Версия для печати 508 Материалы по теме
Импортозамещение: дорого, но необходимо

Главными темами встречи представителей власти, руководителей крупнейших системообразующих предприятий, экспертов стали импортозамещение, развитие кооперации между государством и бизнесом, выстраивание новых связей с дружественными государствами.

Россия сегодня столкнулась с беспрецедентной ситуацией, но, как считает вице-премьер Ю. И. Борисов, впадать в панику, бросаться в крайности не стоит. Необходимо лишь осознать, что мы фактически живем в другой стране, при другой экономике. «Соответственно, следует спокойно, вдумчиво, системно переформатировать экономическую, промышленную политику, адаптировать ее к новым условиям, — подчеркнул Борисов. — Это основная наша задача, а конечная цель — сохранение и рост благосостояния населения».

Мировой рынок без России?!

Спикер напомнил, что экономисты предрекали падение ВВП в текущем году на 10–12%. Но пока эти прогнозы не сбываются. По предварительным оценкам Росстата, ВВП в первом квартале вырос на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост показали следующие отрасли: пассажирооборот — 18%, добыча полезных ископаемых — 8,5%, обрабатывающие производства — 5,1%, грузооборот — 4,1%, строительство — 4,5% и т. д. Позитивные прогнозы и по сельскому хозяйству.

«Также наблюдается положительная динамика сбора налогов, как нефтегазовых, так и прочих. Санкции привели к уменьшению поставок углеводородов в физических объемах, но за счет высоких цен удалось сохранить доходы и собрать больше налогов», — рассказал Борисов. Вместе с тем экспорт углеводородов переживает сегодня непростое время. «Нам предстоит серьезная работа, чтобы выстроить новые логистические цепочки, мир не может обойтись без тех ресурсов, которые добываются у нас, но их надо правильно довести до новых потенциальных потребителей, — подчеркнул вице-премьер. — На это уйдет какое-то время, будет просадка, но мы имеем серьезный запас прочности, который поможет нам выбраться из этой ситуации».

Главный риск — импортозависимость в сфере высоких технологий

Участникам саммита было предложено посредством электронного голосования определить наиболее важные факторы по степени влияния на деятельность российских предприятий. Результаты голосования оказались следующими:

• импортозависимость в сфере высоких технологий — 78,3%;

• необходимость создания новых логистических коридоров — 48,1%;

• разрыв кооперационных связей — 46,2%;

• экспортная блокада и необходимость изменения механизмов, инструментов расчета по экспортно-импортным операциям — 40,6%;

• проблемы с доступом к инвестиционным ресурсам — 33%.

Россия — надежный поставщик не только углеводородов. Уверенные позиции мы занимаем и на несырьевом, неэнергетическом экспортных рынках. «По итогам 2021 года несырьевой, неэнергетический экспорт составил больше 190 миллиардов рублей, это около 40 процентов от совокупного экспорта всех российских товаров. То есть российский экспортный портфель сегодня серьезно диверсифицирован, и нам не грозит „голландская болезнь“, когда мы зависим от одного вида экспорта, в частности углеводородов», — считает Борисов.

В прошлом году Россия поставляла продовольствие в 161 страну мира. Наша страна является главным экспортером в Евросоюз. Россия занимает второе место в мире по производству ячменя, овса, ржи и первое в Европе. Доля России на мировом рынке по результатам 2016–2021 годов по подсолнечнику составила 25%, ячменю — 12%, пшенице — 9%. Лидируем мы и на рынке минераль ных удобрений. «Россия производит ежегодно около 60 миллионов тонн различных удобрений, это 22 процента всего мирового производства, — привел данные вице-премьер. — Большая часть, 64 процента, идет на экспорт. Это определяет продовольственную безопасность и ситуацию на всем мировом рынке продовольствия».

Что касается полезных ископаемых, то на долю России приходится 18% мировых поставок угля, 11% — нефти, 10% — газа. На рынке редких металлов доля России, в частности, по палладию составляет 45%, высокосортному никелю — 22%. Россия является крупнейшим поставщиком урановых продуктов на мировой рынок, располагает примерно третьей частью мировых мощностей по разделению изотопов урана. Доля России на мировом рынке услуг по обогащению составляет 40%.

