№ 5 май 2022 — 16 мая 2022

На прочных основах

Версия для печати 1309 Материалы по теме
На прочных основах

В Москве прошли X Васильевские чтения — ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика». Юбилейный форум был посвящен приоритетам развития бюджетной системы в новых экономических реалиях.

Большинство спикеров подчеркивали сложность условий, в которых финансовая система страны вынуждена будет существовать в ближайшей, а возможно, и среднесрочной перспективе. В этой связи председатель Союза развития государственных финансов, руководитель объединенных редакций издательского дома «Бюджет» В. Д. Дзгоев особо поблагодарил собравшихся практиков-финансистов — представителей федеральных органов власти, региональных и местных финорганов, которые, несмотря ни на что, нашли возможность принять участие в форуме и уделить время профессиональному общению, обмену опытом, обсуждению насущных проблем. Он пообещал, что организаторы продолжат и дальше развивать Васильевские чтения, в частности уделять больше внимания проблемам теории общественных финансов и вопросам развития системы государственного управления.

Сейчас основной вектор нашего развития — это не какие-то грандиозные реформы. Наша задача — за счет точечных изменений адаптировать систему к новым условиям.

«Сейчас основной вектор нашего развития — это не какие-то грандиозные реформы. Наша задача — за счет точечных изменений адаптировать систему к новым условиям», — заявил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров. По его мнению, в прошедшее десятилетие финансовая система успешно справилась с тремя волнами кризиса, причем последняя из них, начавшаяся в 2020 году, также была связана с разрывом логистических цепочек и остановкой производств при сохраняющихся санкциях. «Система действует на твердых базовых основах: финансисты научились доставлять бюджетные ассигнования до получателей без всяких потерь. Мы каждый день знаем, каким объемом ресурсов располагаем и будем располагать в ближайшей и даже среднесрочной перспективе. При этом обеспечиваем контроль и целевое использование средств. Вроде бы очевидные вещи, но далеко не все страны мира умеют это делать», — отметил Лавров. Он выразил уверенность в том, что финансовая система справится с новыми вызовами, а недавно принятые точечные нормы — в частности, упрощающие внесение изменений в бюджетную роспись, расширяющие возможности института госгарантий, приостанавливающие действие бюджетного правила — сделают исполнение бюджетов менее напряженным.

Рассуждая об антикризисных мерах, принимаемых на федеральном уровне, председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова отдельно остановилась на вопросах поддержки региональных бюджетов. Ожидая сложности с наполнением региональных и местных бюджетов, в качестве одной из первых мер правительство предприняло реструктуризацию бюджетных кредитов. Сроки их погашения сдвинуты на 2029 год. Кроме того, 255,3 миллиарда рублей будет направлено из федерального бюджета регионам на погашение госдолга по ценным бумагам и коммерческим кредитам. «Радует, что по настоянию депутатов еще 135 миллиардов на те же цели будет выделено местным бюджетам», — отметила руководитель СФР. По ее мнению, эти меры помогут регионам высвободить ресурсы, необходимые для поддержки экономики.

Как отметил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, важнейшим фактором стабильности бюджетной системы является принцип единства кассы. Последние несколько лет были ознаменованы его активным развитием, итогом которого стало объединение с 2021 года всей ликвидности бюджетной системы (включая средства автономных и бюджетных учреждений) на едином казначейском счете. «Новая архитектура кассового устройства российской бюджетной системы стала результатом огромной многолетней работы, в которую были включены финансисты всей страны», — подчеркнул Артюхин. Помимо скорости совершения платежей, у системы есть и масса других эффектов. Один из них уже в полной мере ощутили региональные бюджеты, в 2021 году получившие 37,2 миллиарда рублей, а в первом квартале 2021 года 27,7 миллиарда в качестве процентов за использование их бюджетных остатков. «Мощный набор инструментов управления ликвидностью, имеющийся в нашем распоряжении, позволяет сделать так, чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом», — пояснил главный казначей.

Н. Ю. Зейтениди, первый заместитель генерального директора БФТ-Холдинга

2022 год стал юбилейным и для БФТ-Холдинга: в этом году мы отмечаем свое 25-летие. Учитывая свой опыт реализации масштабных федеральных проектов для Минцифры России, Пенсионного фонда, Роструда, Росреестра и других министерств и ведомств, БФТ-Холдинг рассказал участникам форума о ключевых трендах цифровизации, представил свои подходы и методики к цифровому управлению бюджетным процессом.

Во-первых, мы отметили тренд на датацентричность и доверие к данным. Для перехода на управление на основе данных необходимо организовать централизованное ведение и хранение нормативно-справочной информации, настроить интеграцию с федеральными ресурсами, а также обеспечить централизацию хранения юридически значимых электронных документов. Для этих целей мы предлагаем использовать решения БФТ-Холдинга — систему хранения и предоставления электронных документов «БФТ.е-Архив» и единую систему управления нормативно-справочной информацией «БФТ.ЕНСИ».

Во-вторых, мы затронули тему формирования цифрового суверенитета страны. Эта задача в том числе включает в себя необходимость использования отечественного программного обеспечения, обеспечение надежности ИТ-инфраструктуры и безопасный доступ к системам. На форуме мы представили инструменты для организации единой аутентификации и централизованного управления доступом, которые уже успели зарекомендовать себя. Проект по управлению учетными записями и сертификатами в системах автоматизации бюджетного и закупочного процессов в Белгородской области получил первое место во II Национальном конкурсе «ПРОФ-IT.Инновация», в номинации «Идентификация и аутентификация». Также стоит отметить, что все решения БФТ-Холдинга включены в РОПО.

Еще раз благодарим организаторов за приглашение к участию. До встречи в следующем году!

Президент Центра стратегических разработок В. В. Онищенко предложил максимально расширить применение механизма государственных и муниципальных гарантий. «Даже с учетом субсидирования кредитов стратегическим отраслям ставки по банковским кредитам остаются запредельно высокими для реализации бизнесом каких-либо региональных инвестпроектов. Механизм гарантий позволил бы существенно снизить эту ставку за счет сокращения рисков, а также снизить нагрузку на бюджетную систему», — считает эксперт. По оценкам ЦСР, в мире накоплен большой и удачный опыт профессионального управления госгарантиями, существуют достаточно проработанные методики и эффективные антикоррупционные механизмы. Онищенко призвал предоставить регионам и муниципалитетам право предоставлять гарантии в пределах 10–20% налоговых и неналоговых доходов, что в перспективе позволило бы обеспечить экономику кредитами в объеме около 10 триллионов рублей.

Аудитор Счетной палаты РФ Н. А. Трунова рассказала о новациях в работе высшего органа государственного аудита. В частности, о новых более сжатых сроках рассмотрения бюджетной отчетности и бюджетных проектировок, о совершенствовании работы Счетной палаты в части цифровизации аудита и внедрении машинных алгоритмов анализа данных. Аудитор подчеркнула, что с 2021 года Счетная палата перешла к трехлетнему циклу планирования работы через так называемые кросс-отраслевые комплексы мероприятий. Одна из их целей — оценка воздействия Федерации на реализацию региональных полномочий, формирование предложений по укреплению сбалансированности региональных бюджетов и расширению их самостоятельности в управлении своими ресурсами, причем не только финансовыми.

В рамках Васильевских чтений состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития государственного и муниципального управления. В частности, собравшиеся обсудили предложения по совершенствованию госслужбы, представленные в докладе заместителя руководителя Казначейства России А. Ю. Демидова. Наиболее жаркие дискуссии вызвала идея создания централизованной юридической службы правительства на основе Минюста России и объединения в ней многочисленных юристов, сегодня работающих на отдельные министерства и ведомства. По мнению Демидова, это позволило бы не только оптимизировать численность государственных служащих, но и избавиться от лишних правовых баталий между министерствами и ускорить согласование различных решений. Критики предложения опасаются, что такая централизация привела бы к исчезновению юристов, обладающих глубокими отраслевыми знаниями.

Ю. А. Черных, генеральный директор НПО «Криста»

Ежегодный форум «Васильевские чтения» — одна из наиболее интересных и актуальных площадок для обсуждения трендов развития российской экономики и совершенствования механизмов управления общественными финансами. Ключевой темой диалога участников форума в текущем году стали приоритеты развития бюджетной системы России. Важно, что большое внимание уделено роли современных технологий и эффективных цифровых решений в повышении качества государственного управления.

