Для казначейских контролеров-ревизоров значимым событием марта 2022 года стало утверждение изменений в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, сформированных с учетом применения положений стандартов на практике. Совершенствование нормативной правовой основы обусловлено в основном опытом Федерального казначейства и направлено на повышение эффективности контрольно-ревизионной деятельности, в том числе посредством выстраивания конструктивного диалога с подконтрольной средой.
Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ
Процесс повышения эффективности использования государственных финансов неизбежно требует совершенствования правового регулирования одного из его основных элементов — государственного финансового контроля. Накопленный без малого двухлетний опыт применения на практике федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — федеральные стандарты) вызвал закономерную необходимость внесения изменений в данные нормативные правовые акты. Вступившие в силу с 30 марта 2022 года поправки в федеральные стандарты[1] инициированы Министерством финансов РФ и разработаны при активном участии Федерального казначейства. При этом были учтены возникшие в процессе казначейского контроля вопросы.
Ключевые новации федеральных стандартов условно можно разделить на два направления: оптимизация контрольной деятельности и выстраивание прямого диалога с объектом контроля.
Оптимизация деятельности органа контроля
В новой редакции федерального стандарта «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 года № 100 (далее — федеральный стандарт № 100), уточнение получили права должностных лиц органа контроля. Федеральный стандарт № 100 дополнен нормой, касающейся получения контролерами-ревизорами доступа к данным информационных систем, пользователем которых является объект контроля, у их владельцев и (или) операторов.
Правовое закрепление на уровне Бюджетного кодекса и федеральных стандартов новых возможностей для органов контроля получения документов и информации, доступа к данным информационных систем призвано снизить нагрузку на объект контроля, сократить документооборот, обеспечить максимальное наличие полной информации для комплексного исследования вопросов при осуществлении внутреннего госфинконтроля с минимальными трудозатратами и минимизацией бумажного документооборота.
Симметричные уточнения внесены в пункт 6 федерального стандарта «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 года № 1235 (далее — федеральный стандарт № 1235), в части сроков и способов исполнения соответствующих запросов в зависимости от того, проводится выездное контрольное мероприятие или камеральное. Изменения, внесенные в федеральный стандарт № 100, закрепляют также право должностных лиц органа контроля на допуск на территорию объекта встречной проверки, проводимой по месту его нахождения (выездная встречная проверка).
Федеральный стандарт № 1235 теперь регулирует направление дополнительных запросов объекту контроля при проведении камеральной проверки. Время, в течение которого объект контроля будет отвечать на такой запрос, не засчитывается в срок проведения камеральной проверки. Возможность направлять дополнительные запросы позволяет исследовать вопросы максимально объективно. Как следствие, нивелируется вероятность неверных выводов контролера-ревизора и последующих возражений объекта контроля. Еще одно изменение в федеральном стандарте № 1235, касающееся минимизации документооборота — закрепление правила о ненаправлении справки о завершении контрольных действий при проведении обследования, встречной проверки в рамках основного контрольного мероприятия (выездной проверки (ревизии) или камеральной проверки).
Важным изменением стало закрепление возможности руководителя (заместителя руководителя) органа контроля вносить изменения в решение о назначении, приостановлении, прекращении (отмене), продлении контрольного мероприятия, назначении обследования, встречной проверки в рамках основного контрольного мероприятия не только на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия, но и при необходимости вышестоящего по отношению к последнему должностному лицу. Теперь изменения в решение о назначении контрольного мероприятия допускают корректировку даты начала его проведения, что обеспечивает и контролеров, и объекты контроля возможностью оперативно реагировать на меняющиеся условия. Закреплена возможность руководителя (заместителя руководителя) органа контроля принимать решение об отмене контрольного мероприятия до начала его проведения в случаях ликвидации объекта контроля или неосуществления им в проверяемом периоде подпадающей под тему проверки деятельности.
Обновлена редакция федерального стандарта «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2020 года № 1095 (далее — федеральный стандарт № 1095). Дополнения касаются обстоятельств принятия руководителем (заместителем руководителя) органа контроля решения о назначении повторной проверки. Речь идет о причинах непредставления дополнительных документов ранее, то есть в ходе проверки (ревизии). Данное нововведение в том числе должно дать возможность комплексно проверить представленные объектом контроля дополнительные документы, назначив повторную проверку (ревизию).
Установлено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе принять решение о наличии или об отсутствии оснований для назначения не только внеплановой выездной проверки (ревизии), но и внеплановой камеральной проверки. Расширение случаев для камерального контроля в полной мере соответствует принципам ресурсоэффективности и продуктивности контрольно-ревизионной деятельности, позволяет сократить число выездов на объект контроля при наличии возможности проведения дистанционного контроля.
Расширен перечень решений, которые может принимать руководитель (заместитель руководителя) органа контроля по результатам рассмотрения всех материалов проверки (ревизии). Пункт 4 федерального стандарта № 1095 дополнен решением о наличии или отсутствии оснований для направления в суд исков о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом. Такая возможность закреплена в Бюджетном кодексе.
Важной поправкой в федеральный стандарт № 1095 стало установление нового срока направления копий представлений, предписаний. Вместо предусмотренной первоначальной редакцией одновременности направления представления, предписания объекту контроля и их копий субъектам, поименованным пунктом 10 федерального стандарта № 1095, теперь контролерам определено семь рабочих дней для направления их копий с даты направления объекту контроля представления, предписания. Кроме того, расширен круг субъектов, которым направляются копии представлений, предписаний. Теперь это касается в том числе органов исполнительной власти, которые предоставили объекту контроля средства из бюджета бюджетной системы.
Упрочение взаимодействия органа и объекта контроля
Среди изменений, направленных на упрочение взаимодействия органа и объекта контроля, важными являются следующие. Во-первых, изменения федерального стандарта № 1095 касаются процедуры рассмотрения результатов контрольного мероприятия — ключевого элемента всех контрольных процедур в отношении конкретного объекта контроля. В стандарте закреплен давно сложившийся в практике органов Федерального казначейства порядок рассмотрения указанных результатов с участием коллегиального органа, образованного из числа должностных лиц органа контроля. Уже много лет в органах казначейства фукционируют контрольные комиссии. Процедура вынесения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля решения относительно объекта контроля по результатам рассмотрения коллегиальным органом материалов контрольного мероприятия в отличие от единоличного рассмотрения таких материалов является наиболее эффективной и обеспечивает объективный, всесторонний и современный подход.
Во-вторых, прогрессивной новацией стало закрепление за органом контроля в обновленном федеральном стандарте № 1095 права приглашать руководителя (уполномоченного представителя) объекта контроля в том числе для рассмотрения представленных им ранее замечаний (возражений, пояснений) на акт, заключение. Кроме того, в ходе этой процедуры руководитель объекта контроля имеет возможность давать устные комментарии к представленным им ранее письменным замечаниям.
Данное нововведение способствует конструктивному диалогу органа контроля и объекта контроля, формирует процедуру принятия решения по результатам контрольного мероприятия на основе принципа открытости. Это изменение направлено также на оптимизацию работы органа контроля. В случае если замечания и доводы объекта контроля будут рассмотрены на данном этапе, в дальнейшем при отражении в жалобе аналогичных претензий на решение органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц они подлежат оставлению без рассмотрения (новая редакция пункта 11 федерального стандарта «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 года № 1237). При этом закреплена обязанность контрольного органа информировать объект контроля о результатах рассмотрения замечаний (возражений, пояснений) не позднее даты принятия решения о направлении представления, предписания, назначении повторной проверки.
Одновременно пунктом 8 федерального стандарта № 100 в измененной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 421 редакции объекту контроля предоставлено право при предъявлении возражений на акт (заключение) по результатам проверки, ревизии (обследования) представлять документы, подтверждающие обоснованность возражений. С одной стороны, закрепление указанного права позволит подконтрольному объекту обоснованно защищать свою позицию, с другой — орган контроля получит документальное подтверждение такой позиции за счет добровольного раскрытия объектом контроля необходимой информации.
В-третьих, немаловажные поправки внесены и в федеральный стандарт «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 года № 1237. Объект контроля при реализации своего права на подачу жалобы в случае пропуска срока ее подачи может подать ходатайство на восстановление пропущенного срока. При наличии уважительной причины такой срок может быть восстановлен. Данная возможность, безусловно, создает дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов объекта контроля.
В заключение обозначу, что изменения, внесенные в федеральные стандарты, направлены на повышение результативности деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при обеспечении снижения административной нагрузки на подконтрольную среду, что в итоге способствует повышению эффективности использования государственных финансов.
[1] Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 421 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».