Версия для печати 617 Материалы по теме
Наша задача — создать условия для стабилизации экономики в регионе

На чем Вологодская область будет экономить в условиях действия экономических санкций, какие дополнительные источники финансирования изыскивать, каким образом обеспечивать развитие региона — обо всем этом журналу «Бюджет» рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов Татьяна Борисовна ГОЛЫГИНА.

— Татьяна Борисовна, что вы можете рассказать об исполнении бюджета текущего года? Уже ощущается влияние санкций?

— В Вологодской области, как и в целом по России, по итогам исполнения бюджета за первый квартал текущего года фиксируется положительная динамика по доходам. Так, собственные доходы регионального бюджета в 1,4 раза превышают поступления за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем по сравнению с четвертым кварталом 2021 года поступление налоговых и неналоговых доходов снизилось на 18 процентов. Но если сравнивать с первым кварталом прошлого года, то практически все отрасли экономики продемонстрировали увеличение налоговой отдачи в бюджет.

Наблюдается существенный рост поступлений по налогу на прибыль организаций, НДФЛ и налогу на имущество организаций. Лидерство по влиянию на формирование налоговых доходов бюджета области сохранилось за металлургическим и химическим производствами, налоговые поступления от которых за первый квартал текущего года составили 40 процентов доходов. На второй позиции — газовая промышленность, представленная на территории области структурами «Газпрома», с налоговыми перечислениями 15 процентов дохода бюджета. Налоговый вклад лесопромышленного комплекса составил 2 миллиарда рублей, определив восемь процентов доходов. Существенное влияние на доходную составляющую бюджета оказывают торговля, строительный комплекс, сектора финансов и операций с недвижимостью, иные обрабатывающие производства.

В связи с ухудшающимися экономическими условиями в результате введения ограничений в отношении России ситуация по текущему исполнению бюджета в 2022 году взята на особый контроль департамента финансов и правительства области. Расходы областного бюджета за первый квартал 2022 года составили 21,9 миллиарда рублей, что на 13,8 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Наибольший рост к уровню 2021 года по расходам сложился по отраслям национальной экономики — на 0,9 миллиарда рублей, или на 29 процентов, образованию — на 0,5 миллиарда рублей, или на 11 процентов, физической культуре и спорту — на 0,3 миллиарда рублей, или на 88 процентов. Рост расходов в основном обусловлен увеличением размера бюджетных инвестиций в объекты модернизации, реконструкции и строительства, а также увеличением размера отдельных социальных выплат, их видов и количества получателей.

— Что будет с бюджетом дальше? Прогнозируете ли выпадающие доходы, определены ли дополнительные источники доходов?

— Доходная часть бюджета региона на 2022 год сформирована по умеренно консервативному сценарию и предусматривает снижение доходной базы относительно уровня 2021 года на 25 процентов, а по налогу на прибыль организаций — на 44 процента. То есть еще при планировании бюджета на текущий год у нас было понимание, что на рынке металлопроката и удобрений произойдет корректировка цен в сторону снижения.

В связи с ухудшением экономической ситуации, а также в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ региональное правительство провело комплексную оценку рисков исполнения областного бюджета в 2022 году. Под максимальное сжатие попадает налог на прибыль организаций, в первую очередь это касается организаций-экспортеров. Просчитано несколько сценариев развития событий (от консервативного до стресс-сценария) и ожидается, что глубина падения доходов будет больше, чем в 2020 году. У нас имеется видение исполнения регионального бюджета 2022 года при развитии доходной базы по любому негативному сценарию. Есть высокая готовность быстро и эффективно перестроить расходную часть бюджета при реализации даже стресс-сценария.

Благодаря принятым на федеральном уровне изменениям регион имеет правовую базу для оперативного реагирования на меняющиеся экономические условия и использует предоставленную бюджетным законодательством возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете. Смягчению санкционного удара по экономике способствуют принимаемые Правительством РФ и региональными властями меры. Так, Правительство Вологодской области сформировало и реализует антикризисный план, который включает в себя перечень мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности в регионе, поддержку отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства с общим объемом финансирования более 900 миллионов рублей.

В настоящее время правительство региона продолжает работу по приоритизации и оптимизации бюджетных расходов. Для обеспечения сбалансированности областного бюджета приняты решения о временном приостановлении финансирования отдельных направлений расходов на сумму 3,7 миллиарда рублей. Проведена комплексная оценка расходов на предмет возможного отказа от них в этом году или переноса на более поздние сроки. Речь идет о финансировании строительства и капитальных ремонтов отдельных объектов, проведении ряда мероприятий. При оценке учитывались такие факторы, как удорожание стоимости данных работ, возможность отложить строительство и ремонт этих объектов на последующие годы, наличие на рынке контрагентов, способных эти работы выполнить качественно и в срок. Определенные по приоритизации бюджетных расходов меры будут корректироваться с учетом текущей ситуации по налоговым и неналоговым доходам бюджета, а также решений, принимаемых на федеральном и областном уровнях в целях сглаживания последствий санкционного давления.

— Какие резервы для нивелирования рисков и обеспечения сбалансированности бюджетной системы имеет Вологодская область?

— Во-первых, благодаря проводимой на протяжении последних лет грамотной бюджетной политике на начало 2022 года сформирован существенный финансовый резерв.

Во-вторых, сбалансированности бюджета в текущем году способствуют принятые на федеральном уровне решения, которые расширили возможности регионов по использованию средств от реструктуризации бюджетных кредитов. Их можно будет направить на поддержку отраслей экономики в условиях санкционного давления и реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов. Кроме того, регионы освобождаются в 2022 году от исполнения обязательств по реструктурированной задолженности.

Учитывая серьезный финансовый резерв, накопленный на начало текущего года, а также ожидаемый бюджетный эффект от реализации мер по приоритизации и оптимизации бюджетных расходов, исполнение принятых расходных обязательств области по итогам текущего года будет обеспечено.

— В условиях ковидных ограничений региональным бюджетам тоже приходились непросто. Был приобретен определенный опыт поведения в экстремальных ситуациях. Какие-то из наработок планируете использовать?

— Весь прошлый год, как и предыдущий, мы жили в условиях пандемии. Это стало серьезным испытанием на прочность, проверкой способности работать в непростых экономических условиях. В течение 2020 года глубина падения доходов бюджета превышала 20 процентов. Несмотря на все сложности, нам удалось сохранить экономический потенциал региона, обеспечить финансовую безопасность и сбалансировать бюджет. Благодаря оперативно принятым мерам поддержки малого и среднего предпринимательства сохранен потенциал сфер, отнесенных на федеральном уровне к наиболее пострадавшим от коронавируса.

2021 год стал для Вологодской области годом посткризисного восстановления. Региону удалось вернуть положительную динамику по многим макроэкономическим и бюджетным индикаторам. Это позволило создать подушку безопасности, которая частично поможет преодолеть трудности, связанные с ухудшением геополитической и экономической ситуации 2022 года.

Мы отказались от коммерческих заимствований и продолжаем снижать долговую нагрузку. Несмотря на пандемийные трудности, Вологодская область и в 2020, и 2021 году, по признанию Минфина России, отнесена к регионам с высоким уровнем долговой устойчивости. Мы не только эффективно используем бюджетные средства, но и получаем дополнительные доходы от размещения временно свободных средств бюджета на депозитах.

В области внедрены передовые методы казначейского управления бюджетным процессом, которые способствуют достижению операционной эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля. Мы развиваем систему мотивации органов местного самоуправления к увеличению доходного потенциала, вовлечению населения и бизнеса в процессы принятия решений по использованию бюджетных средств, повышаем уровень открытости бюджетных данных.

Так, в 2021 году по инициативе губернатора области О. А. Кувшинникова при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия» запущен проект «Градсовет: общее дело». Теперь у населения области появилась возможность выразить свое мнение и озвучить предложения по формированию бюджета. Собраны тысячи идей, составлен план их реализации. В трехлетнем бюджете запланировано почти 15 миллиардов рублей на решение вопросов, поднятых жителями областного центра и города Череповца, финансовое обеспечение предложений, поступивших от жителей муниципальных районов. Реализация проекта продолжается, поступившие предложения будут учитываться при принятии решений в ходе дальнейших градсоветов в муниципальных образованиях.

— В условиях выделения больших объемов средств из федерального бюджета для поддержки граждан и бизнеса как будет организован предварительный и текущий контроль за использованием бюджетных средств?

— С 2022 года на законодательном уровне закреплены основные понятия казначейского сопровождения, которые заключаются в том, что все финансовые потоки по подконтрольной операции проходят через Федеральное казначейство (финансовый орган) с проверкой подтверждающих документов. В текущем году на условиях казначейского сопровождения в нашу область из федерального бюджета поступит бюджетный кредит на реализацию инфраструктурных проектов в размере 1,9 миллиарда рублей, который будет направлен городским округам на приобретение городского транспорта, строительство школы в Вологде и дорожное строительство в Череповце. Для этого заказчикам, исполнителям и соисполнителям по соответствующим муниципальным контрактам будут открыты счета в УФК по Вологодской области, причем условия о казначейском сопровождении включаются в закупочную документацию.

Вместе с тем с 2022 года регионам предоставлено право законодательно установить случаи, в которых финансовый орган вправе осуществлять казначейское сопровождение средств регионального бюджета. В нашей области на текущий год законом об областном бюджете определено, что департамент финансов области осуществляет казначейское сопровождение в отношении авансов и расчетов по контрактам:

государственных заказчиков на финансирование объектов капитального строительства на сумму более 50 миллионов рублей;

государственных бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на иные цели на сумму более 50 миллионов рублей;

заключаемым с соисполнителями в рамках исполнения вышеуказанных контрактов на сумму более 10 миллионов рублей.

По результатам проведенного мониторинга под условия казначейского сопровождения в этом году попадают закупки трех бюджетных учреждений здравоохранения. Это областная детская клиническая больница — приобретение компьютерного томографа, областная клиническая больница и областная клиническая больница № 2 — капитальный ремонт зданий, казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Вологодской области» — строительство участка автомобильной дороги в Никольском районе; а также строительство ряда объектов областной собственности.

— Какие меры поддержки бизнеса планируются на региональном уровне?

— Приоритеты налоговой политики региона на 2022 год продиктованы экономической ситуацией, вызванной коронавирусной инфекцией и напряженной геополитической обстановкой в России и в мире. Наша задача — создать условия для стабилизации экономики в регионе. Поэтому еще в начале текущего года в области принято решение о сохранении действующих и введении новых налоговых преференций для бизнеса. Например, на 2022 год в три раза снижен налог по упрощенной системе налогообложения для субъектов предпринимательства, занятых в отраслях, наиболее нуждающихся в поддержке из-за ковида. Основное условие для применения льгот — максимальное сохранение численности работающих. Сохранены на 2022 год действовавшие в 2020–2021 годах льготы:

по УСН для субъектов бизнеса — бывших плательщиков ЕНВД, а также налогоплательщиков, осуществляющих стратегически значимые для региона виды деятельности;

по налогу на имущество от кадастровой стоимости для субъектов бизнеса, применяющих УСН;

до 1 января 2024 года продлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

Вектор налоговой политики 2022 года определен на федеральном уровне. Органы исполнительной власти субъектов наделены дополнительными полномочиями. Это позволяет осуществлять единую, целостную политику по поддержке налогоплательщиков. Так, на федеральном уровне перенесен на полгода срок уплаты налога по УСН за 2021 год и авансового платежа за первый квартал 2022 года для отдельных видов экономической деятельности. В Вологодской области поддержка бизнеса от реализации данной меры оценивается в объеме 100 миллионов рублей. Это дополнительные оборотные средства для малого бизнеса.

В регионе принято аналогичное решение для организаций потребительской кооперации, а также налогоплательшиков, осуществляющих розничную торговлю в сельской местности. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по УСН за прошлый год и первый квартал текущего года отодвинуты до 1 сентября 2022 года. Введение этого послабления позволяет бизнесу направить более 60 миллионов рублей на выплату заработной платы, сохранение рабочих мест.

Область вслед за Федерацией готова рассмотреть вопрос и о предоставлении дополнительных налоговых преференций ИТ-компаниям. Налоговая политика региона выдержала испытание на прочность еще в 2020–2021 годах и доказала свою эффективность в чрезвычайной ситуации. Это позволяет двигаться вперед и развивать собственный экономический потенциал.

— Как в регионе складывается ситуация с реализацией национальных проектов?

— Вологодская область участвует в реализации мероприятий 12 национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Финансирование национальных проектов в минувшем году превысило 18 миллиардов рублей. В бюджете на реализацию национальных проектов на трехлетний период 2022–2024 годов предусмотрено 56,3 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 33,2 миллиарда рублей, за счет областного бюджета — 23,1 миллиарда рублей. В 2022 году на национальные проекты планируется направить 16 миллиардов рублей.

Наиболее значительный объем средств в 2022 году определен на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 5,5 миллиарда рублей, что позволит отремонтировать 182 километра автомобильных дорог: 163 километра дорог регионального значения, 19 километров — муниципального значения. На национальный проект «Демография» в 2022 году запланировано 5,5 миллиарда рублей. В Вологодской области реализуются пять региональные проектов, которые ориентированы на рост рождаемости, поддержку семей с детьми, снижение смертности, рост продолжительности жизни, распространение здорового образа жизни, снижение убыли населения и оттока нашей молодежи. Так, на финансовую поддержку семей с детьми направлено 3,3 миллиарда рублей (предоставление выплат многодетным семьям, в том числе ежемесячных денежных выплат на первого и третьего ребенка, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, земельный сертификат, льготная ипотека).

В рамках проекта «Спорт — норма жизни» запланировано завершение строительства крытого катка с искусственным льдом и строительство ледового физкультурно-оздоровительного комплекса «Золотая шайба» в Вологде. На национальный проект «Жилье и городская среда» в 2022 году предусмотрено 2,2 миллиарда рублей, из них на переселение граждан из аварийного жилищного фонда — 0,8 миллиарда рублей, на благоустройство дворовых и общественных территорий — 0,6 миллиарда рублей.

На национальный проект «Здравоохранение» в 2022 году запланировано 1,9 миллиарда рублей. Рост к уровню 2021 года составил 1,1 миллиарда. Основной приоритет — модернизация первичного звена здравоохранения. В 2022 году планируется начать строительство трех поликлиник в Вологде, Череповце и Верховажском районе, капитальный ремонт на четырех объектах, приобретение 173 единиц медицинского оборудования и 62 единиц медицинского автотранспорта. Кроме того, в рамках национального проекта предусмотрена закупка авиационных услуг в целях эвакуации граждан из труднодоступных населенных пунктов области, оснащение оборудованием региональных сосудистых и онкологических центров, развитие кадрового потенциала отрасли.

На реализацию национального проекта «Образование» в 2022 году запланировано 0,6 миллиарда рублей. Средства будут направлены на завершение строительства школы на тысячу мест в Вологде, строительство пристройки на 80 мест к Белоручейской средней школе Вытегорского района, создание центра цифрового образования детей (IT-cube) и детского технопарка «Кванториум» в Череповце, ремонт шести школьных спортивных залов в сельской местности, оснащение школ цифровым и компьютерным оборудованием, создание мастерских для практических занятий студентов колледжей.

На реализацию национального проекта «Культура» в 2022 году предусмотрено 0,2 миллиарда рублей. В 2022 году запланированы мероприятия по созданию двух модельных муниципальных библиотек в Вологде и Череповце; ремонт муниципальных учреждений досугового типа в сельской местности; модернизация муниципальной детской школы искусств в Великоустюгском районе; обеспечение специализированным транспортом учреждений культуры четырех муниципальных районов; техническое оснащение и ремонт муниципальных музеев; капитальный ремонт сельских домов культуры в 26 муниципальных районах; реализация творческих, выставочных проектов.

Финансирование национального проекта «Экология» в 2022 году предусмотрено в размере 0,4 миллиарда рублей. Средства будут направлены на разработку проектной документации на ликвидацию несанкционированной свалки в Вологде, строительство полигона твердых коммунальных отходов в Великоустюгском районе, строительство комплекса очистных сооружений канализации в Шекснинском районе. А также на мероприятия по воспроизводству лесов, увеличению площади лесовосстановления и оснащению учреждений лесопатрульной, лесопожарной служб техникой и оборудованием.

Несмотря на изменение экономических условий, планы по финансовому обеспечению реализации национальных проектов будут, безусловно, исполнены.

— Планирует ли регион использовать предложенные Правительством РФ новые инструменты «инфраструктурного меню»?

— Вологодская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов. В сформированный на федеральном уровне перечень новых инвестиционных проектов в 2021 году вошло два проекта региона с общим объемом инвестиций 5,5 миллиарда рублей, бюджетные вложения составят 0,6 миллиарда рублей. В 2022 году у региона появилась дополнительная возможность использовать средства реструктуризации на реализацию антикризисных мер.

Дополнительную возможность для инвестиционного развития дает новый инструмент — инфраструктурные бюджетные кредиты. Первым обязательным условием предоставления данных кредитов является привлечение внебюджетных источников. И второе: вложения в инфраструктуру за счет кредитов должны в течение 15 лет окупиться и вернуться через налоги. При отборе инфраструктурных проектов на федеральном уровне Департамент финансов Вологодской области, защищая в Минфине России проекты региона, обосновывал в первую очередь экономическую и бюджетную эффективность инфраструктурных проектов в рамках установленного лимита. В результате для Вологодской области на федеральном уровне одобрены инфраструктурные бюджетные кредиты в 2022–2023 годах на общую сумму 4,2 миллиарда рублей.

С помощью этих средств в регионе появится еще одна общеобразовательная школа на 1224 места, детский сад на 204 места, будет приобретен дополнительный городской транспорт и продолжится строительство проспекта в трехполосном исполнении. Благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам дополнительный стимул получат городские округа, где будет возведено более 2,5 миллиона квадратных метров жилья, создано более трех тысяч рабочих мест. От реализации инфраструктурных проектов за ближайшие 15 лет прогнозируется поступление более 12 миллиардов рублей налогов.

В 2022 году Вологодская область продолжает активное участие в отборе инфраструктурных проектов, представив на рассмотрение федеральных структур новые проекты под привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов еще на 1,5 миллиарда рублей.

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА

Поделиться