№ 6 июнь 2022 — 10 июня 2022

Правовое сопровождение деятельности Управления Федерального казначейства

Версия для печати 659 Материалы по теме
Правовое сопровождение  деятельности Управления Федерального казначейства

Федеральное казначейство — важное звено государственной системы России. Деятельность ведомства постоянно трансформируется в рамках современной парадигмы проектного государственного управления, национальных целей и стратегических задач, отвечающих вызовам времени. Поэтому процесс правового сопровождения деятельности территориального органа Федерального казначейства сложен и имеет множество разноплановых деталей.

Екатерина Юрьевна Лежнина, начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл

По мере развития казначейской системы расширяется и круг задач, стоящих перед юридической службой ведомства. Весь комплекс правового сопровождения Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл условно можно объединить в три блока:

1) правовое сопровождение функциональной деятельности;

2) правовое сопровождение контрольных мероприятий и производств по делам об административных правонарушениях;

3) судебная работа.

Правовое сопровождение функциональной деятельности

Правовое сопровождение функциональной деятельности, пожалуй, самое многообразное по своим задачам и объему анализируемой информации направление правового сопровождения. Например, только за 2021 год на правовую экспертизу в юридический отдел поступило 5803 документа (рисунок 1).

Для грамотного анализа спорных ситуаций, принятия участия в выработке стратегически важных решений, а также для оценки наступления возможных правовых рисков специалисту юридического отдела необходимо обладать знаниями о функциональных обязанностях и законодательстве, регулирующем направление того или иного профильного отдела. Проекты приказов в рамках установленных полномочий готовят все отделы УФК по Республике Марий Эл. Правовая экспертиза проекта приказа заключается в проверке не только соблюдения юридической техники, но и его соответствия действующим нормам права.

Безусловно, выполнение этой задачи требует изучения большого объема нормативно-правовой базы. Это законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы казначейского сопровождения, контрольно-надзорной деятельности, предоставления бюджетных кредитов, осуществления внутреннего контроля и аудита, контроля в сфере закупок, вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы, и многие другие.

Особое внимание сотрудники юридического отдела уделяют правовой экспертизе проектов писем, направляемых в органы государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ, местного самоуправления, а также ответам на обращения граждан в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

К данному направлению работы мы относим еще один значительный блок — правовое обеспечение исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных (автономных) учреждений. Кроме того, с 1 января 2021 года Федеральное казначейство наделено полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

За прошлый год общее количество документов, поступивших на правовую экспертизу в юридический отдел УФК по Республике Марий Эл по данному направлению, составило 4463 документа, что на 39,3% меньше, чем в 2020 году. Таким образом, мы отмечаем, что в течение последних двух лет наблюдается устойчивая тенденция снижения количества поступающих в управление исполнительных документов и решений налоговых органов.

Ключевая задача юридической деятельности состоит в своевременном анализе и применении новаций законодательства. Одна из новаций в сфере регулирования исполнительного производства — это Федеральный закон от 16 апреля 2022 года № 102‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Принятые изменения регулируют вопросы субсидиарной ответственности по исполнению исполнительных документов между казенными учреждениями и их главными распорядителями. Таким образом, изменения направлены на повышение уровня исполняемости судебных решений в целях защиты интересов взыскателей.

Правовое сопровождение контрольных мероприятий

Следующий важный блок деятельности юридической службы — это правовое сопровождение контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и производств по делам об административных правонарушениях. Основные цели реализации указанного полномочия — повышение качества документов, снижение рисков отмены результатов контрольных мероприятий при обжаловании в судебном (досудебном) порядке и недопущение случаев принятия решений, нарушающих права и законные интересы объектов контроля и лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.

В рамках данной работы юридический отдел УФК по Республике Марий Эл осуществляет правовую экспертизу проектов приказов о назначении и проведении, продлении, приостановлении (возобновлении) контрольных мероприятий, проектов представлений, предписаний, предупреждений, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Проверяется соответствие документа требованиям законодательству и нормативным правовым актам, корректность ссылок на них, точность квалификации выявленных правонарушений.

В 2021 году юридический отдел УФК по Республике Марий Эл провел правовую экспертизу 35 представлений и двух предписаний, вынесенных по итогам контрольных мероприятий в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Правовое сопровождение производств по делам об административных правонарушениях, досудебных споров, рассмотрение жалоб и подготовка проектов процессуальных и иных документов при рассмотрении дел об административных правонарушениях занимает довольно большой объем работы юридического отдела. В сравнении с 2020 годом в 2021 году произошел рост количества подготовленных юридическим отделом УФК по Республике Марий Эл процессуальных документов по делам об административных правонарушениях. Если в 2020 году было 79 процессуальных документов, то в 2021 году — 155, в том числе три протокола, 98 определений, 54 постановления.

