляется в ЕИС.
Завершая обзор, можно положительно оценить рассматриваемый документ, ну а как сложится правоприменительная практика, покажет время.
Перечень случаев, когда необходимо установить дополнительные требования, дополнен некоторыми позициями, которых не было в ранее действовавшем постановлении № 99 (в приложениях). Например, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений и работы по текущему ремонту зданий, сооружений. В таких закупках дополнительные требования необходимо установить в случае, если Н(М)ЦК превышает 1 миллион рублей.
[1] Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 360‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
[3] «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».