№ 5 май 2022 — 16 мая 2022

Система закупок по принципу одного окна

Версия для печати 853 Материалы по теме
Система закупок  по принципу одного окна

Основная задача развития системы закупок Удмуртской Республики заключается в ее совершенствовании как единого механизма, ориентированного на интеграцию бюджетного и закупочного процессов. Важное место в этом механизме занимает централизация закупок, которая не только способствует экономии бюджетных и внебюджетных средств, но и в значительной мере снижает административную нагрузку на заказчиков.

Роман Валерьевич ЕФИМОВ, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики

Действующая система закупок Удмуртской Республики формировалась поэтапно. До 2018 года система выглядела так: конкурентные закупки для нужд региона, распределенные между тремя уполномоченными органами (Минстрой, Миндортранс, Минэкономики Удмуртской Республики), самостоятельные закупки муниципальных образований, непрозрачные закупки у единственного поставщика. В 2018 году руководство региона приняло решение о поэтапной централизации закупочной деятельности и переводе закупок малого объема в электронные магазины. Роль уполномоченной организации была отведена подведомственному Минфину Удмуртии государственному казенному учреждению «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее — Региональный центр).

Решение о централизации закупок на территории республики для всех заказчиков — и регионального, и муниципального уровня — было закреплено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики». Полная централизация закупок завершилась к концу 2019 года. С этого времени Региональный центр начал осуществлять все конкурентные закупки для нужд республики и муниципальных образований Удмуртии в соответствии с Законом № 44‑ФЗ и Законом № 223‑ФЗ независимо от способа конкурентной закупки и ее цены.

Необходимо отметить, что в отличие от Закона № 44‑ФЗ Закон № 223‑ФЗ не содержит понятия «централизованные закупки», но дает право заказчикам самостоятельно устанавливать в своих положениях о закупках порядок их проведения. В 2018 году в Удмуртской Республике было принято типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для всех бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий (за исключением аптечных организаций) республики, содержащее право заказчика заключать соглашение о частичной передаче полномочий по подготовке и осуществлению закупок Региональному центру. На основании такого типового положения муниципальные образования приняли аналогичные положения для своих заказчиков. Сейчас все закупки (и региональные, и муниципальные) проходят по единым правилам, разработанным уполномоченным органом — Минфином Удмуртии.

Автоматизация закупочного процесса

Закупочный процесс в нашем регионе осуществляется с использованием государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики» (далее — РИС), созданной на основе программного комплекса «Web-Торги-КС». Разработчиком комплекса является компания «Кейсистемс». Автоматизация закупочного процесса уже на этапе планирования позволяет исключить вероятность превышения принимаемых обязательств заказчика над его финансовыми возможностями (доведенными лимитами бюджетных обязательств), блокируя «избыточные аппетиты» на стадии формирования планов-графиков. Проводимый сотрудниками Регионального центра предварительный контроль документов закупки заказчиков, предусмотренный в постановлении Правительства УР № 3, позволяет выявлять нарушения до момента размещения закупки в ЕИС.

Обмен документами по заявке на закупку между заказчиком и Региональным центром, а также изменения, внесенные в закупочную документацию в процессе подготовки к проведению закупки, — все это возможно отследить в истории в РИС. Данная система — большое подспорье и в работе контрольных органов. Различные отчеты, формируемые в РИС, позволяют получать полную информацию о текущем состоянии закупочного процесса в республике, анализировать ситуацию и оперативно вырабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию системы закупок.

Малые закупки через электронный магазин

Посредством РИС заказчики осуществляют как конкурентные закупки, так и закупки у единственного поставщика. Для этого внедрен модуль «Малые закупки» — электронный магазин, который дает возможность большему кругу поставщиков поучаствовать в закупках, предложив свой товар, а заказчику — приобрести интересующий товар по наиболее выгодной цене. Последние могут либо сами сформировать запрос на конкретный товар, разместив извещение о малой закупке, либо выбирать из предложений поставщиков, размещенных в виде оферты. В конце 2021 года часть закупок малого объема в рамках пилотного проекта была переведена в электронный магазин «Биржевая площадка Удмуртской Республики», созданный на базе электронной торговой площадки АГЗРТ.

Специалисты Минфина Удмуртии и сотрудники оператора биржевой площадки осуществляют контроль извещений по малым закупкам на предмет соответствия законодательству о закупках и Регламенту осуществления малых закупок, утвержденному приказом Минфина Удмуртии от 11 июля 2018 года № 8н. Осуществление закупок на биржевой площадке на основе оферт поставщиков возможно только по позициям товаров, работ, услуг, внесенных в региональный каталог товаров, работ, услуг (далее — Региональный каталог, РКТРУ).

Региональный каталог

Формирование Регионального каталога началось в конце 2017 года. Сегодня он представляет собой свод типовых технических заданий, универсальных для всех заказчиков, а также шаблонов контрактов. РКТРУ дополняет каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный статьей 23 Закона № 44‑ФЗ.

Региональный каталог включает в себя более 15 тысяч позиций товаров, работ и услуг, что позволяет полностью автоматизировать подготовку документов закупки по указанным позициям. Региональный каталог используется также и в рамках автоматизации подготовки закупочной документации по Закону № 223‑ФЗ. По каждой позиции каталога на основании истории цен или исследования рынка Региональным центром устанавливается контрольная цена, которая становится для заказчика ориентиром при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (договора). Одно из неопровержимых преимуществ использования Регионального каталога — возможность контроля начальной цены закупки на непревышение контрольной цены, в том числе и по закупкам у единственного поставщика. РКТРУ позволил полностью автоматизировать процесс подготовки совместных торгов в рамках и Закона № 44‑ФЗ, и Закона № 223‑ФЗ. Подписание соглашения об их проведении осуществляется в электронной форме в РИС.

Контроль закупок

Как уже было отмечено выше, контроль осуществляется на всех стадиях закупки. Для ряда этапов организован автоматизированный контроль, например в отношении непревышения лимитов, непревышения контрольной цены, установления ограничений в соответствии с законодательством, сроков размещения информации о закупке. Отдельные же аспекты закупочного процесса требуют участия квалифицированных специалистов. Например, анализ рынка сложной и специфической продукции, выявление в технических заданиях признаков искусственного ограничения конкуренции.

Часть таких проблем в республике решает межведомственная комиссия по оценке обоснованности закупок для обеспечения нужд Удмуртской Республики. Этот совещательный орган создан при Минфине Удмуртии. Межведомственная комиссия рассматривает закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 миллионов рублей, за исключением ряда закупок, определенных распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20 марта 2018 года № 291-р «О межведомственной комиссии по оценке обоснованности закупок для обеспечения нужд Удмуртской Республики» (далее — распоряжение № 291-р).

В комиссию входят представители Минфина Удмуртии, Регионального центра, а также профильных министерств и ведомств. С осени 2021 года работа межведомственной комиссии также заведена в РИС. Теперь заказчикам нет необходимости специально направлять документы на согласование: если заявки заказчиков на проведение закупки соответствуют установленным распоряжением № 291-р критериям, они автоматически попадают на рассмотрение комиссии. Только за 2021 год межведомственная комиссия рассмотрела 134 обращения на сумму более 4 миллиардов рублей. По результатам рассмотрения 30% обращений комиссия приняла решение о признании закупки необоснованной.

Преимущества централизации

Количественным показателем, позволяющим оценить объем и результаты проведенной работы по централизации закупок в республике, является экономия бюджетных и внебюджетных средств. Так, за период с 2018 года общая экономия за счет всех источников финансирования составила более 12 миллиардов рублей.

В реестре лучших практик

Постоянное развитие единой системы закупок Удмуртской Республики, ее адаптация к регулярно меняющимся условиям способствовали тому, что модель централизации закупок на региональном уровне по принципу одного окна Удмуртской Республики в 2021 году была признана успешной и включена в реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам».

Одним из главных преимуществ централизации закупок, помимо экономии и предупреждающего контроля, является снижение административной нагрузки на заказчиков. Практически вся ответственность возлагается на специалистов уполномоченного учреждения — Регионального центра закупок. Высокая квалификация специалистов центра позволяет минимизировать количество нарушений в закупочном процессе. По итогам 2021 года доля закупок, по которым поданные жалобы на действия уполномоченного учреждения и заказчика признаны обоснованными или частично обоснованными, к общему количеству размещенных уполномоченным учреждением закупок, составила 0,17%.

Поделиться