В 2020 году на территории города Медногорска было принято решение развивать направление школьного инициативного бюджетирования. Целью проекта является вовлечение школьного сообщества — администрации, педагогов, родителей, школьников — в принятие бюджетных решений, позволяющих изменить к лучшему школьную территорию и инфраструктуру.
Ирина Валерьевна Никитина, заместитель главы муниципального образования по финансово-экономической политике — начальник финансового отдела Администрации города Медногорска Оренбургской области
Проект «Школьный бюджет» реализуется в Медногорске уже третий год. Он направлен на создание и развитие в школах механизмов и традиций выявления, обсуждения и совместного решения задач, затрагивающих интересы молодого поколения, повышение бюджетной грамотности и гражданской активности школьников, а также прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Методика
Ежегодно команда «Школьного бюджета», в которую входят представители финансового отдела администрации города, совершенствует систему проведения проекта, опираясь на обратную связь от педагогов, школьников и их родителей. Например, в 2020 году проект «Школьный бюджет» проходил в онлайн-формате, в 2021 году презентация проектных предложений и голосование за проект-победитель состоялись уже офлайн.
В этом году требования к участию в проекте уже четко структурировали: появилась единая форма протокола школьного голосования и единая форма заявки на участие. Теперь участвовать в школьном голосовании имеют право учащиеся 7–11-х классов, а определять победителей будет конкурсная комиссия. Произошли изменения и в количестве этапов проекта. С этого года их будет не пять, а шесть.
Реализация
На данный момент школьные советы уже предоставляют оформленные заявки в конкурсную комиссию. В этом году за денежный сертификат борются проекты: «КадетВидео», «Школа — территория спорта», «Школьный тир», «Территория движения», «Общее дело», «Актовый зал в наших мечтах». Результаты конкурсного отбора будут подведены в мае.
В предыдущие годы были реализованы проекты: «STEM-образование — образование будущего»; «Актовый зал — центр общественной жизни школы»; «Спортивный инвентарь». Их общая стоимость составляет 1,1 миллиона рублей. В рамках данных инициативных проектов был оборудован эксплораториум (для чего были приобретены цифровой микроскоп, цифровые лаборатории по физике и химии, интерактивный глобус, техника с функцией 3D-моделирования), актовый зал (приобретена акустическая аппаратура), спортивный зал (приобретен спортивный инвентарь для развития физической культуры и спорта). Все три проекта уникальные и отражают желания ребят, которые хорошо знают, что им не хватает в каждой конкретной школе для комфортного обучения.
В результате улучшения материально-технической оснащенности школ ученики получили возможность быть конкурентоспособными участниками региональных и федеральных олимпиад и конкурсов технической, творческой и спортивной направленности, призовые места в которых дают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Таким образом, социальный эффект от реализации проекта «Школьный бюджет» состоит еще и в том, что ребята из небольшого города получают больше шансов для поступления в престижные вузы страны.
Слет команд школьного инициативного бюджетирования
Проект «Школьный бюджет» стал участником V Всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования, организатором которого выступил НИФИ Минфина России. В конкурсе участвовало 915 проектов, реализованных в 2020 году в 60 регионах нашей страны. Проект «Школьный бюджет» признан победителем в номинации «Проект школьного и молодежного инициативного бюджетирования». Мы получили 100 тысяч рублей на реализацию будущих проектов.
Благодаря этой победе и финансовой поддержке Правительства Оренбургской области и Министерства финансов Оренбургской области делегация из Медногорска, состоящая из десяти школьников и двух педагогов, приняла непосредственное участие в I Слете команд школьного инициативного бюджетирования. Слет проходил в декабре 2021 года в ВДЦ «Орленок». Ребята обучились по программе школьного инициативного бюджетирования, которая предполагала не только лекции, но и мероприятия в форме дискуссий, на которых можно было предлагать свои идеи, слушать мнение экспертов и создавать проекты. Педагоги прошли первый в России курс повышения квалификации для педагогов по школьному инициативному бюджетированию.
