Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2022» прошел на фоне глобальных экономических перемен, которые требуют мобилизации российской промышленности, совершенствования механизмов государственных и корпоративных закупок. В связи с чем акценты деловой программы были смещены в сторону обсуждения вопросов, связанных со скорейшим налаживанием производства российских товаров в условиях санкций и экономического давления.
Отечественная продукция в закупках
В
Ключевым мероприятием первого дня форума стало пленарное заседание «Закупки российской продукции — новые вызовы», организованное Правительством РФ. Как отметил первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ А. Ф. Ельчанинов, сегодня пришло время реального импортозамещения, особенно в тех нишах, где ранее доминировал импорт. В таких условиях целесообразно обсуждать и решать вопросы, как максимально сблизить заказчиков, работающих в рамках законов 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, с производителями российской продукции, убрать между ними все информационные, методические, юридические барьеры. Также, по мнению Ельчанинова, необходимо проанализировать, сможет ли наша промышленность производить востребованную продукцию в необходимых рынку объемах? Обеспечено ли это производство сырьем, материалами и комплектующими?
По мнению спикера, сегодня удалось далеко продвинуться в вопросе закупок российских товаров. Напомним, что с 2021 года в Российской Федерации введена обязательная минимальная доля закупок товаров российского производства. Квота предусмотрена и для госзаказчиков, работающих по Закону № 44, и для юридических лиц с госучастием, осуществляющих закупки в рамках Закона № 223. Правительство РФ приняло соответствующие постановления № 2013[1], № 2014[2]. Механизм квотирования введен для усиления эффекта для отечественной промышленности от уже действующей системы запретов и ограничений на закупки импортной продукции («третий лишний», ценовая преференция). Квотирование призвано стимулировать заказчиков сразу, на предпроектном этапе закладывать российское оборудование и технику, а также планировать и выстраивать закупочную политику, ориентируясь на имеющиеся компетенции российских производителей.
«Введенные правительством регуляторные меры позволили довести долю отечественной продукции на государственных, муниципальных закупках до 61 процента, — отметил спикер. — Для сравнения: в 2020 году было 55,5 процента. Пятипроцентный рост за год — хороший показатель, говорящий о динамике. По закону № 223‑ФЗ доля российских товаров составила 83 процента». Ельчанинов подчеркнул, что озвученные цифры по 44‑ФЗ действительно достоверные. Что касается корпоративного сектора, то есть определенные сомнения в достоверности этой цифры, поскольку действует заявительный порядок указания отечественной продукции. Но в том, что положительная динамика является достоверной, по мнению спикера, нет сомнений.
Что касается барьеров, то тут Ельчанинов в качестве основных назвал внутренний регламент и стандарты корпоративных закупщиков, систему планирования закупок. У многих заказчиков планирование ограничивается годом, в лучшем случае трехлетним периодом, что не позволяет объективно отражать потребности экономики. «В современных условиях нужно выходить на долгосрочные, офсетные контракты, позволяющие за год-два дотянуть компетенции российских поставщиков до требуемого уровня», — предлагает спикер.
Клиентоориентированность — задача Минпромторга России
О том, какие шаги предпринимает Минпромторг России, чтобы помочь отечественным предприятиям занять освободившиеся ниши, рассказал А. А. Ученов, заместитель министра промышленности и торговли РФ. Он отметил, что министерство старается быть клиентоориентированным, оперативно разрабатывать меры поддержки, изменения в законодательство. Ученов также указал, что сегодня главное требование промышленности — формирование долгосрочного и прогнозируемого спроса. В связи с этим для Минпромторга России тема закупок является одной из ключевых.
Основой реализации промышленной политики является постановление Правительства РФ № 719[3], устанавливающее критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. По словам представителя Минпромторга России, с момента принятия документа в 2015 году количество отраслей, подпадающих под этот документ, увеличилось с 6 до 28. К октябрю текущего года министерство намерено ввести балльную систему оценки степени «российскости» товаров, участвующих в госзакупках. Балльная система предусматривает более 60 требований к товарам. Кроме того, с 1 апреля вступили в силу поправки в постановления № 719, в соответствии с которыми с одного до трех лет увеличивается срок действия новых заключений на подтверждение производства промышленной продукции на территории нашей страны. А действие тех документов, которые сейчас уже на руках, продлеваются еще на год. Вся процедура оформления документов о «российскости» товаров переведена в электронный формат. Предприниматели, Торгово-промышленная палата и Министерство промышленности и торговли РФ взаимодействуют через государственную информационную систему промышленности.
Базовым институтом поддержки промышленности, по мнению Ученова, является Фонд развития промышленности. По решению правительства он будет докапитализирован на 20 миллиардов рублей. Определенную роль в поддержке данной отрасли Минпромторг России отводит и региональным фондам. Их сегодня 79. «Правительство приняло решение о докапитализации региональных фондов, — рассказал чиновник. — Пока эта сумма незначительная — 3 миллиарда, но есть понимание и договоренность с финансовым блоком Правительства РФ, что по мере освоения этих средств мы будем выходить с инициативой о расширении финансирования».
Спикер также затронул тему национального режима в госзакупках. Основополагающим здесь является постановление Правительства РФ № 616[4], которое устанавливает запрет на госзакупки ряда товаров из стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если в РФ производят их аналоги. Подтверждением производства продукции в РФ является внесение сведений о ней в реестр российской промышленной продукции или в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Товары из ЕАЭС должны быть внесены в евразийский реестр промтоваров. «За все время работы постановления № 616 в министерство поступило свыше 20 тысяч заявок на покупку импорта на общую сумму 426 миллиардов рублей, из них половина не была согласована нашим ведомством, то есть заявителю была предоставлена информация о наличии альтернативного российского поставщика, — рассказал Ученов. — Половина таких закупок была переориентирована на отечественного потребителя. Тем самым нам удалось более 200 миллиардов рублей направить в реальный сектор экономики».
Как отметил спикер, в 2015 году, по данным «Яндекса», цитируемость термина «импортозамещение» составляла 24 запроса в месяц, а в марте 2022 года — уже более 250 тысяч запросов. «Это слово вошло в обиход и становится нашей повседневной задачей и реальностью», — считает представитель Минпромторга России. Сегодня абсолютно все предприятия столкнулись с нарушением операционных цепочек, в первую очередь это касается логистики. На базе Агентства технологического развития, учрежденного Правительством РФ, создано «одно окно» для помощи предприятиям в поиске отечественных поставщиков необходимой продукции, материалов, сырья. Также совместно с Минобрнауки России была создана сеть инжиниринговых центров (более 80), которые будут задействованы для обратного инжиниринга. Центры оснащены необходимым технологическим оборудованием для того, чтобы провести исследование, экспертизу готового устройства или программы, а также документации и понять принцип его работы.
Ловушка момента
Готовы ли российские предприятия, в том числе ОПК, воспользоваться шансом и занять освободившиеся ниши? Как отметил Я. В. Новиков, генеральный директор концерна ВКО «Алмаз-Антей», предприятие с 2014 года находится под санкциями, но сейчас уровень их давления несоизмерим. В то же время санкции создают определенные условия для роста — выводят из зоны комфорта и заставляют развиваться дальше. Кроме военной «Алмаз-Антей» производит гражданскую продукцию. Традиционным направлением для предприятия является производство коммунальной техники, оборудования для очистных сооружений и производственного отопления.
Сейчас в приоритете компании два направления. Первое — разработка аппаратуры и оборудования для «Газпрома», например, для подводной добычи газа. По словам Новикова, производственных мощностей у концерна достаточно, за последние 10 лет здесь значительно модернизировалась техническая база. Второе направление — медицина, а именно разработка и производство рентгеновской техники. Доля локализации производства на первом этапе составляла более 80%, сегодня она продолжает увеличиваться. Налажена поставка комплектующих с данного предприятия другим отечественным производителям рентгеновской техники. Также гендиректор рассказал о разработке для нейрохирургии системы навигации, с помощью которой хирург видит зону головного мозга и позвоночника на операционном экране.
Говоря о сегодняшней ситуации, Новиков отметил, что в условиях антироссийских санкций для отечественных производителей сложились комфортные условия в плане закупок, что в некоторой степени способствует расслаблению. Но спикер уверен, что это не может долго длиться, поэтому нельзя спать, а нужно воспользоваться моментом.
Научная сфера — особые потребности в закупках
А вот П. А. Кучеренко, статс-секретарь — заместитель министра науки и высшего образования РФ, не разделяет оптимизма в отношении того, что санкции в скором времени будут отменены. Он напомнил, что, например, поправка Джексона — Вэника[5], принятая в 1974 году, окончательно перестала действовать в отношении России только в 2012 году. «Все наши меры сейчас ориентированы до 31 декабря 2022 года, но, скорее всего, их нужно будет продлять, расширять и усиливать», — полагает замминистра. Также он считает, что постановление Правительства РФ № 339[6] расширило возможности закупок у единственного поставщика, но для научной сферы этого недостаточно. «Мы разместили для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ, согласно которому для товаров, работ, услуг в сфере научно-исследовательских и опытных конструкторских работ устанавливается новый расширенный порядок закупки у единственного поставщика», — рассказал Кучеренко. По его словам, расширенный порядок предполагает уведомление ФАС о проведении закупки у единственного поставщика. «Очень часто ученым нужны эксклюзивные поставки. Например, для секвенаторов, с помощью которых исследуется геном, подходят реактивы, меченные изотопом, который может быть только у конкретного поставщика. То же самое касается очень многих специальных приборов. Мы надеемся облегчить жизнь и научному сообществу, и бизнесу», — объяснил замминистра важность расширения закупок у единственного поставщика для научной сферы.
Как рассказал Кучеренко, в России запущена программа «Приоритет 2030» для ведущих российских вузов, которая предполагает коллаборацию с бизнес-партнерами. «По итогам первого года реализации программы мы ждем, что значительная часть научных открытий найдет свое практическое применение», — поделился планами спикер. Также он сообщил о том, что подготовлен закон о создании консорциумов, которые объединят бизнес-структуры, научные институты и вузы.
Квоты — информация для осмысления
Тему квотирования закупок продолжила в своем выступлении А. Т. Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства. Она, в частности, рассказала об итогах этой работы, которые, по ее мнению, являются сегодня наиболее важной информацией для осмысления.
Все заказчики должны были к 1 апреля отчитаться о применении квот. По данным на 6 апреля, было размещено в ЕИС 100% отчетов. Как отметила Катамадзе по половине номенклатуры, на которую были введены квоты, требования по закупке российской продукции были выполнены, а по половине — нет. Так, госзаказчики выполнили квоты по закупке отечественной продукции по 51 позиции из 99, включенных в перечень квотируемой продукции. Требования по квотам не выполнены преимущественно в отношении различного медоборудования. Госкомпании выполнили квоты по 139 позициям из 251. В денежном выражении ситуация выглядит гораздо лучше. Из 2,7 триллиона рублей, приходящих на товарную номенклатуру, российской продукции закуплено на 1,6 триллиона рублей.
Предстоит тонкая донастройка системы
Обсуждение темы закупок продолжилось на пленарной сессии «Оптимизационный закон: первые результаты, перспективы и планы», которая прошла во второй день форума-выставки. О том, что регулятор считает самым главным с точки зрения реформирования системы закупок, рассказал А. М. Лавров, заместитель министра финансов РФ. Он указал, что принятие и реализация Закона № 360‑ФЗ — большое достижение. На сегодняшний день все, что было связано с реализацией норм данного документа, осуществлено: приняты поправки в более чем 60 нормативных правовых актов, введены в промышленную эксплуатацию новые элементы ЕИС. «Боюсь, что если бы не был принят и реализован 360‑ФЗ, то сегодня у нас не было бы возможности обсуждать, что можно еще в системе ослабить, подкрутить, адаптировать, в текущей ситуации вся система работала бы неэффективно», — считает Лавров.
Главным принципом, которым сегодня нужно руководствоваться: исключения должны оставаться исключениями. «Базовые конструкции, правила, принципы должны работать, и ослаблять или чуть-чуть адаптировать их нужно только в том исключительном случае, когда других решений уже нет», — уверен замминистра финансов. В пример он привел ситуацию с единственным поставщиком. Сегодня введены новые основания для закупки у единственного поставщика, которых добивались заказчики. В то же время, по мнению Лаврова, 44‑ФЗ предусматривает способы, которые могут быть если не альтернативой закупки у единственного поставщика, то вполне оперативными инструментами. Например, закупки через «электронные магазины» ЭТП. Однако, по словам спикера, сегодня мало кто пользуется этим инструментом. В прошлом году в совокупности через «электронные магазины» проведено закупок всего на 500 миллионов рублей. Также мало используется запрос котировок. Хотя этот способ очень оперативный — на его проведение отводится всего семь дней. «Мы готовы обсуждать с заказчиками, чем, например, не устраивает запрос котировок, но они гнут свою линию — разрешайте единственного поставщика, и все, — указал Лавров. — Разрешили. Однако встает вопрос: как это будет работать на практике? Не возникнет ли проблем с обоснованием, почему необходимо проводить закупку именно у единственного поставщика?»
По мнению спикера, в сфере закупок всегда нужно находить баланс между потребностями заказчиков и интересами поставщиков. Особенность нынешней ситуации в том, что это равновесие стало менее ощутимым и не столь формализованным, как оно было раньше. Соответственно, регулятору предстоит настраивать систему далее. «Мы считали, что Закон № 360 все ключевые проблемы решил и определил баланс интересов, но сегодня понимаем, что нам предстоит период тонкой донастройки», — отметил замминистра. Он сообщил, что первые шаги в эту сторону уже сделаны. Приняты глобальные новации. Первая — долгожданная — о вводе единой формы банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательств по законам 223‑ФЗ и 44‑ФЗ. Это гигантский прорыв для малого бизнеса. Вторая — оплата выполненных обязательств по обоим законам должна осуществляться в течении семи дней после подписания акта о приемке. Такой срок установлен и для малого бизнеса, и для обычных поставщиков. Третья — предусмотрено право повышать аванс до 50%, а по контрактам, находящимся на казначейском сопровождении, до 90%. Совокупность сокращения сроков оплаты и повышения авансов обеспечивает существенное ускорение притока денег в экономику.
«Закупочные системы и по Закону № 44‑ФЗ, и по Закону № 223‑ФЗ прошли испытание пандемией. Мы уверены, что и сейчас они окажутся устойчивыми. Базовые основы, законодательство достаточно гибкие, информатизация далеко продвинутая, система закупок может функционировать в штатном режиме. Наша задача — искать чувствительные вопросы и решать их», — на такой относительно — позитивной ноте завершил свое выступление Лавров.
О. В. ИЗУТОВА
[1] Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
[2] Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».
[3] Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
[4] Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
[5] Поправка Джексона — Вэника предполагала ряд ограничений в сфере товарно-денежных отношений между Америкой и странами, в которых попирались права человека, в том числе и на свободную эмиграцию.
[6] Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления».