Версия для печати 798 Материалы по теме
Инфраструктурная модернизация школьных систем образования

Статья посвящена теме капитального ремонта школ, проводимого в рамках реализации программы «Модернизация школьных систем образования».

Андрей Викторович НИКОЛАЕВ, заместитель министра просвещения Российской Федерации

Нормативный контур

В течение пяти лет — с 2022 по 2026 год — предстоит охватить капитальным ремонтом не менее 7300 зданий общеобразовательных организаций, уделив особое внимание сельским школам. Эта задача отражена в двух поручениях Президента Российской Федерации[1], которые были озвучены на съезде «Единой России» в июне 2021 года.

Министерство просвещения Российской Федерации провело в этом направлении большую работу. В обсуждении предложений по реализации нового проекта приняли активное участие партия «Единая Россия», Общероссийский народный фронт, профильная комиссия Государственного совета Российской Федерации и практически все региональные органы власти. В августе тема была вынесена на заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. В итоге была разработана сбалансированная программа по модернизации школьных систем образования (далее — Программа).

Ключевыми нормативными актами, определяющими основные правила игры в реализации Программы для регионов страны, стали два документа. Первый — постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 года № 2463 — определяет правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках госпрограммы «Развитие образования». Второй документ — распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2021 года № 3851-р — утверждает распределение субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на софинансирование расходов, возникающих при реализации Программы на 2022 и 2023 годы.

Помимо этого, в январе 2022 года Минпросвещения России и Минстрой России во исполнение постановления Правительства РФ № 2463 утвердили программу «Модернизация школьных систем образования» (приказ № 15/25/пр). Эти документы и образуют нормативный контур масштабной работы по капитальному ремонту школ в стране.

Этапы, условия, подходы

На рисунке 1 показаны этапы реализации Программы. По итогам 2022–2023 годов мы должны достичь показателя в три тысячи отремонтированных зданий и далее ежегодно прибавлять примерно по 1,5 тысячи.

Принципиальным условием участия региона в Программе является наличие школьных зданий, нуждающихся в капитальном ремонте. Потребность в капремонте фиксируется путем внесения соответствующих данных в официальное государственное статистическое наблюдение (рисунок 2). До лета 2021 года, когда Программа была инициирована, порядка 15–20 регионов к заполнению этих статистических форм подходили не слишком внимательно: заносили в форму не все объекты либо допускали отклонения в документальном оформлении. В итоге они пострадали — кто-то больше (около 10 регионов), кто-то незначительно.

Вместе с тем у всех субъектов Российской Федерации была возможность внести необходимые коррективы в статистические формы по состоянию на 1 января 2022 года, что позволяло включить в Программу на последующие годы актуализированный перечень объектов. Заполнение соответствующих статистических форм было завершено к 20 апреля 2022 года. К этому моменту в документации необходимо было устранить все перекосы и сделать необходимые корректировки.

Второе обязательное условие участия в Программе — наличие расходных обязательств субъекта РФ. Третье условие заключается в том, чтобы в первые годы реализации Программы капитальный ремонт проводился преимущественно в школьных зданиях, расположенных в сельской местности и малых городах (с населением менее 50 тысяч человек).

Наконец, последнее, четвертое, условие имеет очень важное значение. Это требование о наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. Данное заключение необходимо для подачи регионами заявок на участие в Программе и для распределения соответствующих субсидий.

Помимо прочего, это требование является своего рода страховкой как для субъектов Российской Федерации, так и для федерального бюджета. Очевидно, что это самая сложная из реализуемых Минпросвещения России субсидий. Например, у любой стройки есть «система координат» — либо проектно-сметная документация, либо нормативные цены строительства. Так или иначе, это страхует нас при выделении средств. В случае же капитального ремонта мы с самого начала лишены подобной опоры: иногда первоначальная оценка стоимости работ может оказаться в несколько раз меньше того, что мы получаем в реальности. А значит, могут возникнуть вопросы по выделению соответствующих средств и к тем, кто инициировал капремонты в регионах, и к федеральному центру.

Осознавая эти риски, мы совместно с Минстроем России пришли к необходимости наличия заключений госэкспертизы. При этом были выработаны облегченные режимы прохождения экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.

Также в Программе определен перечень из 14 укрупненных групп (видов) работ в рамках капремонта, на которые выделяется софинансирование из федерального бюджета (рисунок 3). Этот перечень практически полностью охватывает все возможные виды ремонтных работ, которые могут проводиться в контуре зданий общеобразовательных организаций.

Рисунок 3. Перечень работ капремонта зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций в рамках программы «Модернизация школьных систем образования»

Рисунок_Николаев_3.png

Здесь важно отметить, что после долгих дискуссий мы исключили из федерального софинансирования мероприятия по благоустройству территории и ремонту внешних сетей, поскольку при ограниченных бюджетных возможностях основное внимание требуется уделить именно значительному улучшению непосредственных условий, в которых учатся дети. Что касается ремонта внешних сетей и благоустройства, то эти работы могут параллельно осуществляться полностью за счет региональных и местных бюджетов.

В декабре 2021 года было отобрано 2065 первых заявок: на 2022 год по 1308 объектам, на 2023 год — по 412 объектам. Кроме того, в двухлетний цикл 2022–2023 годов включены ремонтные работы на 345 объектах. Таким образом, уже в 2022 году капитальным ремонтом будет охвачено 1653 здания.

Оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций — 6,6 млн руб. на каждый объект (Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590)

Всего позиций перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, — 2199 позиций

Из них основного оборудования, обязательного к приобретению, — 1037 позиций

Объем финансирования капремонта, заложенный в бюджете, составляет по 66,9 миллиарда рублей ежегодно. Объемы текущего года распределены полностью, к концу апреля был завершен дополнительный отбор объектов на 2023 год, который довел общее количество ремонтируемых зданий за двухлетний период до трех тысяч объектов.

Необходимо особо отметить, что в Программе заложены средства не только на капитальный ремонт, но и на оборудование ремонтируемых помещений в объеме почти 6,7 миллиона рублей на каждую школу. Этих средств достаточно для того, чтобы обеспечить отремонтированные классы мебелью и закупить оборудование.

Важно, что регионы имеют определенную свободу в расходовании этих средств в зависимости от специфики конкретных школ. В субъектах Российской Федерации действуют школы и на 100–150 мест, и более чем на 1,5 тысячи мест. Согласно правилам предоставления и распределения соответствующей субсидии регионы могут варьировать расходы на оборудование по конкретным школам — в диапазоне от 50 до 150% от расчетного значения 6,7 миллиона рублей. В свою очередь, Минпросвещения России на основании соответствующих заявок регионов будет заключать дополнительные соглашения. Такой гибкости в распределении средств на оборудование нет лишь у тех регионов, на территории которых капремонт будет проводиться в одной-двух школах. Там же, где в программу включено более десятка школ, регионы имеют возможность расходовать на оборудование отдельных школ почти 10 миллионов рублей. Подчеркну: это начало, опыт покажет, насколько такое ранжирование оптимально, и в перспективе оно может быть изменено.

Конечно, при закупке оборудования нельзя допускать ситуаций, когда для сельской школы приобретается интерактивная доска стоимостью несколько миллионов рублей, а в отремонтированные помещения устанавливается старая мебель. Очевидно, что эффект от затраченных средств в этом случае будет минимальным.

Встречные обязательства регионов

Программой также предусмотрены встречные обязательства субъектов РФ (рисунок 4). Прежде всего это обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований к антитеррористической защите[2]. Кроме того, это организация повышения квалификации и подготовки управленческих команд в отношении школ, которые охвачены Программой. Важное значение имеют и обязательства субъектов по привлечению самих учащихся, учителей и родительского сообщества к обсуждению и приемке ремонтных работ, а также по полному обновлению ветхих и дефектных учебников в соответствующих школах.

Регионы должны обеспечить все указанные встречные обязательства за счет собственных средств, без федерального софинансирования. Схема логична и проста. До запуска программы — в 2020–2021 годах — субъекты Российской Федерации совокупно тратили на капитальный ремонт примерно 32 миллиарда рублей в год. Сегодня, как уже было отмечено, на реализацию Программы из федерального бюджета ежегодно направляется 66,9 миллиарда рублей. Это беспрецедентная ситуация и колоссальные деньги. Общие расходы регионов в рамках софинансирования основных мероприятий Программы составляют чуть менее 17 миллиардов рублей, соответственно, остается около 15 миллиардов рублей — это те средства, которые регионами также изначально были выделены на капитальный ремонт. Мы исходим из того, что эти деньги должны остаться в Программе и пойти на реализацию встречных обязательств регионов, создание вспомогательной инфраструктуры, а также на капитальный ремонт дополнительного количества зданий.

02.09.2019_1ЕЛ_2.jpg

Сейчас в зоне нашего внимания находятся процессы контрактации по ремонтным работам в конкретных школах. В последние месяцы здесь наблюдается позитивная динамика: сегодня все регионы находятся в активной фазе проведения контрактных процедур, а по более чем двум третям объектов государственные и муниципальные контракты уже заключены.

На этом этапе мы приступаем к практической реализации Программы и совместно с регионами будем делать все возможное для достижения всех поставленных целей и показателей.



[1] Поручения Президента РФ от 15 июля 2021 года № Пр-1249 и от 5 августа 2021 года № Пр-1383.

[2] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Поделиться