В последнее время полномочия контрольно-счетных органов расширяются. Перед нами ставятся все более глобальные задачи, и без надежного тыла в виде контрольно-счетных органов муниципальных образований мы не сможем их реализовать. От слаженной работы на всех уровнях контроля зависит эффективная выработка предложений и рекомендаций, направленных на достижение целей развития региона.
Елена Викторовна ДУБРОВА, председатель Счетной палаты Самарской области
Татьяна Николаевна ЯКОВЛЕВА, заместитель председателя Счетной палаты Самарской области
Наша практика взаимодействия с КСО МО направлена прежде всего на развитие партнерства и поиск совместных путей совершенствования внешнего муниципального финансового контроля. На сегодняшний день в результате серьезной работы, в том числе в рамках реализации новаций Федерального закона от 7 февраля 2011 года №
В Счетной палате Самарской области (далее — Счетная палата) создана комиссия по проведению проверки соответствия кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным требованиям. В 2021 году были проведены проверки 20 кандидатур из 19 муниципальных образований, во всех случаях председатели КСО МО были назначены на должность.
С 2022 года все 38 муниципальных контрольно-счетных органов вошли в состав Совета контрольно-счетных органов Самарской области (далее — Совет КСО), созданного в 2012 году при Счетной палате Самарской области. Для повышения эффективности работы Совета КСО уже новым составом были сформированы три комиссии: правовая, методологическая и информационно-аналитическая.
В Самарской области КСО МО функционирует в
10 городских округах
27 муниципальных районах
1 городском поселении
Ретроспектива
Стоит отметить, что на 1 июля 2021 года мы имели несколько другую картину. По итогам проведенного в конце 2020 года — начале 2021 года мониторинга деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Самарской области из 38 действовавших КСО МО только 12 обладали статусом юридического лица. 20 КСО статуса юридического лица не имели, шесть вообще не являлись обособленными органами — полномочия исполнялись представительным органом власти (комиссией, комитетом). Средняя штатная численность в муниципальных районах составляла 1,5 штатной единицы, отсутствовали узкопрофильные специалисты (с образованием в сфере строительства), не был обеспечен полноценный доступ к информационным системам. Контрольно-счетные органы реализовывали свои полномочия не в полном объеме.
Исправление ситуации
Счетная палата сформировала предложения по развитию системы внешнего муниципального финансового контроля региона. Они были направлены на повышение уровня организационной и функциональной независимости КСО (в статусе юридического лица), проведение грамотной кадровой политики, учитывающей необходимость самостоятельной реализации всех возложенных на контрольно-счетные органы полномочий.
Новации Федерального закона № 6‑ФЗ подкрепили обоснованность проекта по реформированию системы КСО МО и расширили возможности его реализации. Началом активной деятельности по реорганизации системы стало обсуждение текущей ситуации и способов ее улучшения с губернатором области. Счетная палата, главы и представительные органы муниципальных образований, а также сами КСО осуществляли работу по реализации новаций Федерального закона № 6‑ФЗ и преобразованию системы внешнего муниципального финансового контроля при поддержке руководства региона.
На начальном этапе Счетная палата провела совещания в администрациях муниципальных образований Самарской области, на которых были разработаны дорожные карты. Органы местного самоуправления во взаимодействии с КСО МО и Счетной палатой выполняли мероприятия плана вплоть до конца 2021 года.
В соответствии с Федеральным законом № 6‑ФЗ представительный орган муниципального образования вправе обратиться в контрольно-счетный орган субъекта РФ за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Учитывая эту норму, Счетная палата приказом от 30 сентября 2021 года № 123 утвердила порядок проведения проверки соответствия кандидатур на должность председателя КСО МО и состав комиссии. Сейчас с уверенностью можно сказать, что именно эта работа позволила успешно и своевременно реализовать все новые положения Федерального закона № 6‑ФЗ в Самарской области.
Методическое обеспечение
Необходимо отметить, что вопросами взаимодействия с КСО МО мы начали активно заниматься с 2019 года, понимая, что миссия по оказанию всесторонней поддержки КСО МО ложится в первую очередь на региональную Счетную палату. При этом основной акцент мы с самого начала сделали на повышении профессионального уровня КСО МО.
Счетная палата — как самостоятельно, так и в рамках работы Совета КСО — на постоянной основе проводит встречи, семинары (в том числе в формате ВКС) на различные актуальные темы, готовит методические и обучающие материалы для муниципальных контрольно-счетных органов. Например, в 2021 году мы провели восемь практических семинаров, на которых обсуждали проблемные вопросы внешнего финансового контроля в регионе и способы их решения.
Приоритетность реализации национальных проектов на территории Российской Федерации, в том числе в Самарской области, неоспорима. При этом имеет место явный дефицит адаптированных для специалистов КСО МО методических материалов. Поэтому в программу каждого семинара мы включали вопросы организации и проведения мероприятий по контролю за ходом реализации нацпроектов, и в частности по организации и проведению выездных проверок на объектах капитального строительства.
В начале 2020 года для обеспечения единых подходов при формировании актов и отчетов по итогам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата разработала структуру информации о ходе реализации национальных проектов (далее — Структура информации). Структура информации подробно описывает этапы исследования национальных проектов и включает в себя установление связи предмета проводимого мероприятия с показателями региональных проектов и региональных программ, оценку достаточности предусмотренных действий для достижения результата, показателя, цели регионального проекта, анализ объемов финансирования и фактического расходования средств, выявление рисков реализации проектов и перспектив дальнейшего использования предмета мероприятия после окончания регионального проекта. Учитывая универсальность, удобство применения и доступность Структуры информации, мы подробно рассматривали этот инструмент в рамках обучающих семинаров и рекомендовали к использованию всем КСО МО.
Практические результаты
Благодаря применению этого инструмента в 2021 году 33 муниципальных контрольно-счетных органа провели мероприятия по контролю за ходом реализации национальных проектов (для сравнения: в 2020 году такие мероприятия запланировали и провели только два КСО МО). Для повышения качества контрольной деятельности муниципальных контрольно-счетных органов внедрена практика проведения совместных контрольных мероприятий, в ходе которых происходит обмен информацией по вопросам, входящим в компетенцию органов внешнего финансового контроля и представляющим взаимный интерес.
В период с октября 2020 года по февраль 2021 года совместно с КСО четырех муниципальных образований Самарской области (городской округ Октябрьск, Тольятти, Чапаевск и муниципальный район Алексеевский) было проведено контрольное мероприятие по проверке эффективности использования средств федерального, областного и местного бюджетов на реализацию региональной составляющей федеральных проектов «Сохранение лесов», «Чистая страна», входящих в состав нацпроекта «Экология».
В 2021 году Счетная палата совместно с Контрольно-счетной палатой городского округа Самара провела контрольное мероприятие по проверке использования бюджетных средств, выделенных в рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» (до 2021 года — «Дорожная сеть») национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В целях оказания методической помощи в реализации контрольной деятельности на муниципальном уровне на официальном сайте Счетной палаты создан специальный раздел «Методические и обучающие материалы». Раздел постоянно пополняется новой информацией по наиболее актуальным направлениям деятельности:
- организация деятельности КСО МО;
- национальные проекты;
- административная практика;
- аудит закупок;
- бюджет и бюджетные полномочия;
- нормативная база по национальным проектам;
- капитальные вложения.
Там же размещена ссылка на методические документы портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Кроме того, с целью повышения своей открытости и реализуя один из основных принципов деятельности контрольно-счетных органов — принцип гласности, с 2021 года Счетная палата публикует свой информационный бюллетень и направляет его в органы исполнительной власти Самарской области и муниципальные образования. На страницах информационного бюллетеня мы обсуждаем наиболее актуальные и интересные темы, рассматриваем результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Также мы планируем публиковать информацию о лучших результатах деятельности КСО МО.
По нашему мнению, важное значение имеет обмен опытом на межрегиональном уровне, который позволяет каждому контрольно-счетному органу применить в своей работе лучшие практики коллег из других субъектов РФ. Мы стараемся активно участвовать и регулярно проводить такие мероприятия в своем регионе.
Так, в 2021 году Счетная палата Самарской области совместно со Счетной палатой РФ провела семинар-практикум с КСО субъектов РФ на тему «Эффективные механизмы взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами на пути создания единой системы внешнего государственного финансового контроля: проблемы и варианты их решения». На этом мероприятии мы обменялись опытом реализации новаций Федерального закона № 6‑ФЗ.
Планы
Подводя итоги, отмечу, что проводимая в рамках взаимодействия Счетной палаты с КСО МО работа принесла ощутимые результаты и позитивные изменения в деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля. Однако, понимая, что не все проблемы в этой сфере решены, мы продолжим планомерно реализовывать намеченные мероприятия: обучающие семинары, круглые столы по наиболее актуальным темам. В 2022 году будет запущен новый формат обучающих мероприятий — тренинги для вновь назначенных председателей КСО. Будет продолжена работа по наполнению сайта Счетной палаты, а также запись и размещение видеолекций по наиболее актуальным темам.
Обучающие видеолекции
В 2021 году Счетная палата Самарской области опробовала новый формат работы — обучающие видеолекции (видеокурсы) по наиболее актуальным вопросам деятельности КСО МО. Всего было записано и размещено на сайте Счетной палаты шесть видеолекций, четыре из них были доступны на образовательной платформе портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Сразу две видеолекции стали наиболее популярными среди пользователей: лекция «Рекомендации по проведению проверки годового отчета об исполнении местного бюджета» заняла первое место по количеству просмотров, «Соблюдение законодательства при рассмотрении и утверждении проекта решения о бюджете муниципального образования» — третье место.
Также в текущем году мы планируем подготовку документов для организации и проведения в 2023 году на территории Самарской области конкурса на звание «Лучший муниципальный финансовый контролер Самарской области». У нас еще много интересных планов, направленных на укрепление взаимодействия с КСО МО, и мы их обязательно реализуем.