Министр финансов Республики Карелия Елена Александровна Антошина рассказала о том, как изменилась бюджетная и налоговая политика региона за последние пять лет. Какие механизмы позволили сократить критический объем государственного долга, вдвое увеличить налоговые и неналоговые доходы, обеспечить сбалансированность бюджета в непростых экономических условиях.
— Елена Александровна, пять лет вы министр финансов республики. Для того чтобы занимать такой ответственный пост, несомненно, требуется высокая квалификация и большой опыт работы в финансовой системе. Расскажите, каким был ваш профессиональный путь?
— Я очень люблю родную Карелию. Родилась и выросла в городе Кеми, куда вернулась в 1986 году после окончания Ленинградского финансового техникума по специальности «Государственный бюджет» и где начала работать в финансовом отделе в качестве ревизора-инспектора госдоходов. Затем меня перевели на такую же должность в Ленинский райфинотдел Петрозаводска. Дело в том, что, когда я только начинала трудовую деятельность, в республике еще существовала система единой бюджетной и налоговой службы. Позже эти функции перешли под контроль разных органов власти, но на тот момент специалисты должны были быть одинаково компетентны и в той, и в другой областях. Работая, я параллельно получала высшее образование в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов по специальности «Финансы и кредит». В 1998 году перешла на службу в Министерство финансов республики на должность начальника отдела межбюджетных отношений, которая предполагала прямое взаимодействие с муниципалитетами. Затем мне предложили возглавить контрольное управление Минфина. Поскольку эта сфера всегда вызывала у меня интерес, я, конечно, согласилась. В контрольном управлении проработала достаточно долго, успела приобрести ценный опыт. В 2017 году глава региона Артур Олегович Парфенчиков предложил мне возглавить Министерство финансов. Я знала положение дел в финансовой сфере республики, понимала стоящие перед командой управления регионом задачи и приняла предложение. Решиться помогли опыт работы и сформированный еще в советские годы принцип: «Если можешь — не стой в стороне, берись и делай!»
— Экономическая ситуация в регионе в то время была непростой...
— Объем налоговых и неналоговых доходов региона в 2017 году установился на отметке 20,1 миллиарда рублей. После того как в 2012 году на федеральном уровне было принято решение о введении института консолидированных групп налогоплательщиков, Республика Карелия вошла в число регионов, объем выпадающих доходов бюджетов которых был наиболее значительным. В период с 2013 по 2021 год потери в результате создания КГН составили 42,5 миллиарда рублей, что превышает сумму поступлений налоговых и неналоговых доходов республики за 2021 год. Бюджет формировался и исполнялся с дефицитом. Федеральные дотации составляли более 40 процентов от собственных доходов бюджета. Одновременно с этим региону необходимо было обеспечить выполнение указов Президента РФ, обязательств по соглашениям с федеральными органами власти и стопроцентное исполнение всех принятых социально значимых обязательств.
Поскольку с 2012 года шло ежегодное увеличение долговой нагрузки, в результате государственный долг на начало 2018 года составил 24,9 миллиарда рублей, почти на четверть превышая годовой объем налоговых и неналоговых доходов региона (124 процента к объему собственных доходов). Нам необходимо было предпринимать решительные действия, чтобы стабилизировать экономическое положение республики.
— Какие конкретные меры были приняты для того, чтобы улучшить положение региона?
— Карелия одним из первых регионов России разработала программу оздоровления государственных и муниципальных финансов. Уникальность нашего документа в том, что участники и соисполнители программы — не только органы исполнительной власти республики, но и территориальные подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления, территориальный фонд ОМС. Мы делали упор на то, что тесное сотрудничество всех уровней власти даст положительный эффект. Так и произошло.
Программа предложила конкретные инструменты для решения главных задач региона. Привлечение дополнительных инвестиций в республику, взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, развитие специальных налоговых режимов, оптимизация расходов, внедрение элементов бережливого производства — применение всех этих механизмов дало положительный результат. За шесть лет реализации программы совокупный объем бюджетного эффекта составил более 20 миллиардов рублей. Нам удалось уменьшить долговую нагрузку региона, нарастить налоговый потенциал, перейти к формированию инвестиционной составляющей в расходах бюджета.