Как подчеркнул Борисов, все эти цифры говорят о том, что нашу страну, которая занимает 1/5 суши и обладает колоссальным объемом различного рода ресурсов, просто взять и исключить из мировой экономики невозможно, как бы кому это ни хотелось. «Мы достаточно глубоко встроены в мировую экономику, и ей будет тяжело справляться без России и, собственно, не надо, — считает вице-премьер. — Мы всегда доказывали свою обязательность в поставках в ту же самую Европу, были надежными поставщиками». С 2015 по 2021 год объем товарооборота России вырос почти на 50%, до 786,6 миллиарда долларов, в том числе с развитыми странами — на 35,8%, со странами АТЭС — на 77,5%. «Все это конкретные высокотехнологичные инвестиционные проекты, которые реализуются на территории нашей страны», — подчеркнул Борисов.

Космическая отрасль в лучшей ситуации

В части импортозамещения спикер заметил, что это вещь вынужденная и требует пересмотра научно-технологических планов и дополнительных затрат. С 2015 года на вопросы импортозамещения было потрачено около 3,5 триллиона рублей.

Лучше всего работа по переходу на отечественные технологии и по замене зарубежных комплектующих проведена в космической отрасли. После 2014 года, когда зарубежные поставщики одномоментно остановили поставку всех необходимых компонентов, в первую очередь радиационно стойких, госкорпорация «Роскосмос» предприняла серьезные усилия по импортозамещению. И сейчас здесь такого дефицита комплектующих, как в других отраслях, не наблюдается. «Главная зависимость, которая существует у ракетно-космической отрасли, — это микрорадиоэлектроника, потому что она находится за периметром отрасли, — рассказал глава „Роскосмоса“ Д. О. Рогозин. — И чтобы снять риски, связанные с созданием космических аппаратов, мы пошли по пути стандартизации, универсальных решений, создания распределенных конструкторских бюро и интегрированных структур. Также мы находимся в теснейшем контакте с производителями нашей микроэлектроники».

Рогозин также отметил, что в условиях санкций на предприятиях ракетного двигателестроения начинается сборка авиационных двигателей для гражданских самолетов. «Работаем с „Сатурном“ и „Пермскими моторами“. Мы уже подставили плечо, наши свободные мощности работают на гражданскую авиацию, — рассказал спикер. — Наши системные решения по микроэлектронике становятся важными для ОДК[1] и ОАК[2], мы начинаем делать авионику».

Рогозин рассказал и о состоянии отечественной орбитальной группировки, которая сейчас насчитывает 161 космический аппарат. «Это мало, должны быть тысячи. Мы уже приступили к проекту „Сфера“. В конце этого года полетит первый спутник-демонстратор „Скиф“ для широкополосного доступа в интернет. К 2025 году мы начинаем разворачивать орбитальную группировку из четырех аппаратов „Экспресс-РВ“ для организации космического интернета над всей Россией», — сообщил глава госкорпорации.

Экспортная блокада России не страшна

В. О. Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр», считает, что вопрос про экспортную блокаду — это точно не про нашу страну. «Да, мы действительно столкнулись с беспрецедентными ограничительными мерами, которые серьезно поменяли ландшафт экспорта, но в несырьевом, неэнергетическом экспорте доля недружественных стран составляет всего 39 процентов, то есть 61 процент — это наши экспортные рынки, которые ждут нашу продукцию и на которые происходит серьезная переориентация», — рассказала Никишина. По ее мнению, уход западных компаний из России заставляет многие страны задуматься, а не опасна ли их зависимость от западных технологий, как оказалась она опасной для России, когда по политическим мотивам попираются все нормы международного права.

Спикер также считает, что санкции подтолкнули нас к ускоренному переходу на расчеты в нацвалютах. «Переход на расчеты в национальных валютах и в будущем в криптовалюте — вынужденная, но абсолютно перспективная история, в которую мы рано или поздно уйдем в торгово-экономических отношениях с дружественными странами», — считает глава РЭЦ.

Бизнес адаптируется к ситуации

По результатам опроса компаний — членов РСПП самым непростым месяцем для бизнеса стал март. Как отметила М. Н. Глухова, исполнительный вице-президент РСПП, впервые за десять лет индекс деловой среды провалился до отметки 32 пункта (в пик кризиса 2014–2015 годов он опускался до 34,1 пункта).

Вместе с тем бизнес в очередной раз продемонстрировал свою крайне высокую адаптивность, и после мартовского провала уже можно говорить о некоторой стабилизации. Правда, ситуации по разным показателям существенно отличаются. В отношении потребительского спроса провал не был столь серьезным, но при этом говорить, что он активно восстанавливается, нельзя. В сфере логистики компании также продолжают фиксировать большое количество проблем: отказ компаний-перевозчиков работать в принципе с российскими грузами, рост затрат на транспортировку (как прямой рост затрат в результате удорожания стоимости перевозок, так и переход на новые неоптимальные маршруты), необходимость развития инфраструктуры для того, чтобы успешно пользоваться новыми формируемыми логистическими транспортными коридорами. «А вот ситуация в финансовой сфере уже заметно улучшается, и это без учета снижения ключевой ставки до 11 процентов», — рассказала Глухова. Еще один позитивный момент: в марте в оценке отношений бизнеса с органами власти зафиксирован рост значения показателя. Это означает, что меры поддержки, стимулирования, которые сейчас предлагает государство бизнесу, воспринимаются последним крайне позитивно.

Говоря о рисках, с которыми столкнулись российские компании, спикер отметила, что самый высокий уровень озабоченности связан с инфляционными рисками, причем это касается как отечественной, так и иностранной продукции. Производственные риски в первую очередь связаны с разрывом кооперационных цепочек, с запретом на поставку сырья, комплектующих, технологий либо с усложнением условий таких поставок. «Остальные производственные риски, по оценкам компаний, носят скорее отложенный характер, — указала вице-президент РСПП. — Это прохождение технического обслуживания, отзыв лицензии на программное обеспечение, недоступность некоторых технологий».

Настроение и ожидания бизнеса озвучил К. В. Липа, генеральный директор и совладелец АО «Трансмашхолдинг». Он прежде всего призвал всех участников саммита проанализировать прошлое и сделать правильные выводы. «Нам все эти годы Центральный банк и другие финансовые институты рассказывали, что валютные резервы — деньги, необходимые стране на тот случай, если... Вот этот случай наступил, и что? Средства заморожены, и доступа к ним нет. А ведь существенная часть сегодняшних проблем могла бы быть решена, если бы в свое время те самые резервы были направлены в инвестиции и на развитие страны, — справедливо заметил Липа. — Тут озвучили сумму, которую потратили на импортозамещение, — 3 триллиона рублей. Много это или мало? Конечно, много, но относительно тех денег, которые сейчас недоступны российской экономике, это мало».

По мнению бизнесмена, сегодня нужно срочно мобилизовать оставшиеся золотовалютные резервы в капитализацию тех финансовых институтов, которые ответственны за развитие инвестиций в нашу технологическую базу, и суммы должны измеряться триллионами. «Нам говорят, что Фонд развития промышленности под руководством Минпромторга России реализовал проекты на 240 миллиардов рублей, но, на мой взгляд, эта цифра для российской экономики чрезвычайно мала, — считает Липа. — Инвестиционная программа только одной нашей компании на ближайшие пять лет, оценивается в 80 миллиардов рублей, притом что 50 миллиардов мы уже потратили за предыдущие пять лет. Поэтому сегодня чрезвычайно важно существенно докапитализировать Фонд развития промышленности».

И в заключение бизнесмен призвал не повторять тех же самых ошибок, которые мы сегодня пытаемся исправить: «Кооперация с нашими, как принято теперь говорить, азиатскими партнерами — это история вовсе не про то, чтобы российская промышленность была эффективной, успешной и перспективной...»

О. В. ИЗУТОВА



[1] Объединенная двигателестроительная корпорация.

[2] Объединенная авиастроительная корпорация.

Поделиться