Пользуясь возможностью, подчеркну, что НПО «Криста» уже 30 лет создает высокотехнологичные ИТ-инструменты для государственного и муниципального управления и оказания государственных услуг. Нашими крупнейшими проектами федерального уровня являются единый портал бюджетной системы РФ, разработанный по заказу Федерального казначейства и Минфина России, и подсистема информационно-аналитического обеспечения ГИИС «Электронный бюджет». На X Васильевских чтениях мы представили новые сервисы и возможности, которые созданы на портале и в подсистеме для регионов. Безусловно, они будут полезны в работе региональных органов власти. Я рад тому, что наши программные решения вызвали у аудитории форума заинтересованность.

Сердечно поздравляю организаторов X Васильевских чтений с юбилеем и желаю форуму дальнейшего успешного развития. Благодарю за приглашение и продуктивную совместную работу!

Общественный деятель и предприниматель В. В. Семаго призвал собравшихся не увлекаться идеями централизации. Он напомнил, что государственное управление не сводится только к деятельности исполнительной власти. «Стратегическое направление деятельности правительства должна задавать представительная власть. Судебная власть тоже является важнейшим фактором управления с ее функциями контролера. Наконец, нельзя забывать и о роли системы средств массовой информации. Нельзя рассматривать только утилитарную модель управления, в которой главная роль отводится аппарату», — подчеркнул Семаго.

А. И. Ким, заместитель начальника инспекций по аудиту национальных целей Департамента исследований и методологии Счетной палаты РФ, рассказала об участии Счетной палаты в проектах, связанных с внедрением доказательного подхода к принятию управленческих решений. Одним из таких проектов стал конкурс практик и инициатив доказательного подхода, впервые проведенный среди органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельных коллективов государственных служащих. Конкурс показал, что практики и инициативы доказательной политики есть как в федеральных, так и в региональных и даже муниципальных ведомствах, а почти 75% присланных на конкурс проектов были из регионов.

Т. А. Герасимова, вице-президент — директор департамента государственных финансов АО «СМП Банк», заместитель председателя правления ПАО «МОСОБЛБАНК»

Ежегодный форум «Васильевские чтения» является уникальным и крайне востребованным мероприятием. Такой формат позволяет нам вести обсуждения по широкому спектру вопросов, связанных с развитием страны и ее регионов в условиях сохранения ориентира на развитие национальной экономики, быть в курсе свежих тенденций, последних нововведений, а также обмениваться теоретическими соображениями и практическим опытом.

Текущие реалии ставят перед всей финансовой системой страны задачу незамедлительно реагировать на перемены социально-экономической ситуации и также мгновенно адаптироваться к стремительным изменениям рыночной конъюнктуры. Это фактически невозможно без выстраивания живого диалога между представителями законодательной и исполнительной власти различного уровня, научного сообщества и представителей финансовой отрасли.

Врио руководителя Управления Федерального казначейства по городу Москве, заведующий базовой кафедрой бюджета и казначейства РЭУ им. Г. В. Плеханова А. И. Лукашов продолжил тему оптимизации функций органов власти, затронутую в докладе Демидова. При этом особое внимание он уделил вопросам централизации функций по ведению бюджетного учета и составлению отчетности, а также формированию новой организационно-функциональной модели учета в органах власти.

Директор АНО «Информационная культура» И. В. Бегтин рассказал о текущей ситуации с использованием открытых данных в системе государственного управления. По его оценкам, а также согласно международным рейтингам, Россия сегодня относится к странам со средними показателями в этой сфере. При этом наиболее сильны позиции России в открытости бюджетных данных, а хуже всего дела обстоят во всем, что касается данных о качестве жизни населения. Бегтин отметил разнонаправленность трендов открытия и закрытия различных наборов данных. Одной из проблем, по его мнению, является отсутствие стратегий управления данными, а также отсутствие ответственного органа власти и высшего должностного лица.

Видеозаписи выступлений и материалы к докладам можно посмотреть, пройдя по ссылке https://bujet.ru/action/X_chteniya/propramm_Xvch/.

М. А. Цуциев

Поделиться