Следовательно, участие в проекте «Школьный бюджет» дает возможность школьникам не просто улучшить школьную инфраструктуру, но и стать участниками событийных мероприятий, повышать свои творческие, лидерские и коммуникативные навыки.
Результаты
Трехлетняя практика организации и проведения проекта «Школьный бюджет» в городе Медногорске позволила получить следующие положительные результаты:
- реализуются проекты, полностью основанные на инициативах школьников;
- граждане с юного возраста принимают активное участие в социально значимых проектах, выбирают приоритетные направления расходования части бюджетных средств и видят результат реализации своих решений. В процессе участия в проекте школьники учатся ориентироваться в правовом пространстве бюджетного процесса, получают планово-сметные навыки, знакомятся с контрактной системой закупок и с основами местного самоуправления;
- через реализацию собственных проектов у учащихся формируется осознанное и бережное потребление общественных благ, развивается чувство значимости от участия в бюджетном процессе;
- формируется школьная среда, способствующая проектно-исследовательской деятельности, укреплению материально-технической базы школ, расширению возможности участия в конкурсах и проектах разного уровня и направленности для школьников.
Мы регулярно делимся результатами нашей практики школьного инициативного бюджетирования и получаем новый опыт в этой сфере на конференциях, проводимых Минфином России, Всемирным банком, издательским домом «Бюджет», Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Министерством финансов Оренбургской области, Министерством финансов Алтайского края, Правительством Новгородской области.
Справка
«Смартека» — это сервис по поиску лучших практик в различных отраслях для решения социально-экономических задач. «Смартека» предназначена для лидеров изменений: глав регионов, управленческих команд и всех неравнодушных людей, которые меняют жизнь вокруг себя к лучшему.
Проект «Школьный бюджет» опубликован на платформе обмена практиками устойчивого развития «Смартека». В соответствии с основным функционалом «Смартеки» нами был заполнен паспорт практики и отправлен на рассмотрение экспертам. Три эксперта провели содержательную оценку практики, согласно которой проект «Школьный бюджет» признан эффективным, так как имеет оптимальное соотношение между достигнутым результатом и используемыми ресурсами, тиражируемым и может применяться в других субъектах Российской Федерации.
Комментарий
Роль школьного инициативного бюджетирования в развитии социально-экономического потенциала муниципального образования
Анна Андреевна Кочубей, студентка магистерской программы «Финансовый менеджмент в секторе государственного управления», кафедра финансов, Оренбургский государственный университет
В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов отмечено, что в целях дальнейшего повышения открытости бюджета планируется популяризация практик инициативного бюджетирования. На данный момент на территории России особенно активно развивается школьное инициативное бюджетирование, но в основном в форме региональных программ.
Изучив проект школьного инициативного бюджетирования, реализуемый в городе Медногорске, можно сделать вывод, что он прост в практическом применении. Для его реализации достаточно утвердить постановление, разработать дорожную карту, определить сумму бюджетных средств, которую можно перераспределять с учетом мнения школьников. Более подробно с документацией проекта можно ознакомиться на сервисе «Смартека». Опыт реализации проекта «Школьный бюджет» можно легко применять в любых муниципалитетах страны.
Данная практика школьного инициативного бюджетирования опирается на уже привычные процедуры и методологию, однако она демонстрирует принципиально новый подход. Это выражается в том, что органы местного самоуправления имеют возможность разрабатывать собственные уникальные практики инициативного бюджетирования, адаптированные к особенностям конкретной территории, ее нуждам и траекториям развития, не дожидаясь инициативы от субфедерального уровня власти.
Развитие в муниципалитетах собственной практики школьного и молодежного инициативного бюджетирования способствует развитию гражданского общества, а также обуславливает положительный экономический и социальный эффект. Использование на практике механизмов школьного инициативного бюджетирования обеспечит решение наиболее острых и первоочередных проблем, повысит эффективность расходования бюджетных средств, оптимизирует взаимодействие органов местного самоуправления с участниками образовательных отношений.