Следует отметить, что анализ административных производств за 2021 год показал: наиболее часто встречающийся состав в административной практике УФК по Республике Марий Эл — это административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.29.3 КоАП РФ, — нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при их планировании.

Правовое сопровождение контрольных мероприятий — это еще и помощь членам проверочных (ревизионных), инспекторских групп в форме консультаций.

Судебная работа

И третий, пожалуй, один из ключевых блоков правовой работы юридического отдела территориального органа Федерального казначейства — это судебная работа.

Для любого практикующего юриста умение обобщать и анализировать судебную практику, готовить процессуальные документы, разрабатывать тактику и стратегию поведения в ходе судебного разбирательства, профессионально вести судебную полемику — важнейшие навыки, которые формируются именно в процессе судебной работы.

В цифровом формате

За последние годы Федеральное казначейство проделало большую работу по автоматизации процессов ведения учета и хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства». В Стратегической карте Федерального казначейства на 2021–2024 годы одним из планируемых результатов в рамках развития цифрового казначейства обозначено размещение информации о стадиях исполнения исполнительных документов на едином портале государственных услуг, в личном кабинете взыскателя. В настоящее время вся актуальная информация о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов в УФК по Республике Марий Эл размещается на официальном сайте управления в разделе «Прием обращений», подразделе «Взыскание на средства федерального бюджета», рубрике «Узнать о ходе исполнения документа».

В судебных органах РФ сотрудники юридического отдела территориального органа Федерального казначейства представляют интересы Министерства финансов РФ и Правительства Российской Федерации в случае, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации, интересы Федерального казначейства и интересы управления.

Основные гражданские дела, по которым управление представляет интересы Минфина России, — это дела по искам о возмещении за счет казны Российской Федерации морального и имущественного вреда, причиненного гражданам в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, и в качестве третьего лица по искам о причинении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. По данной категории дел основная задача состоит в установлении разумной суммы возмещаемого вреда при условии законности его возмещения.

В 2021 году заявленная сумма требований к Минфину России по вышеуказанной категории дел в УФК по Республике Марий Эл составила 27,9 миллиона рублей, сумма удовлетворенных требований о взыскании с Минфина России за счет казны Российской Федерации составила 3,8 миллиона рублей. В то же время количество исков, предъявленных к Минфину России, снизилось в сравнении с 2020 годом, однако возросло количество дел, по которым вынесено решение о взыскании с других органов за счет казны Российской Федерации. Это обусловлено в том числе тем, что по искам о возмещении вреда, причиненного гражданам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, в качестве ответчика выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

В цифровом формате

Автоматизация рабочих процессов контрольной деятельности является одним из приоритетных направлений стратегического развития Федерального казначейства. Применительно к производствам об административных правонарушениях в Стратегической карте поставлена задача развития механизмов информационных систем Казначейства России, позволяющих выявлять признаки административных правонарушений и оптимизировать оформление процессуальных документов, а также направлять их участникам производства посредством взаимодействия различных информационных систем.

В рамках защиты интересов Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл категории дел и правоприменительная практика весьма разнообразны.

Довольно большой объем всей судебной работы УФК по Республике Марий Эл приходится на правовые споры, вытекающие из реализации управлением функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В 2021 году все судебные споры по данному направлению, а именно обжалование представлений, вынесенных управлением в адрес объекта контроля, завершились с положительным результатом. Четыре представления, обжалуемые в судебном порядке, признаны законными. Что касается споров по обжалованию постановлений об административных правонарушениях, в 2021 году из 28 постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности отменены в судебном порядке шесть (рисунок 2).

Безусловно, это результат конструктивного и эффективного взаимодействия юридического отдела и контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере. Такое взаимодействие, вне всякого сомнения, имеет стратегически важное значение для выработки единой юридически взвешенной позиции в целях снижения риска отмены результатов контрольных мероприятий.

Но, кроме этого, среди исковых требований, предъявленных к УФК по Республике Марий Эл в течение 2021 года, были и такие, как:

  • об отмене протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих управления и урегулированию конфликта интересов;
  • об оспаривании приказов о наложении дисциплинарных взысканий, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула;
  • о взыскании долга по оплате тепловой энергии;
  • о признании незаконным решения управления об отказе в продлении сроков исполнения представления.

От общего количества судебных споров, в которых управление выступало в качестве ответчика, 87,5% дел были нами выиграны. При этом количество предъявленных исков в 2021 году по сравнению с 2020 годом возросло с 11 до 30.

Поделиться