Версия для печати 834 Материалы по теме
Считаем, что доходная часть бюджета будет исполнена

Беспрецедентные санкции по отношению к России в первую очередь нанесли удар по финансовой системе. Пока региональные бюджеты не ощутили сложность экономической ситуации. Тем не менее меры для обеспечения бюджетной сбалансированности уже принимаются.

Владимир Викторович КАЗАКОВ, исполняющий обязанности заместителя председателя Правительства Республики Коми — министра финансов

Как идет исполнение бюджета текущего года

В отличие от 2020 года исполнение республиканского бюджета Республики Коми в 2021 году сложилось с профицитом в размере 2,6 миллиарда рублей. Для сравнения: дефицит по итогам 2020 года составил 12,2 миллиарда рублей. Такой разворот ситуации с исполнением бюджета произошел прежде всего за счет существенного роста налоговых и неналоговых доходов в 2021 году, что позволило отказаться от планируемого размещения облигаций в размере 10 миллиардов рублей и снизить объем государственного долга на 1,5 миллиарда рублей.

Доходы

Утвержденный на 2022 год законом о республиканском бюджете общий объем доходов по итогам первого квартала исполнен на 33,4% и составил 29 миллиардов рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года общий объем поступивших доходов в республиканский бюджет увеличился на 11,5 миллиарда, или на 65,1%. Это обеспечено за счет роста объема налоговых и неналоговых доходов, поступивших на 1 апреля 2022 года в республиканский бюджет в размере 26,2 миллиарда рублей, что превышает показатель за аналогичный период 2021 года на 11 миллиардов рублей (или в 1,7 раза). В частности, поступления налога на прибыль организаций выросли на 8,8 миллиарда рублей, или в 2,6 раза. Это произошло за счет увеличения объема платежей от крупных предприятий — участников консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой промышленности, горнодобывающей и металлургической отраслей, а также прироста поступлений от организации целлюлозно-бумажной промышленности, не входящей в КГН. Кроме того, на 1,4 миллиарда рублей, или в 1,4 раза, увеличилось поступление налога на имущество организаций в связи с переносом в текущем году срока уплаты налога по итогам 2021 года на более ранний срок. Динамика безвозмездных поступлений в первом квартале текущего года также носит положительный характер. В абсолютном выражении объем безвозмездных поступлений вырос по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года на 0,4 миллиарда рублей, или на 17,7%, составив 2,8 миллиарда рублей.

Расходы

Расходы республиканского бюджета на 1 апреля 2022 года исполнены в объеме 21,7 миллиарда рублей, или 22,2% от утвержденного законом о бюджете общего объема расходов на текущий год. Это выше показателей аналогичного периода 2021 года на 0,6 миллиарда рублей, или на 2,8%. Положительная динамика по налоговым и неналоговым доходам, безвозмездным поступлениям позволила исполнить республиканский бюджет в первом квартале текущего года с профицитом в размере 7,3 миллиарда рублей.

Прогнозы по исполнению бюджета

Перспективы исполнения бюджета в части налоговых и неналоговых доходов в условиях введенных антироссийских санкций оценить в настоящее время достаточно сложно. Есть риски ухудшения экономической ситуации, в том числе связанные с изменением объемов добычи нефти и горючего природного газа, их цены, курса иностранных валют, принимаемыми на федеральном уровне мерами государственной поддержки организаций, а также другими факторами, влияющими на финансовый результат деятельности организаций.

В ближайшие месяцы темп прироста поступлений налогов в республиканский бюджет относительно прошлогоднего уровня, скорее всего, замедлится. Однако с учетом достаточно консервативного характера прогноза доходной части утвержденного бюджета республики на 2022 год считаем, что доходы будут получены в прогнозируемом объеме.

В апреле текущего года скорректирован закон о республиканском бюджете Республики Коми на 2022–2024 годы, доходная и расходная части бюджета увеличены на 4,2 миллиарда рублей без изменения размера дефицита. Доходы увеличены исходя из роста фактических поступлений в текущем году за счет роста объема налоговых и неналоговых доходов и дотаций, предоставленных республике из федерального бюджета. Увеличение расходов прежде всего коснется возмещения выпадающих доходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере ЖКХ, предоставлением мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий, организацией отдыха детей, лекарственного обеспечения, поддержкой отраслей экономики, резервных фондов Правительства Республики Коми и других направлений.

Основными проблемами в настоящее время для нас являются:

1. Ограничения по кредитованию

Основным источником покрытия дефицита республиканского бюджета в 2022 году, погашения долговых обязательств определены кредиты кредитных организаций в объеме 13,46 миллиарда рублей. В условиях высокого уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком, отсутствия заинтересованности кредитных организаций в кредитовании республики с учетом установленных Министерством финансов РФ ограничений по величине ставки, по которой имеется возможность привлекать кредиты, в настоящее время существует риск невозможности осуществления государственных заимствований в целях финансирования дефицита республиканского бюджета.

2. Рост расходов на обслуживание государственного долга

При планировании расходов на обслуживание государственного долга на 2022–2024 годы расчет проводился исходя из уровня ключевой ставки 7,5% годовых. Перерасчет расходов на обслуживание государственного долга исходя из ставки, установленной с 11 апреля этого года — 17% годовых, — влечет за собой их рост в 2022 году на 0,3 миллиарда рублей, в 2023 году — на 1,8 миллиарда, в 2024 году — на 2,8 миллиарда. Считаем, что решение вышеуказанных проблем возможно в случае предоставления республике федеральных бюджетных кредитов.

Контроль за использованием бюджетных средств

Министерство финансов Республики Коми, реализуя полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, осуществляет последующий контроль. Предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами республиканского бюджета проводится в рамках санкционирования операций Управлением Федерального казначейства по Республике Коми.

К предварительному и текущему контролю за использованием бюджетных средств можно отнести следующее:

1. Централизация закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми. Деятельность по оптимизации и снижению бюджетных расходов, повышению эффективности, результативности использования бюджетных средств при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд в нашем регионе осуществляет Комитет Республики Коми по закупкам. В целях централизации закупок уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определено государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов».

2. Казначейское сопровождение бюджетных средств. В соответствии со статьей 14 Закона Республики Коми от 7 декабря 2021 года № 136-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» казначейскому сопровождению подлежат целевые средства, направляемые в том числе на реализацию региональных проектов. Это: 1) расчеты по государственным контрактам, заключаемым государственными заказчиками на сумму 50 миллионов рублей и более, на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности, источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства республиканского бюджета; 2) расчеты по муниципальным контрактам, заключаемым на сумму 50 миллионов рублей и более, на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности, источником финансового обеспечения исполнения которых являются межбюджетные трансферты из республиканского бюджета. А также авансовые платежи по данным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями.

3. Обсуждение и утверждение проектов законов о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетным вопросам. Рассмотрение отдельных вопросов исполнения бюджета проходит на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп органов исполнительной власти, законодательных органов.

4. Экспертно-аналитические мероприятия Контрольно-счетной палаты Республики Коми, в том числе по проведению мониторинга за ходом реализации на территории Республики Коми в текущем финансовом году региональных проектов.

Уроки пандемии

В 2020 году в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с пандемией и на фоне снижения цен на нефть и курса рубля к доллару объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет снизился на 14 миллиардов рублей, или на 18% в сравнении с 2019 годом. В 2021 году ситуация с поступлением налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет стабилизировалась, прирост к уровню 2020 года составил 36,3%.

В 2020–2021 годах решения давались непросто и их нужно было принимать оперативно, изыскивая источники для финансового обеспечения возникающих дополнительных расходов. Эти годы научили нас более рачительно подходить к формированию расходной части бюджета, осуществлять строгую приоритизацию расходов с учетом существующих вызовов. Также события последних лет подтвердили значимость работы по управлению структурой государственного долга с целью снижения расходов на его обслуживание. Кроме того, мы осознали важность тесного взаимодействия с федеральными органами государственной власти с целью привлечения в республику дополнительных средств федерального бюджета.

Реализация нацпроектов

В 2021 году в республике реализовывалось 40 региональных проектов в рамках 10 национальных. Общий объем бюджетных средств, направленных в 2021 году на реализацию региональных проектов, составил 7,5 миллиарда рублей, или 87,9% от плана.

В 2022 году регион исполняет 44 региональных проекта в рамках 11 национальных. Из общего числа региональных проектов 35 реализуются с финансированием за счет бюджетных средств, по девяти региональным проектам финансирование, в том числе бюджетное, не предусмотрено.

В текущем году на реализацию региональных проектов определено 10,85 миллиарда рублей (на 2,32 миллиарда рублей, или 27,2%, больше, чем в предыдущем году). По состоянию на 1 апреля 2022 года фактическое исполнение составило 0,9 миллиарда рублей, или 8,5% от плана. Текущий уровень исполнения в первом квартале 2022 года связан с тем, что основной объем кассового расходования по региональным проектам запланирован на третий-четвертый кварталы 2022 года по мере исполнения контрактов.

Следует отметить, что основные риски и проблемы реализации национальных проектов связаны с антироссийскими санкциями. Увеличение стоимости строительных материалов, оборудования и строительной техники приведет к потребности в дополнительном финансировании мероприятий региональных проектов, корректировке проектно-сметной документации в части увеличения стоимости объектов, а также к пересмотру условий действующих контрактов.

В целях решения указанных проблемных вопросов Правительство Республики Коми проводит работу с федеральными органами исполнительной власти по выделению дополнительных объемов финансирования, корректировке параметров региональных проектов (показателей, результатов, мероприятий).

Инфраструктурное меню

1. Инфраструктурные кредиты

Решением президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 14 октября 2021 года № 51 одобрены инфраструктурные проекты по заявке Республики Коми на участие в отборе инфраструктурных проектов в целях получения инфраструктурных бюджетных кредитов. В своей заявке мы обозначили следующие проекты:

инфраструктурный проект в целях обеспечения связанного с ним инвестиционного проекта «Строительство жилого квартала (микрорайона) с объектами социальной инфраструктуры (школа, подъездная дорога, технологическое присоединение к инженерным сетям)» с объемом финансирования за счет средств бюджетного кредита 1,6 миллиарда рублей;

инфраструктурный проект в целях обеспечения связанного с ним инвестиционного проекта «Строительство завода по производству фанерных плит» (в том числе капремонт автодороги) с объемом финансирования за счет средств бюджетного кредита 0,8 миллиарда рублей.

В настоящее время на рассмотрении федеральных органов исполнительной власти находится заявка Республики Коми на финансирование в рамках лимитов проектов строительства (реконструкции) объектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, планируемые к предоставлению в 2024–2025 годах.

2. Инфраструктурные облигации

Для исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом требуется предоставление государственных гарантий субъектов РФ. С учетом объема государственного долга Республики Коми в настоящее время применение данного инструмента для нашего региона не представляется возможным.

3. Реструктуризация бюджетных кредитов

В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2017 года № 1531 (далее — Правила 1531), заключены соглашения о предоставлении бюджету Республики Коми из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета республики. Объем высвобождаемых средств за 2021–2024 годы составляет 1,04 миллиарда рублей ежегодно.

Средства от Фонда ЖКХ на финансовое обеспечение реализации проектов ЖКХ для Республики Коми распределены в объеме 0,56 миллиарда рублей

В соответствии с Правилами проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 года № 1029, заключено дополнительное соглашение к ранее заключенному соглашению от 14 декабря 2020 года о предоставлении Республике Коми из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ. Общий объем высвобождаемых средств за 2021–2024 годы составляет 4,6 миллиарда рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 октября 2020 года № 1704 определено, что высвобождаемые в 2021–2024 годах средства подлежат направлению на осуществление субъектом РФ бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов. В 2021 году и истекшем периоде 2022 года средства на указанные инвестиции не направлялись.

4. Предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру, субсидирование процентной ставки на долгосрочное исполнение контрактов

Протоколом от 3 марта 2022 года № 5 заседания (штаба) Правительственной бюджетной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации заемные средства от Фонда ЖКХ на финансовое обеспечение реализации проектов ЖКХ для Республики Коми распределены в объеме 0,56 миллиарда рублей.

В настоящее время республика проводит работу по разработке и утверждению перечня мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории городского округа Инта, включение в перечень проекта «Строительство новой котельной в городе Инта для перевода источников теплоснабжения на газ и обеспечения качества, надежности и развития территории».


Меры поддержки бизнеса

Планом мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, утвержденным главой Республики Коми 18 марта 2022 года, предусмотрены следующие мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства:

  • продление на 2023 год пониженных в два раза налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (3% с объектом налогообложения «доходы», 7,5% с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы»);
  • увеличение уставного капитала АО «Лизинговая компания Республики Коми» за счет средств республиканского бюджета (планируется в июне 2022 года) и АО «Гарантийный фонд Республики Коми» (в апреле 2022 года) за счет средств федерального и регионального бюджетов;
  • снижение процентных ставок по программам микрокредитования АО «Микрокредитная компания Республики Коми». С 1 марта 2022 года установлены фиксированные процентные ставки по программам микрокредитования, ставки, по которым были привязаны к ключевой ставке Банка России. В настоящее время процентные ставки составляют от 0,1 до 9,5% годовых. Также в апреле 2022 года планируется внесение изменений в условия микрокредитной программы «ФОТ 0,1» (по ставке 0,1% годовых), предусматривающих увеличение предельной суммы микрозайма до 3 миллионов рублей (с 1 миллиона рублей), а также расширение перечня видов деятельности получателей поддержки;
  • снижение процентных ставок по лизинговым программам АО «Лизинговая компания Республики Коми». Процентные ставки снижены с 4 апреля 2022 года (ранее ставки зависели от ключевой ставки Банка России). В настоящее время годовой процент удорожания предмета лизинга составляет от 3 до 7,5% и зависит от категории получателя и размера первоначального взноса;
  • сохранение льготного размера вознаграждения за предоставление поручительств АО «Гарантийный фонд Республики Коми» в размере 0,5% годовых от суммы поручительства для всех субъектов МСП. Это минимальная ставка, предусмотренная законодательством РФ.

Кроме того, для повышения доступности финансовых ресурсов для субъектов деятельности в сфере промышленности действует некоммерческая организация «Региональный фонд развития промышленности Республики Коми» в организационно-правовой форме фонда. Фонд предоставляет субъектам промышленности займы на льготных условиях. На эти цели предусмотрены бюджетные ассигнования на 2022 год в объеме 100 миллионов рублей. Дополнительно в апреле текущего года бюджетные ассигнования увеличены в 2022 году на 80 миллионов рублей, в 2023–2024 годах на 100 миллионов рублей ежегодно. Кроме того, на указанные цели привлечены средства федерального бюджета в размере 94,46 миллиона рублей.

Законом о льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики и обращения с твердыми коммунальными отходами установлено право использования льготных тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей (без ограничений по сроку), а также для потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее — прочие потребители), к которым в том числе относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (в первом полугодии 2022 года). В апреле текущего года Правительство Республики Коми приняло решение об установлении права использования льготных тарифов для прочих потребителей во втором полугодии 2022 года и первом полугодии 2023 года.

Поделиться