Сегодня программа продолжает работать, но, безусловно, одни и те же меры не могут быть одинаково хороши в разных экономических условиях. Время и события показали, что необходимы обновления. Механизмы и инструменты должны зависеть от конкретных реалий, текущих нужд бюджета и планов на будущее, поэтому мы непрерывно продолжаем совершенствовать программу. Многое удалось сделать, и, подведя итоги уже реализованных мероприятий, мы ставим для себя новые задачи и отвечаем на актуальные экономические вызовы.
— Сколько времени потребовалось для того, чтобы сбалансировать бюджет, увеличить доходы и сократить долг?
— Работа по этим направлениям, конечно, шла параллельно, и результаты напрямую зависели друг от друга. Несмотря на все сложности, мы изначально утвердили на 2018 год бездефицитный бюджет, а на 2019 год уже перешли к формированию профицитного бюджета. Это было продиктовано как внутренней потребностью Республики Карелия в ослаблении долгового давления на бюджет, так и условиями соглашений о предоставлении и реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета. Для решения такой задачи требовалась консолидация всех усилий, как финансовых, так и управленческих. Это была непростая работа всего правительства республики в тесном взаимодействии с депутатским корпусом.
Эффективное планирование бюджета и грамотная долговая политика позволили республике к началу 2020 года стабилизировать долговую ситуацию. Объем государственного долга сократился на 6 миллиардов рублей, а долговая нагрузка снизилась до 68,2 процента к налоговым и неналоговым доходам. Все дополнительно полученные доходы Карелия могла направить на развитие инвестиционного потенциала.
В этом деле локомотивом стало Министерство экономического развития Республики Карелия. В первую очередь Минэк занялся разработкой мер для поддержки бизнеса. Здесь речь идет не только о крупных предприятиях, но и о субъектах малого и среднего предпринимательства. Благодаря мерам господдержки они наравне с крупным бизнесом начали увеличивать темпы роста налоговых перечислений в бюджет. По сравнению с 2017 годом доходы бюджета от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, возросли в два раза, а их удельный вес в общей сумме налоговых поступлений составил 7,6 процента.
Произошли позитивные сдвиги в отраслевой структуре поступления доходов: удельный вес реального сектора экономики в формировании доходной части бюджета вырос с 80 до 85 процентов. Лидирующие позиции по темпам роста в реальном секторе экономки заняли добыча полезных ископаемых (увеличение в 2,7 раза), обрабатывающие производства (в 3,5 раза), в том числе деревообработка (в 6,8 раза), производство бумаги и бумажных изделий (в 2,6 раза), строительство (в 1,7 раза), торговая деятельность (в 1,4 раза). Ровно в два раза за пять лет увеличилась сумма всех налоговых и неналоговых поступлений в бюджет республики. Если в 2017 году по показателю роста налоговых и неналоговых доходов среди субъектов РФ Карелия занимала
Параллельно с ростом собственных доходов региона возросли объемы привлекаемых федеральных средств. Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2022 году запланирован в размере 29,3 миллиарда рублей. Этот показатель выше уровня 2017 года в 2,2 раза. Увеличение произошло за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов: с 2,4 до 16,9 миллиарда рублей.
Их количество увеличилось с 34 направлений субсидирования в 2017 году до 94 в 2022 году.
Сумма нецелевой финансовой помощи в виде дотаций из федерального бюджета практически сохранилась на уровне 2017 года, но процентное соотношение к объему собственных доходов региона сильно изменилось: если в 2017 году это было 43 процента, то в
Особое внимание мы уделяем повышению качества финансового менеджмента в сфере доходов, в том числе мероприятиям, направленным на снижение задолженности по платежам в региональный бюджет. За пятилетний период было достигнуто снижение задолженности в целом на 27 процентов.
— Такой результат действительно впечатляет. Каким образом республике удается привлекать дополнительные федеральные средства?
— С 2017 года республика активно использует такой инструмент, как целевое резервирование средств на финансовое обеспечение расходных обязательств, софинансируемых в рамках федеральных проектов и программ, а также на разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции), капитального ремонта объектов с привлечением федеральных средств. Объем зарезервированных средств в 2017 году составлял порядка 0,1 миллиарда рублей, в 2022 году эта сумма выросла до 0,7 миллиарда рублей.
