О том, как чувствует себя в условиях санкций местный бюджет, на чем предполагается экономить и какие дополнительные доходные источники изыскивать, рассказал заместитель главы Администрации города Бузулука — начальник финансового управления Александр Викторович Огородников.
— Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, как идет исполнение бюджета текущего года?
— Бюджет города Бузулука за четыре месяца текущего года по доходам исполнен на 27,4 процента. Налоговые и неналоговые доходы исполнены на 36,9 процента — плюс 13,4 миллиона рублей, или 4,3 процента, к аналогичному периоду прошлого года. Исполнение по безвозмездным поступлениям составило 22 процента — плюс 57,4 миллиона рублей, или 20,3 процента. По расходам исполнение текущего года составило 24,5 процента. К аналогичному периоду прошлого года расходы увеличились на 55,6 миллиона рублей, или на 10,3 процента.
Реализация нацпроектов
С 2017 года город Бузулук участвует в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Уже благоустроено шесть дворовых территорий, общественные территории — парк имени Пушкина и аллея Дружбы.
Бузулук первым в Оренбургской области стал победителем Всероссийского конкурса «Создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях». Как победитель муниципалитет получил из федерального бюджета 44,5 миллиона рублей, из областного бюджета — 72 миллиона рублей. За счет полученных средств полностью реконструирована центральная улица города — улица Ленина.
В рамках национального проекта «Демография» построен детский сад на 300 мест и ясли на 60 мест. Реконструировано футбольное поле, установлена площадка для сдачи нормативов ГТО. Участие в национальном проекте «Культура» позволило Центральной городской библиотеке имени Л. Н. Толстого обрести совершенно новый облик. Музыкальные школы получили новые музыкальные инструменты. В рамках национального проекта «Образование» проведен капитальный ремонт школы. По проекту «Экология» приобретено и установлено 228 контейнеров для раздельного накопления ТКО.
Реализация национальных проектов — это дополнительная возможность привлечения средств из вышестоящих бюджетов. На условиях софинансирования в городскую казну из федерального бюджета поступило более 405 миллионов рублей, из областного бюджета — более 368 миллионов рублей. Главным условием участия в реализации национальных проектов является своевременная подготовка необходимого пакета документов и обеспечение определенного уровня софинансирования за счет средств городского бюджета. Со всем этим Бузулук успешно справляется на протяжении нескольких лет.
— А каковы дальнейшие прогнозы? Будут ли, по вашим расчетам, выпадающие доходы? Какие дополнительные доходные источники вы сейчас можете привлечь?
Предварительно сумма выпадающих доходов оценивается в
35–40 миллионов рублей
— В настоящее время мы работаем по первоначально утвержденному бюджету, коррективы в решение о бюджете на 2022 год не вносились. Но, как показывает текущая экономическая ситуация, городу не удастся избежать выпадающих доходов, более всего вероятно снижение поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Предварительно сумма выпадающих доходов оценивается в
Дополнительными источниками доходов для бюджета города Бузулука сейчас являются поступления по договорам аренды на землю, на размещение нестационарных торговых объектов и обустройству мест для сезонной торговли, договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по результатам проведенных аукционов. Предварительная оценка — в бюджет города поступят дополнительные доходы в сумме 2,4 миллиона рублей.
Также Управление градообразования и капитального строительства Бузулука на постоянной основе проводит работу по выявлению земельных участков, которые заняты объектами недвижимого имущества, используемыми без надлежащего оформления документов на право пользования земельными участками. В 2021 году было направлено 57 уведомлений собственникам объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, семь из них обратились за оформлением документов. Итогом проведенной работы стала предъявленная сумма неосновательного обогащения — 1,2 миллиона рублей. Этот объем средств взыскан в бюджет города. Долг погашен собственниками недвижимого имущества как добровольно, так и по выставленным уведомлениям. Хочется надеяться на то, что доходная часть бюджета будет исполнена в полном объеме и мы осуществим все задуманные проекты.
— В 2020 году бюджеты всех уровней уже несли определенные потери, связанные с ковидными ограничениями. Какие уроки вы вынесли из этого периода и как сможете их использовать в настоящее время?
— В ковидный период в городе малый и средний бизнес сохранен благодаря поддержке Правительства Оренбургской области. Трудности нас объединяют.
В регионе было принято решение о снижении налоговых ставок и базовой доходности для предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения. Сейчас рассматривается возможность оказания аналогичной поддержки. Эта коснется организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере информационных технологий, производства компьютеров, электронных и оптических изделий, выпускающих одежду и обувь, а также лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях. До 2025 года планируем продлить действие нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и патентной систем налогообложения.
— В сложных условиях приходится экономить. Как строится работа по оптимизации расходов?
— Для обеспечения своевременного исполнения принятых бюджетных обязательств в рамках полномочий муниципалитета принято постановление администрации города, в котором определены первоочередные расходы. Это оплата труда, коммунальные расходы, питание детей в дошкольных учреждениях, школьников в образовательных школах, а также другие расходы, связанные с обеспечением деятельности муниципальных учреждений.
Установлен запрет на увеличение штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Установлен запрет на увеличение штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Сложившаяся по результатам торгов при закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд экономия подлежит консолидации в составе местного бюджета.
— Какая работа проводится по снижению недоимки?
— В работе по снижению недоимки мы, к сожалению, не изобрели ничего нового. Основные направления деятельности — это заседания соответствующих комиссий и претензионно-исковая работа главных администраторов доходов.
Управление экономического развития и торговли Администрации города Бузулука в рамках функционирования комиссии по рассмотрению вопросов труда, финансово-экономического состояния юридических лиц независимо от форм собственности и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города, ежеквартально проводит заседания, на которые приглашают должников. В 2022 году направлены письма-приглашения 72 организациям и 62 индивидуальным предпринимателям, имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, а также выплачивающим заработную плату ниже МРОТ. По результатам проведенных заседаний сумма погашенной задолженности составила 33,2 миллиона рублей, в том числе в бюджет города — 5 миллионов рублей.
Управление градообразования и капитального строительства города Бузулука также ежеквартально организует заседания комиссии по контролю за поступлением арендной платы за земельные участки. Сумма задолженности, в 2021 году погашенная арендаторами по результатам заседаний комиссии, составила 1,4 миллиона рублей.
Финансовое управлением города работает с недоимщиками по имущественным налогам. На основании данных налогового органа мы направляем информационные письма в государственные, муниципальные бюджетные и унитарные предприятия, чьи работники являются должниками по налогам. Также финансовое управление готовит и направляет письма-напоминания физическим лицам, имеющим задолженность по имущественным налогам, о необходимости исполнения обязанности по уплате.
Главные администраторы доходов бюджета города Бузулука постоянно ведут претензионно-исковую работу по взысканию задолженности по неналоговым доходам. Так, в 2021 году Управление градообразования и капитального строительства предъявило 76 претензий на сумму 5,9 миллиона рублей, погашено 4 миллиона рублей. Направлено четыре исковых заявления в суд на сумму 1,9 миллиона рублей, по которым взыскано в бюджет 0,1 миллиона рублей. В результате задолженность прошлых лет по арендной плате за земельные участки по состоянию на 1 января 2022 года сократилась на 67,6 процента.
Управление имущественных отношений ведет работу по взысканию арендной платы за жилые и нежилые помещения муниципальной собственности. В 2021 году в суд направлено 59 исков на 1 миллион рублей, взыскано 0,3 миллиона рублей. Сейчас в службе судебных приставов находится 121 дело на общую сумму задолженности 1,8 миллиона рублей. Кроме того, направлено 410 претензий на общую сумму 4,7 миллиона рублей, погашенная сумма задолженности — 0,1 миллиона рублей.
— С 29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 518‑ФЗ, устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Какие мероприятия вы проводите в рамках реализации этого закона?
— Реализацию этого закона мы начали с размещения извещения о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в средствах массовой информации, на правовом интернет-портале Бузулука и на официальном сайте администрации города. Для проведения осмотра зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства была создана комиссия.
В настоящее время с Росреестром отрабатываем исключение сведений по дублям и ликвидированным объектам. Направляем письма физическим и юридическим лицам о необходимости надлежащего оформления прав на используемые объекты недвижимости.
В результате проводимой работы выявлены объекты, в отношении которых в настоящее время проходят судебные разбирательства либо на протяжении последних
Также имеются объекты недвижимости, в документах на приватизацию которых были допущены ошибки в характеристиках в отношении этажа квартиры, площади, местоположения и т. д. Теперь граждане должны в судебном порядке исправить допущенные в документах ошибки, и только после этого информация по правообладателям будет внесена в сведения ЕГРН. Это существенно увеличивает сроки исполнения данного федерального закона.
А вот в перечне земельных участков с ранее возникшими правами основную долю занимают земельные участки, находящиеся на территории садоводческих обществ. Совместно с председателями садоводческих обществ мы выявили значительное количество земельных участков, у собственников которых известны только фамилии, имена и отчества, прописанные в ранее выданных свидетельствах на право собственности на землю. При этом в документах нет указания на год рождения собственника, ввиду чего отсутствуют необходимые данные для направления межведомственного запроса на паспортное досье и установления места жительства. В списках членов садоводческого общества эти граждане не значатся. И это наша самая большая головная боль.
— В городе реализуются такие проекты, как «Народный бюджет» и «Школьный бюджет». Что было сделано в рамках этих форматов?
— Проект «Народный бюджет» реализуется у нас с 2016 года. За пять лет установлено десять детских игровых площадок, четыре спортивные площадки, заасфальтировано три дороги в разных частях города. Число желающих принять участие в проекте увеличивается с каждым годом. Всего за период реализации проекта было подано более 190 заявок, по отбору проектов проголосовало более 26 тысяч жителей нашего города.
Третий год у нас работает проект «Школьный бюджет», основной целью которого является выявление и поддержка инициатив старшеклассников по воплощению в жизнь общественно значимых проектов. Абсолютно все школы принимают активное участие в проекте. Каждая школа получает по 100 тысяч рублей. Сумма на первый взгляд небольшая, но обеспечивает ребятам стартовый капитал для реализации их смелых и интересных идей.
В конце своего интервью хочу выразить благодарность министру финансов Оренбургской области Татьяне Геннадьевне Мошковой и сотрудникам Министерства финансов за проведение выездных круглых столов, семинаров-совещаний, на которых специалисты муниципальных финансовых органов получают методологическую и консультационную помощь. В ходе таких живых мероприятий участники имеют возможность задать сотрудникам Министерства финансов области вопросы, обменяться мнениями и поделиться опытом с коллегами.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА