15 марта на площадке Финансового университета при Правительстве РФ состоялось общее отчетное собрание членов Союза финансистов России. Первой частью мероприятия стала конференция, посвященная актуальным вопросам бюджетной и налоговой политики.
Председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова подчеркнула, что собрание проходит в сложнейшей за последние 30 лет ситуации, которая сложилась и в политике, и в экономике. Как отметил Президент РФ, против России развязана экономическая война. Недружественными странами введено более шести тысяч санкций, большинство из которых носят беспрецедентный характер. «Мы вынуждены отвечать на эти исторические вызовы системной работой по всем направлениям жизнедеятельности нашего государства. Российский кабинет министров, региональные органы власти разрабатывают меры для того, чтобы минимизировать последствия санкций. Ряд из них дают положительный эффект, и важно продолжить совместную слаженную работу по реализации этих мер, чтобы выстоять и выйти победителями. В этих условиях задача финансистов — изыскивать дополнительные финансовые ресурсы и концентрировать их на нужных участках, чтобы безусловно выполнять обязательства государства перед населением, поддержать экономику», — отметила Максимова.
Законодательные новации
Как того требует сегодняшняя экономическая ситуация, в последнее время в стране принято большое количество законов, направленных на поддержание экономики. Скорректированные нормы Бюджетного кодекса позволяют более гибко подходить к исполнению региональных и муниципальных бюджетов. Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров сделал обзор актуальных изменений.
Например, Федеральным законом от 9 марта 2022 года № 53‑ФЗ для федерального, региональных и местных бюджетов определена возможность через сводную бюджетную роспись перераспределять бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий по снижению рисков при изменении геополитической и экономической ситуации. В соответствии с этим же законом регионы и муниципалитеты могут в 2022 году перераспределять бюджетные ассигнования между видами источников финансирования дефицита бюджета. Перечисленные нормы временные. На постоянной же основе будет действовать изменение, внесенное в БК РФ, которое позволяет недотационным субъектам РФ с высокой долговой устойчивостью привлекать для финансирования дефицита остатки средств бюджетных и автономных учреждений и отдельных получателей средств из бюджета (например, региональных фондов поддержки реформирования ЖКХ).
Вступил в силу Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 54‑ФЗ, который смягчает требования по формированию резервного фонда субъектов и муниципалитетов РФ. В 2022 году не будет работать ограничение (3% доходов бюджета) на размер резервных фондов. Сегодня ресурсы необходимы для оперативного нивелирования последствий роста цен и качественного исполнения первоочередных расходных обязательств.
В 2021 году Бюджетный кодекс имел временную норму о том, что высвобождаемые в результате реструктуризации бюджетных кредитов средства субъектов могут быть направлены на реализацию инфраструктурных проектов, мероприятия по борьбе с пандемией, компенсацию снижения доходов бюджета субъекта РФ, реализацию региональных проектов. В 2022 году право направлять средства на реализацию региональных проектов сохраняется.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 59‑ФЗ на 2022 год продлевается приостановление действия требований Бюджетного кодекса, обязывающих вносить изменения в закон о бюджете для предоставления гарантий сверх параметров, установленных законами (решениями) о бюджетах. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65‑ФЗ в состав государственного долга субъектов РФ (муниципального долга) будут включаться обязательства по гарантиям не в сумме предела ответственности гаранта, а в сумме фактически имеющихся обязательств, обеспеченных гарантией. Эта норма позволит унифицировать регулирование данного вопроса для всех уровней бюджетов бюджетной системы и сократить объем государственного долга регионов и муниципалитетов.
Как рассказал Лавров, в первом чтении принят законопроект, в соответствии с которым казначейские кредиты будут предоставляться на замещение коммерческой задолженности. Если поправки примут, казначейский кредит может быть выдан в размере не более десятой части утвержденных в бюджете доходов, максимальный срок пользования им составит 270 дней. Но уповать на то, что после 20 декабря, даты возврата казначейского кредита, Правительство РФ что-то еще предложит, — это неправильный подход. «Казначейский кредит задуман как инструмент закрытия кассовых разрывов, и планировать свои расходы регионы и муниципалитеты по-прежнему должны исходя из собственных ресурсов», — подчеркнул заместитель министра финансов.
Одно из направлений сегодняшней законотворческой деятельности — смягчение регулирования. И сейчас готовится законопроект, который касается казначейского сопровождения расходования бюджетных средств. По сути, обсуждаются нормы, которые смягчат требования по казначейскому сопровождению. Уже принято решение об увеличении авансирования при строительстве, а при увеличении авансов поставщик сталкивается с ограничениями, связанными с предоставлением обеспечения. Если реализация проекта идет при казначейском сопровождении, то авансирование не требует обеспечения. В соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса законом субъекта РФ о бюджете (решением о местном бюджете) могут быть определены средства, подлежащие казначейскому сопровождению. Имеются в виду средства, предоставляемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, на сумму более 50 миллионов рублей. «В этом году складывается особая ситуация. Поэтому мы предлагаем эту норму смягчить — не только законом субъекта и решением органа местного самоуправления, но и решением высшего органа исполнительной власти определять случаи казначейского сопровождения контрактов, даже если их стоимость и меньше 50 миллионов рублей», — отметил Лавров.
Накануне заседания Союза финансистов России на Совете Федерации был одобрен целый пакет поправок, которые вступают в силу в ближайшее время. Самое главное — срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с 1 мая 2022 года для контрактов для федеральных нужд, а с 1 июля 2023 года для региональных и муниципальных нужд составляет не более семи рабочих дней с даты подписания документа о приемке в ЕИС. Лавров попросил региональных финансистов отнестись к этому требованию со всей серьезностью.
Заместитель министра финансов обратил внимание на целый ряд изменений в регулировании закупочного процесса. Они следующие:
- вводится возможность по решению правительств субъектов РФ (местных администраций) вносить любые изменения в ранее заключенные контракты, в том числе с превышением 30% по цене;
- правительства субъектов РФ наделяются полномочиями устанавливать случаи заключения контрактов с единственными поставщиками для региональных и муниципальных нужд;
- упрощен порядок контрактации «под ключ»;
- разрешается не устанавливать обеспечение исполнения контракта (при отсутствии аванса или его казначейского сопровождения);
- сняты ограничения закупок лекарств и медицинских изделий запросом котировок;
- снижен порог инвестиций для офсетных контрактов с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей;
- установлена возможность заказчика увеличивать закупки лекарств и медицинских изделий до 30% (по тем же ценам) по решениям заказчиков.
Межбюджетные отношения
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Д. С. Хворостухина отметила: «Несмотря на то что финансовая система страны переживает непростую ситуацию, бюджеты регионов находятся в более комфортных условиях, чем это было в 2020 году». Результаты исполнения региональных бюджетов в 2021 году позволили создать в субъектах РФ значительные резервы, которые оцениваются в 2,3 триллиона рублей. В 2021 году доходные базы регионов не только полностью восстановились, но и значительно возросли. Налоговые поступления по сравнению с 2019 годом в общем увеличились на 24%. Положительная динамика налоговых доходов обеспечена в 84 регионах, причем прирост доходов выше, чем планировалось, примерно на 1,4 триллиона рублей. Выросла финансовая поддержка из федерального бюджета.
Безусловно, санкционное давление отразится на доходах бюджетной системы, но пока, как отметила Хворостухина, сохраняется положительная динамика исполнения бюджетов. Регионы уже получили 860 миллиардов рублей дополнительных доходов. Опять же выросли безвозмездные поступления из федерального бюджета на 10%. Остатки средств на счетах региональных бюджетов выросли на 46% по сравнению с началом года. Больше половины из этих средств размещены на депозитах коммерческих банков. По итогам 2021 года зафиксировано снижение государственного долга субъектов. Объем бюджетных кредитов сейчас занимает 55% общего объема долга регионов.
Для поддержки финансовой стабильности регионов, как рассказала представитель Минфина России, на федеральном уровне вводятся дополнительные меры. Например, сейчас активно применяется такой инструмент, как авансирование дотаций на выравнивание. То есть, если у регионов имеются кассовые разрывы, они могут обратиться в Минфин России с заявкой на авансирование этого межбюджетного трансферта. Мерой поддержки, конечно же, стал перенос срока погашения задолженности по реструктуризированным бюджетным кредитам с 2022 на 2029 год.
Также Хворостухина отметила, что, несмотря на сложность исполнения федерального бюджета, реализация принятых в прошлом году важных решений продолжается. К примеру, не отменяется проект «Инфраструктурное меню». По наблюдениям Минфина России, очень популярным предложением инфраструктурного меню является реструктуризация бюджетных кредитов. Многие регионы им воспользовались. Высвобождаемые в результате средства направлены на строительство инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, развитие особых экономических зон, технопарков.
Будет продолжено и предоставление инфраструктурных кредитов. Проекты под первый кредитный транш в 500 миллиардов рублей уже отобраны. Это 242 проекта, в ходе реализации которых построят 699 объектов инфраструктуры. Сейчас идет процесс распределения еще 500 миллиардов рублей. Минфин России, Минстрой России, Минтранс России, АО «ДОМ.РФ» рассматривают заявки регионов. Правительство РФ уже приняло решение о том, что регион может уточнить ранее подготовленный проект с учетом текущей ситуации. Конечно, в этом случае может быть и существенное удорожание проектов. Но при этом нужно четко понимать, что бюджетные эффекты должны превышать объем кредита и расходов на его обслуживание. «Зачастую этот важный критерий отбора проектов регионы не соблюдают — приходится возвращать документацию на доработку», — отметила Хворостухина.
Также заместитель директора департамента Минфина России подчеркнула, что, несмотря на сложившуюся в мире и стране ситуацию, принятые приоритеты развития межбюджетных отношений также остаются важными. «Реализуя приоритетные направления развития межбюджетных отношений, мы планируем в текущем году заниматься совершенствованием распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и общих порядков предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Кроме того, большое внимание уделяется таким задачам, как ускорение доведения трансфертов до субъектов и муниципальных образований, обеспечение стабильности и предсказуемости их распределения, открытости и прозрачности методик, которые утверждаются на федеральном уровне», — рассказала о ближайших планах Хворостухина.
Сохранятся гранты, которые Минфин России предоставляет по итогу оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В 2022 году их выдадут на 45 миллиардов рублей — сумма не сокращена. Также немаловажной задачей является совершенствование системы разграничения полномочий.
Что касается субсидий регионам, то представитель Минфина России отметила: принято решение об освобождении субъектов РФ от ответственности за недостижение результатов и невыполнение графиков проектирования и строительства по субсидиям на капитальные вложения. По другим субсидиям есть возможность внести изменения в соглашения об их предоставлении и уточнить сроки достижения результатов. По субсидиям, которые направляются в рамках реализации федеральных проектов, входящих в состав нацпроектов, это возможно через уточнение паспорта проекта. Сейчас принят упрощенный порядок внесения изменений в паспорта федеральных проектов, поэтому регионам необходимо оперативно оценить возможность достижения результатов и обратиться в ФОИВ со своими уточнениями.
На ближайшую перспективу
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е. А. Перминова подчеркнула, что правительство и Министерство финансов РФ делают все для того, чтобы сгладить негативные последствия санкций, которые могут отрицательно повлиять на исполнение региональных бюджетов. Сенаторы работают над решением ряда актуальных вопросов. Например, с 1 января 2023 года будут отменены консолидированные группы налогоплательщиков, и нужно решить, на каких территориях должна фиксироваться прибыль от деятельности предприятий. Предложение комитета Совета Федерации — основная часть прибыли должна оставаться там, где создано и работает производство, а не там, где располагается головной офис.
Еще одно предложение Совета Федерации касается самозанятых граждан, которые платят в бюджет налог на профессиональный доход. В связи с тем, что уровень инфляции значительно вырос, парламентарии считают целесообразным увеличить планку годового дохода, при котором человек может претендовать на статус самозанятого, с 2,4 миллиона до 3 миллионов рублей в год. Рост инфляции, по мнению Перминовой, должен стать основанием и для индексации дотаций, которые предоставляются на частичную компенсацию выплаты заработной платы бюджетникам. Должна быть проиндексирована на фактический коэффициент инфляции и дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также субвенции регионам на финансирование переданных полномочий.
Тему необходимых изменений законодательства продолжила депутат Государственной думы РФ, председатель секции Союза финансистов России «Финансисты субъектов РФ» В. Н. Артамонова. В частности, депутатский корпус рассматривает возможность внесения дополнительных поправок и в налоговое законодательство. С 1 января 2023 года прекращают действовать полномочия регионов в части понижения ставок по налогу на прибыль для компаний, которые занимаются развитием производства. По мнению депутатов, целесообразно продлить эти полномочия и на 2023 год. В рамках внесения изменений в Налоговый кодекс депутаты также предлагают рассмотреть возможность приостановления нормы о взимании акцизов на жидкую сталь.
С. В. МАРТЫНЕНКО