За счет резервирования средств и их распределения в течение года республике удается значительно расширить участие в национальных проектах и государственных программах. Конечно, знаковыми для региона являются решения, принятые на федеральном уровне в сфере реализации целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2023 года», а также индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на
В результате благодаря реализованным мерам и федеральной поддержке на 1 рубль средств бюджета республики по федеральным проектам и программам в 2021 году привлечено 9,2 рубля, в то время как в 2017 году этот показатель составлял всего 1,8 рубля.
— Как республика распоряжается возросшими объемами доходов? Какие сферы финансирования наиболее приоритетны для региона?
— Это очень важный вопрос, ведь при управлении финансами нужно не только наращивать доходный потенциал, но и эффективно использовать имеющиеся средства. Прежде всего мы работаем для людей и должны в полной мере реализовывать программы и проекты, которые нацелены на улучшение качества жизни населения. При этом дополнительные доходы позволяют нам формировать бюджет развития для повышения качества государственных услуг и привлекательности территории для бизнеса.
С 2017 года расходы бюджета нашей республики выросли более чем в два раза (рисунок 2). Основная часть средств направлена на здравоохранение, образование, социальную политику, а также культуру и спорт. За пять лет финансирование этих отраслей увеличилось на 21 миллиард рублей.
Также одна из наиболее важных статей расходов бюджета — это социальные выплаты гражданам. Республика своевременно осуществляет все выплаты и адресно подходит к их предоставлению. Так, например, в связи с удорожанием строительных материалов недавно в Карелии введена новая выплата для граждан, которые решили построить себе частный дом.
В последние годы реализуется мера поддержки семей с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не могут быть обеспечены жильем в рамках действующих программ. По решению главы региона при правительстве республики создана специальная комиссия, которая в индивидуальном порядке изучает ситуацию гражданина, нуждающегося в помощи республики. За последние три года по результатам работы комиссии 70 семей получили такую поддержку.
Значительное внимание уделяется инвестиционной деятельности и развитию инфраструктуры: транспортной, инженерной, социальной. Например, расходы дорожного фонда увеличились в три раза, расходы на строительство и реконструкцию объектов — в 2,5 раза. В 2022 году в рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия предусмотрены разработка проектно-сметной документации и строительство 111 объектов, тогда как в 2017 году — 41 объекта.
В целях развития экономики и обеспечения занятости населения значительно увеличен объем поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы понимаем, что в связи с негативным влиянием коронавирусной инфекции и внешних санкций этот сектор экономики нуждается в особом внимании, поэтому по сравнению с уровнем 2017 года объем поддержки увеличился почти в шесть раз. Также уделяем внимание поддержке инвесторов — в последние три года сумма субсидирования превышает 500 миллионов рублей.
Эти вложения в инфраструктуру, поддержку бизнеса в том числе позволяют развивать нашу экономику. Мы видим устойчивый рост поступлений в бюджет от малого и среднего предпринимательства, рост налоговых доходов в целом. Это важный аспект уверенного развития Республики Карелия.
— Удалось ли вам продолжить снижение долговой нагрузки региона после стабилизации долга в 2020 году? Как складывается ситуация сейчас?
— Как я уже говорила, к началу 2020 года долговая нагрузка бюджета снизилась до 68,2 процента. Но 2020 год для всей мировой экономики стал кризисным. Бюджеты всех уровней несли потери. Для поддержки стабильности экономики и социальной сферы республика была вынуждена увеличить объем государственного долга до 23,9 миллиарда рублей. Долговая нагрузка возросла до уровня 88 процентов от годового объема собственных доходов бюджета. Мы вновь вернулись к жесткой политике в отношении расходов, а также активным действиям, направленным на рост поступлений.
Совместно с Минэкономразвития республики мы разработали комплекс мер для поддержки бизнеса, которые помогали нам минимизировать бюджетные потери и сохранить уровень поступлений доходов. Оперативное решение республики о снижении долговой нагрузки бизнеса, наиболее пострадавшего от противоковидных мер, позволило даже в жестких условиях пандемии избежать массового прекращения деятельности предпринимателей и сокращения налоговых поступлений. В результате республика практически полностью сохранила объемы поступления налоговых и неналоговых доходов на уровне 2019 года (98 процентов от уровня 2019 года).
Сегодня я могу сказать, что у нас получилось удержать и стабилизировать долговую нагрузку. В 2021 году мы направили все свои ресурсы на ее снижение и в итоге вступили в этот год с долгом в размере 19,8 миллиарда рублей, или всего 49,6 процента от собственных доходов. Исходя из общепринятой практики, этот уровень долговой нагрузки считается безопасным в управлении. Изменился не только размер, но и структура госдолга (рисунок 3). В прошлом году республике был предоставлен федеральный бюджетный кредит на погашение рыночного долга в сумме 7,7 миллиарда рублей. В результате более 90 процентов республиканского долга теперь обслуживается под минимальную процентную ставку 0,1 процента. Благодаря предоставленному кредиту мы стали существенно экономить на обслуживании долга и перераспределили высвободившиеся средства на первоочередные расходы бюджета.
Я убеждена, что снижение долга до нулевых значений не должно быть самоцелью. В мировой практике долг — это нормальное экономическое явление. Важно, балансируя между долговыми и социальными обязательствами бюджета, изыскивать средства для развития экономики республики, для инвестиций. В частности, приоритетным направлением региональной налоговой политики остаются поддержка инвестиционной деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также стимулирование развития территорий Арктической зоны РФ. Для этого в республике ежегодно вводятся в действие новые налоговые механизмы, в том числе установленные федеральным налоговым законодательством.
— Кроме реализации бюджетной и налоговой политики региона, Минфин Карелии также осуществляет внутренний государственный финансовый контроль и контроль в сфере закупок. Эта сфера деятельности очень важна для каждого региона. Как реализуется госконтроль в Карелии?
— Сфера государственного контроля действительно очень важна. Я уделяю контролю особое внимание. Не только потому, что много лет проработала в этой сфере, но и потому, что качественный и своевременный контроль способствует сохранению средств бюджета и поддержанию его сбалансированности. Наша основная задача в этой области — выявление и предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок. Мы стараемся работать на опережение — выявлять недостатки до того момента, когда они становятся проблемой бюджета. Очень важно здесь организовать работу на абсолютно всех уровнях. Мы тесно сотрудничаем с главными распорядителями средств бюджета и с органами администраций муниципальных образований, осуществляющими внутренний муниципальный финансовый контроль. Ежегодно для них проводятся обучающие семинары, на постоянной основе организованы консультации для специалистов.
По итогам всероссийского конкурса, проводимого журналом «Финконтроль» совместно с Союзом развития государственных финансов, Минфин Карелии в 2018 году занял третье место в номинации «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», в 2019 году — второе место.
— Как организовано взаимодействие министерства с органами местного самоуправления?
— За последние пять лет в работу с органами местного самоуправления внедрен новый механизм взаимодействия, разработанный при участии депутатов Законодательного собрания Республики Карелия. В течение финансового года мы совместно рассматриваем итоги исполнения местных бюджетов и использования органами местного самоуправления межбюджетных трансфертов, в период формирования проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период совместно обсуждаем приоритеты и задачи.
Специалисты министерства и я лично выезжаем в районы для проведения семинаров-совещаний. Активно используем и онлайн-консультирование.
В бюджете Карелии на текущий год объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям составляет практически 20 миллиардов рублей, или 25 процентов от всех расходов. За последние пять лет объем финансовой помощи из бюджета Республики Карелия в местные бюджеты вырос в 2,2 раза (рисунок 4).
Благодаря реализации мероприятий по федеральным проектам и программам нам удалось существенно нарастить помощь местным бюджетам за счет собственных доходов. В 2022 году это 14,5 миллиарда рублей, или 74 процента от общего объема трансфертов.
Особое внимание правительство республики уделяет софинансированию мероприятий по решению вопросов местного значения. Объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов к 2022 году возрос по сравнению с 2017 годом в 5,6 раза и составил 9,7 миллиарда рублей. Если в 2017 году софинансирование осуществлялось по 26 направлениям, то в 2022 году направлений — около 100.
Также мы изначально поставили себе задачу по наращиванию нецелевой финансовой помощи муниципальным образованиям, снижению муниципальной долговой нагрузки вследствие возникающей несбалансированности бюджетов. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с 2017 годом увеличилась в два раза и составляет 1 миллиард рублей. В методику распределения средств дотации были внесены изменения, направленные на совершенствование оценки налогового потенциала, показателей индекса бюджетных расходов, позволяющих более полно учесть особенности, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и исполнение местных бюджетов.
Важным направлением стало введение стимулирующих трансфертов. Ежегодно в бюджете республики предусматриваются трансферты поощрительного характера за обеспечение прироста поступлений отдельных налоговых доходов, достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления, на стимулирование объединения муниципальных образований в Республике Карелия, за наилучшие показатели по реализации мероприятий программ оздоровления муниципальных финансов.
— Результаты работы министерства впечатляют. Для достижения таких высоких показателей необходима слаженная работа специалистов очень высокого уровня. Как вы подбираете кадры?
— У нас разработана и отлажена своя методика подбора специалистов. Дело в том, что региональный Минфин тесно сотрудничает с высшими образовательными учреждениями республики. Ежегодно мы участвуем в ярмарках профессий, общаемся со студентами лично и приглашаем лучших из них пройти практику в министерстве. После практики молодые специалисты получают возможность трудоустроиться в Минфине. Для их дальнейшего обучения и профессионального роста мы используем метод наставничества. Самые опытные сотрудники министерства берут над ними шефство и помогают разбираться с конкретными вопросами, возникающими в процессе работы, ведь мы прекрасно понимаем, что теоретическое образование и практика на местах — это не одно и то же.
Нужно сказать, что наш метод подбора специалистов работает. Многие сотрудники, пришедшие в министерство после студенческой скамьи, достаточно быстро становятся высококлассными профессионалами, строят свою карьеру.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Редакция журнала «Бюджет» поздравляет министра финансов Республики Карелия Елену Александровну Антошину с юбилеем!
Уважаемая Елена Александровна!
Счастлив тот человек, который находится на своем месте. Он имеет возможность реализовать свой потенциал и принести значимую пользу
своим согражданам. По отношению к Вам это утверждение абсолютно оправданно!«Бюджет» желает Вам здоровья, удачи, любви и новых свершений!
Время сейчас очень динамичное. На сегодняшний день средний возраст руководящего состава Минфина — 44 года. Профессиональные достижения наших специалистов не единожды были отмечены на федеральном уровне. Так, например, мой заместитель Александр Климочкин стал суперфиналистом конкурса «Лидеры России», а ведущему специалисту отдела межбюджетных отношений Никите Микову в конкурсе «Финансовый старт» 2022 года было присвоено звание «Лучшего молодого финансиста».
— Елена Александровна, какие задачи стоят перед регионом сегодня?
— В апреле состоялось заседание коллегии Министерства финансов Республики Карелия, на котором мы подвели итоги работы за истекший период и определили ключевые приоритеты на ближайшие три года. Первостепенны для нас реализация приоритетов социально-экономического развития, определенных указами президента и распоряжениями Правительства РФ; реализация плана первоочередных действий по обеспечению развития экономики Карелии в условиях внешнего санкционного давления; работа по актуализированным направлениям программы оздоровления региональных и муниципальных финансов; внедрение в практику новых инструментов, предоставленных регионам в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню».
На прямом контроле министерства находятся вопросы своевременного выполнения принятых обязательств, недопущения роста просроченной кредиторской задолженности, выполнения показателей и обязательств, которые приняты сегодня республикой в рамках соглашений с Минфином России. Конечно, для нас важна оценка нашей работы, и мы надеемся на хорошие результаты, которые будут достигнуты в этом году Карелией по итогам федеральной оценки качества управления региональными финансами. Современный бюджет — это инструмент, который обеспечивает стабильность сегодня и новые возможности завтра. Здесь важны не отчеты и цифры, а реальное развитие экономики региона.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА