№ 6 июнь 2022 — 06 июня 2022

Успех ПСБ — в доверии клиентов

Версия для печати 5775 Материалы по теме
Успех ПСБ —  в доверии клиентов

ПСБ (Промсвязьбанк) одним из первых банков попал под жесткие западные санкции в феврале 2022 года. О том, как в сложившихся условиях банк продолжает развивать бизнес, оставаясь надежным партнером для своих клиентов, рассказал Владимир Петрович Ефанов, директор департамента транзакцион­ного бизнеса и привлечения ресурсов ПСБ.

— Владимир Петрович, сегодня ПСБ является ключевым банком для реализации госконтрактов предприятиями гособоронзаказа, а какое значение для банка имеет гражданский корпоративный сектор?

— ПСБ обслуживает более 70 процентов всего объема гособоронзаказа в стране, обеспечивая финансовую поддержку оборонно-промышленному комплексу России. Не менее значима для нас и работа с предприятиями открытого рынка. Это те компании, которые создают новые технологии, развивают ИТ-сектор, пищевую промышленность, машиностроение, нефтяную, газовую, строительную и прочие жизненно важные отрасли. Они также дают людям стабильные места работы. ПСБ активно и успешно работает с компаниями этих и многих других секторов экономики, предлагая комфортное оперативное банковское обслуживание и различные продукты, оптимизированные под каждую конкретную задачу клиентов, под стратегию их развития.

— Отличаются ли принципы работы банка с предприятиями ОПК от работы с компаниями гражданской направленности?

— Основной принцип работы корпоративного блока ПСБ единый для всех клиентов и заключается в обеспечении надежных и бесперебойных финансовых сервисов на максимально комфортных условиях. При этом нужно понимать, что корпоративные клиенты привыкли к индивидуальному обслуживанию при любом взаимодействии с банком — начиная от тарифов на определенные продукты, сервисы и заканчивая интеграцией различных банковских приложений в свои бизнес-процессы. Поэтому у нас нет коробочных предложений ни для предприятий ОПК, ни для других компаний. Каждую сделку мы прорабатываем в зависимости от особенностей конкретного бизнеса, все условия финансового обслуживания определяются целями, задачами, сроками реализации проектов клиента, другими факторами и нюансами, которые мы всегда принимаем во внимание.

— Как жесткие санкции, принятые в отношении ПСБ и нескольких других крупнейших банков, отразились на банковском секторе?

— Первые дни были самые сложные. И здесь стоит отметить активную работу регулятора и профильных министерств — они провели ряд встреч и консультаций с банками, системообразующими клиентами, в ходе которых обсуждались решения, необходимые для стабилизации ситуации.

Кроме того, государство стало активно развивать программы субсидирования кредитных ставок для системообразующих предприятий, что для банковского сектора послужило новым стимулом к кредитованию бизнеса на льготных условиях. Центробанк начал проводить открытые конкурсы для закрытия потребностей в фондировании кредитных организаций, предлагая им для пополнения оборотных средств размещать на их депозитных счетах до 3 триллионов рублей в день. Далеко не все банки воспользовались помощью, но государство подставило свое крепкое плечо, и все предпринятые для поддержки финансового сектора меры придали участникам рынка дополнительной уверенности в сложившейся ситуации.

ПСБ попал под санкции одним из первых, но он готовился к такому развитию событий задолго до февраля 2022 года и разработал сценарии, позволившие оградить клиентов от внешних шоков и быстро перенастроиться на работу в новых условиях. В это время мы работали 24/7, оставаясь на прямой линии с клиентами, активно разрабатывали и предлагали максимально выгодные условия по депозитам и рефинансированию кредитов, а также новые кредитные продукты прежде всего на поддержание текущей деятельности, а также на модернизацию технического парка и программного обеспечения в рамках импортозамещения. Все это позволило нам держать ситуацию под контролем и продолжать работать в штатном режиме, оказывая поддержку клиентам.

— В феврале два раза менялась ключевая ставка Центробанка. Как это сказалось на работе банка и его клиентах?

— Для бизнеса повышение ключевой ставки и, как следствие, удорожание финансирования стало серьезным испытанием. Не многие компании обладают таким запасом прочности, чтобы выдержать ставку кредитования 17–20 процентов, и тут на помощь пришли госпрограммы. ПСБ всегда в числе первых принимает активное участие во всех мерах поддержки бизнеса, и в этот раз мы также сразу подключились ко всем инициативам.

Клиентам, не попавшим под условия госпрограмм и чья ставка кредитования была привязана к ключевой, мы пошли навстречу и пересмотрели ставку до максимально комфортного уровня. Такая мера коснулась попавших в сложную ситуацию клиентов из жизненно важных для страны отраслей — фармацевтики, ИТ, тяжелой промышленности.

Для клиентов, размещающих средства на депозитах, рост ключевой ставки стал возможностью получить повышенный доход — мы предложили им плавающую ставку, привязав ее к ключевой. На таких условиях бизнес и сейчас может разместить средства в ПСБ на срок от одного года до пяти лет.

В итоге банк не только поддержал клиентов в непростой ситуации, но и завершил первый квартал с сильными результатами. Это, безусловно, во многом объясняется не только предложенными банком в этот период оптимальными условиями обслуживания, но и доверием клиентов: несмотря на санкции они остались с нами, понимая, что ПСБ сегодня — одно из стратегически значимых и самых стабильных финансовых учреждений, гарантированно выполняющих все свои обязательства.

— Сейчас много говорят о том, что уход с российского рынка иностранных компаний открывает окно возможностей для отечественных предприятий. ПСБ может помочь бизнесу воспользоваться этим окном?

— Конечно, именно этим мы сейчас и занимаемся. Мы, в частности, помогаем с финансированием по доступным ставкам на реализацию возникающих задач, которые бизнесу нужно оперативно решить, — занять освободившиеся ниши, выйти на новые экспортные рынки, увеличить производственные мощности, перенастроить логистику, импортозаместиться.

— Какие инструменты сейчас наиболее востребованы вашими корпоративными клиентами? Есть ли у вас в планах разработка новых для рынка продуктов или механизмов работы?

— Стандартные продукты, такие как депозиты и кредитование, сегодня все так же пользуются повышенным спросом у бизнеса. Также есть устойчивый интерес к таким инновационным услугам, как дашборд — визуализация финансовых потоков, счета эскроу для юридических лиц, СУФК — система управления финансами корпораций. Кроме того, мы четко видим, что есть запрос на комплексные продукты, например оказание консультационной, юридической, экономической и финансовой поддержки. Мы работаем над формированием большого «околобанковского» сервиса, включающего в себя все эти опции и позволяющего банку становиться интегратором решений сложнейших вопросов сегодняшнего дня. Разрабатывая этот сервис, мы в значительной степени опираемся на мнения клиентов — в нашей системе дистанционного банковского обслуживания PSB Corporate предусмотрена функция для обратной связи. Многие клиенты активно ею пользуются и предлагают то, что, на их взгляд, необходимо усовершенствовать, какие элементы и параметры продуктов банка донастроить, какие опции к ним добавить.

Хочу отметить, что в России поменялся финансовый климат, но не поменялась задача — обеспечить качественный банковский сервис для всех клиентов: повышать доступность кредитования, продолжать дальнейшее развитие банковских цифровых продуктов и сервисов, оперативно отвечать на потребности рынка, предлагать новое. И, конечно, нужно обязательно поддерживать прямой контакт с клиентами, обмениваться с ними информацией. Возможности, ресурсы, и механизмы в ПСБ для этого есть.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться