№ 6 июнь 2022 — 10 июня 2022

Электронизация закупок — гарантия прозрачности и доступности


Версия для печати 486 Материалы по теме
Электронизация закупок — гарантия прозрачности и доступности

В работе по повышению прозрачности и эффективности государственных закупок в Ямало-Ненецком автономном округе сделали ставку на электронизацию закупок и внедрение цифровых сервисов. В результате за последние три года в Национальном рейтинге прозрачности закупок округ поднялся с 77-й строчки до 7-й. О развитии контрактной системы региона рассказал Сергей Борисович Побережный, исполняющий обязанности директора Департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа.

— Сергей Борисович, Ямало-Ненецкий автономный округ вошел в топ-10 регионов, в которых государственные закупки проводятся с гарантированной прозрачностью. На ваш взгляд, какие наработки позволили округу занять лидирующие позиции в Национальном рейтинге прозрачности закупок?

— В Национальном рейтинге прозрачности закупок автономный округ участвует не первый год, но результаты были невысокими — например, в 2017 году занимали 77-е место. За последние три года мы значительно улучшили наши показатели. Уже в 2020 году округ занял 18-ю строчку в рейтинге, а по итогам прошлого года вошел в топ-10 и занял 7-е место.

Что этому способствовало? Мы проанализировали нашу систему закупок и пришли к выводу, что чем больше закупок осуществляется у единственного поставщика, тем меньше у нас шансов получить хороший результат. Поэтому мы стали планомерно переводить все закупки малого объема, осуществляемые по пунктам 4, 5 части 11 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, из бумажного в электронный формат. Когда мы это сделали, то увидели, что за год у нас прошло закупок малого объема в электронном виде около 40 тысяч. Как видим, колоссальный объем. Поэтому, безусловно, очень важно стремиться к прозрачным конкурентным закупкам, но и не менее важно сделать более открытыми и доступными закупки малого объема.

Что касается среднего количества участников, подавших заявки на участие в конкурентных закупочных процедурах, то по результатам 2020 года этот показатель составил 2,3 заявки. В 2021 году этот показатель увеличился до 2,6. Рост количества участников конкурентных закупок говорит о том, что бизнес стал больше доверять и пользоваться сервисами, которые мы для них разрабатываем.

По привлечению бизнеса в госзакупки мы активно работаем с электронными торговыми площадками. Сегодня практически у всех ЭТП есть такая опция, как привлечение поставщиков. Мы призываем всех наших заказчиков пользоваться ею и не бояться какого-то ажиотажного интереса к закупкам. Благодаря предпринимаемым мерам в 2020 году количество закупок, по результатам которых были заключены контракты, составило 77 процентов от числа объявленных закупок, а в прошлом году мы вышли на рубеж в 80 процентов.

С 2019 года мы плотно сотрудничаем с порталом поставщиков города Москвы, самым крупным агрегатором, где зарегистрировано большое количество поставщиков. По информации, озвученной директором Департамента города Москвы по конкурентной политике, Ямало-Ненецкий автономный округ стал лидером в прошлом году по росту закупок на портале поставщиков. Количество закупок у нас выросло в 4,5 раза. Сегодня наш объем закупок, проведенных на портале поставщиков, сопоставим с объемом закупок Краснодарского края, осуществленных также на данной площадке. Кроме того, мы разрабатываем свой магазин электронных закупок. Все эти меры показывают, что мы готовы привлекать поставщиков и не стремимся к какому-то протекционизму. Необходимо понимать, что в Ямало-Ненецком округе не настолько широко представлены производственные отрасли. У нас добывается и перерабатывается нефть, газ, есть производство местных продуктов питания (оленины, рыбы), поэтому у нас практически 60 процентов поставщиков из других регионов.

— Какие сервисы вы разработали для бизнеса, участвующего в госзакупках?

— Например, интерактивная карта проводимых закупок. В Ямало-Ненецком округе проживает всего около 500 тысяч человек. У нас лишь два города с численностью населения свыше ста тысяч, в остальных в среднем 30 тысяч. Понятно, что объемы закупок наших муниципалитетов зачастую неинтересны для поставщиков из других регионов. Согласитесь, везти два компьютера из Москвы в Салехард никто не возьмется, а вот, например, поставка 15 компьютеров уже может быть интересна. Вот так возникла идея создать интерактивную карту, на которой отражаются все закупки, которые проводят муниципальные образования. Таким образом, поставщикам проще ориентироваться в закупках, объявленных в автономном округе, и анализировать их. Они могут настраивать интерактивную карту по своему усмотрению, выбирая нужные товары и услуги, место и сроки предполагаемых контрактов.

Данный сервис актуален и для местных предпринимателей. Мы все знаем, что искать нужные закупки поставщики могут и в ЕИС. Но система выдает списочный состав закупок, который нужно тщательно перелопатить, чтобы найти нужную. Интерактивная карта в этом плане наиболее наглядная. Наши предприниматели это оценили, активно ею пользуются и хорошо отзываются о сервисе.

Также мы запустили информационный ресурс «Карта логистических маршрутов». Если вы забьете в карты Google или «Яндекса», допустим, город Салехард, то ни тот ни другой ресурс не проложит вам маршрут до этого населенного пункта, потому что все большие дороги у нас заканчиваются в южной точке — Ноябрьске. Поставщики боятся этого режима территориального инкогнито. В помощь им мы разработали карту логистических маршрутов, которая отражает способы доставки товаров в конкретный населенный пункт Ямало-Ненецкого автономного округа. С помощью этой информационной системы потенциальные поставщики могут заранее оценить условия, возможности по доставке в сложных условиях Севера.

Карта позволяет построить маршрут до населенных пунктов округа с учетом даты поставки, ведь сезон для нашего округа имеет решающее значение. Например, в зимний сезон транспортная схема основывается на так называемых зимниках — автомобильных дорогах, доступных в зимнее время года. У нас есть населенные пункты, до которых зимой можно доехать по зимнику, а летом только водным путем. Поставщику из Центральной России сориентироваться в таких нюансах весьма сложно, а воспользовавшись нашим сервисом, он увидит оптимальные и актуальные варианты доставки.

Чтобы повысить эффективность государственных закупок, мы пытаемся давать потенциальным поставщикам как можно больше информации, быть открытыми. На официальном сайте «Закупки ЯНАО», кроме вышеназванных сервисов, размещены блоки аналитики: календарь закупок, общая информация о закупках, сведения о запланированных и проведенных закупках, о закупке льготных лекарств и т. д. С помощью этих блоков можно выбрать конкретного заказчика и посмотреть, что и когда он закупает, на какие суммы и в каких объемах.

— Сергей Борисович, почему решили создавать свой «электронный магазин», в то время как была успешно освоена площадка портала поставщиков?

— Как я уже говорил ранее, у нас налажено тесное взаимодействие с порталом поставщиков. Около 40 тысяч контрактов заключено на этой площадке в 2021 году. Хотя переход на новый формат работы — электронный — был непростым. Но сегодня многие заказчики оценили этот удобный сервис и до 90 процентов контрактов по малым закупкам заключают именно на портале поставщиков в электронном виде. Электронный документооборот действительно очень удобный формат. Особенно в случаях, когда поставщик находится за тысячи километров от места расположения заказчика и подлинники документов той и другой стороне приходится ждать месяцами. Но мы хотим дальше развивать электронизацию закупок, а именно сделать шаг к подписанию актов о поставке товаров в электронном формате. Да, у нас есть ЕИС, в которой реализовано электронное актирование, но далеко не для всех закупок. Сейчас в системе работают 840 государственных и муниципальных заказчиков. В личном кабинете они могут формировать извещения о закупках, обосновывать НМЦК, проводить всесторонний анализ государственных и муниципальных закупок. Поставщики же у нас пока не обеспечены никакими сервисами, кроме электронного подписания контрактов в ЕИС по конкурентным процедурам. Поэтому сегодня мы совместно с разработчиком нашей региональной информационной системы в сфере закупок (АИС «Госзаказ») НПО «Криста» создаем электронную витрину закупок малого объема. Это даст возможность всем поставщикам, кто с нами работает, зарегистрироваться в АИС «Госзаказ» и пользоваться удобными сервисами личного кабинета поставщика. Мы хотим сделать ресурс, в котором поставщики через личный кабинет смогут не только презентовать свою продукцию, направлять коммерческие предложения заказчикам в электронном виде, заключать контракты по закупкам малого объема, но и создавать документы о приемке для отправки на подписание заказчику. То есть поставщик будет формировать все документы в нашей региональной контрактной системе. Это позволит упростить работу как заказчикам, так и поставщикам.

Основная масса предпринимателей, участников малых закупок, которые также хотят ускорить и упростить свою работу благодаря электронному взаимодействию, пока лишены такой возможности.

Сегодня мы совместно с финансовыми службами ведем большую работу по автоматизации проведения платежей. Например, аналогичный проект реализован в Московской области — портал исполнения контрактов. Два года назад мы пробовали внедрить этот сервис у нас в округе, но отказались от идеи из-за сложности интеграции ПИК с нашими системами. Это во-первых, а во-вторых, мы не видим необходимости проводить через ПИК конкурентные закупки. У нас есть для этого ЕИС, и дублировать этот механизм не видим смысла.

Другое дело, с контрактами закупок малого объема и по контрактам с субъектами естественных монополий. У нас есть окружные сетевые операторы, у которых есть сеть филиалов. Например, у АО «Ямалкоммунэнерго» их восемь. У них один ИНН, но каждый из них ведет свою хозяйственную деятельность. При этом ЕИС не дает возможности разделять хозяйственную деятельность таких поставщиков-филиалов. Мы с разработчиком, НПО «Криста», договорились, что в нашем сервисе каждый филиал будет вести свою договорную деятельность отдельно. Головное предприятие сможет увидеть историю и результат работ по каждому подразделению.

Сегодня все: и поставщики, и заказчики — действительно настроены на внедрение электронного документооборота, на облегчение бухгалтерского учета, и мы пытаемся эти сервисы создавать. В то же время мы понимаем, что, накапливая данные по закупкам малого объема, по конкурентным закупкам, мы сможем создавать и внедрять сервисы по аналитике, что, собственно, и делаем.

Мы разработали интерактивную информационную панель — личный кабинет руководителя, благодаря которой губернатор может отслеживать ключевые показатели по закупочной деятельности всех своих заместителей, а они, в свою очередь, — показатели своих курируемых органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления. На информационной панели подсвечивается процент контрактации с начала года, сколько контрактов исполнено, каков объем экономии получен и т. д. Сегодня как никогда важно в режиме онлайн отслеживать, как исполняются контракты. Доступ к этому сервису предоставлен Счетной палате Ямало-Ненецкого автономного округа и контрольным органам в сфере закупок Ямало-Ненецкого автономного округа. Также внедрен инструмент, который позволяет по каждому заказчику проверять, сопоставимы ли его цены с ценами в целом по округу и даже в близлежащих регионах. Если цены отличаются на 30–40 процентов, то такие контракты передаются в контрольный орган.

— Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении торгов. Вы внедряете данный механизм?

— В Ямало-Ненецком округе государственные закупки полностью централизованы. В каждом муниципальном образовании также созданы уполномоченные органы для проведения закупок. Региональные закупки проводит Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого округа. За год в среднем у нас проходит около 15 тысяч закупок, их общая сумма в прошлом году составила почти 80 миллиардов рублей. Наибольший объем закупок сейчас приходится на строительную и дорожную сферы.

Свои закупки муниципальные заказчики также проводят в региональной информационной системе в сфере закупок (АИС «Госзаказ»), интегрированной с ЕИС. Это позволяет нам выстраивать единую систему закупок в регионе, распространять высокие стандарты государственных закупок на муниципальных заказчиков, обеспечивать муниципалитеты дополнительными сервисами, внедрять автоматизированные контроли. Все уполномоченные органы, и государственные, и муниципальные, работают по одному стандарту. Мы находимся постоянно на связи. Не меньше чем раз в год мы организуем стратегические сессии для уполномоченных органов, в ходе которых выявляем и решаем проблемные вопросы, обмениваемся интересной практикой. Считаем, что опыт должен транслироваться как сверху вниз, так и снизу вверх.

Как показала жизнь, решение о проведении муниципальных закупок в региональной контрактной системе было правильным. Сейчас в ЕИС часть информации подлежит публикованию, а часть — нет. Получается, большая часть данных оказалась закрытой, и если бы мы не подключили муниципалитеты к нашей системе, то полностью потеряли бы источник информации о закупках. Сегодня мы по-прежнему видим всю историю закупок наших муниципалов и можем обеспечить работу нашей аналитической системы.

— По данным Счетной палаты РФ, половина финансовых нарушений при закупках в рамках 44‑ФЗ связана именно с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. А как у вас обстоит ситуация? Как упомянутые вами выше сервисы помогают в решении данного вопроса?

— В 2014 году Департамент финансов автономного округа принял такой порядок: экономия средств, полученная по результатам закупки, остается в распоряжении заказчика, но замораживается до конца года. Если заказчик планировал приобрести продукцию за 1 миллион рублей, а закупил за 800 тысяч, то 200 тысяч замораживается до конца года. За восемь лет действия этого порядка заказчики перестали в принципе завышать цену, потому что понимают — сэкономленные средства не получат. До конца года они заморожены, и если заказчик не смог обосновать, что данные средства ему необходимы на закупку чего-то другого, то деньги уходят в региональный бюджет.

Этот механизм привел к тому, что у нас экономия была семь процентов, сейчас мы экономим всего четыре процента. Сегодня мы столкнулись с тем, что подрядчики отказываются выходить на закупки. Например, авиаперевозки — авиакомпании говорят, что им уже невыгодно с нами работать.

В то же время есть, конечно, моменты, которые необходимо отслеживать. Например, мы видим, что один заказчик закупает продукцию на 30 процентов дороже существующих цен на аналогичную продукцию в этом же населенном пункте и иногда у этого же поставщика. В таких случаях мы привлекаем контрольные органы. Наши заказчики привыкли к тому, что все их действия отслеживаются, поэтому стараются не злоупотреблять.

Что касается сервисов, они у нас есть, и мы их используем. Но надо понимать, что все ныне существующие электронные инструменты по обоснованию Н(М)ЦК основаны на результатах прошедших закупок. Сегодня эти сервисы практически нерабочие: инфляция растет, при этом каких-то актуальных индексов-дефляторов, которые заказчик может применить, нет.

У нас есть еще один сервис, разработанный совместно с «Яндексом». Заказчик загружает в программу перечень товаров и получает список аналогичных товаров с ценами, имеющимися в интернете. Данный сервис мы запустили в декабре прошлого года, сейчас идет обкатка, поэтому мы еще его особо не афишируем. Этот инструмент уже с элементами предиактивной аналитики. То есть к сервису подключена самообучаемая программа, которая после нескольких обращений запоминает, что запрашивает заказчик, и впоследствии уже сама понимает, что ему надо, и собирает необходимую информацию.

— Как вы оцениваете все последние изменения контрактной системы, внесенные оптимизационным Законом № 360‑ФЗ и Законом № 46‑ФЗ?

— Все, что касается электронизации в сфере закупок, даже с учетом наличия определенных сложностей, например при подписании протокола каждым членом комиссии, я приветствую. Со временем все имеющиеся сложности разрешатся, у всех членов комиссии наработается опыт по подписанию документов в удаленном режиме. Вообще рассмотрение результатов торгов в удаленном режиме избавило нас от очередей в коридорах. Только представьте: в день у нас было по 200 рассмотрений, и нужно было обеспечить присутствие всех членов комиссий.

Также приветствую сокращение числа способов закупок. Давно было очевидно, что такие специфические способы, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, уже практически не применялись. Электронный аукцион, как только он появился, вытеснил все остальные способы определения поставщика. Сейчас даже возникает ситуация, когда при закупке строительных работ заказчикам разрешается проводить конкурс, но они чаще всего выбирают аукцион из-за меньших сроков и простоты процедуры.

Есть сложности, конечно, с проведением рассмотрения заявок. На мой взгляд, два дня — это слишком мало, особенно когда надо рассматривать и первую и вторую части заявки. Особенно будет сложно рассматривать вал закупок в конце и начале года. Заказчикам тоже, я считаю, сложно при запросе котировок направлять контракты в ЕИС на подписание в течение трех часов с момента размещения итогового протокола закупки.

На мой взгляд, необходимо отменить аукционный перечень и оставить этот выбор на откуп заказчика. Для наших заказчиков часто очень важно иметь возможность проверять опыт работы поставщика в северных климатических зонах. К сожалению, предварительная квалификация по закупкам свыше 20 миллионов рублей, предусмотренная с начала 2022 года, не дает такой возможности. В этой части, я считаю, закон о контрактной системе требует еще доработки.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться