«Бюджет» поговорил с директором Института народнохозяйственного прогнозирования РАН доктором экономических наук Александром Александровичем ШИРОВЫМ об антикризисных мерах и перспективах импортозамещения.
— Александр Александрович, какова ваша оценка сложившейся ситуации? В чем ее отличие от предыдущих экономических кризисов?
— За последние 20 лет мы были свидетелями пяти кризисов, и каждый из них имел свои особенности. Так, природа «пандемического» кризиса не была экономической — то же можно сказать и про нынешний кризис. При этом основное отличие сегодняшней ситуации в том, что мы наблюдаем не просто действия, направленные на ограничение экономического развития России, но попытки ее отделения от мировой экономики. Это принципиально новый сюжет. Поскольку главный удар связан с попыткой экономической дезинтеграции, то и наш ответ должен лежать прежде всего во внешнеэкономической плоскости. Например, механизмы резервирования, в том числе использования бюджетного правила, которые существовали до сих пор, становятся неактуальными. А это, в свою очередь, сильно влияет на параметры и денежно-кредитной, и бюджетной политики. Скажем, в отличие от кризиса 2020 года сейчас требуется существенная поддержка банковской системы (зато это похоже на то, что было в кризис
Те меры поддержки, которые могут быть использованы сейчас, в той или иной степени были задействованы во время кризисов
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти Бесплатный демодоступ