Какие цели предусматривает цифровизация налоговой системы? Конечно, это совершенствование администрирования, комфортное взаимодействие налоговой службы и налогоплательщика. Но цифровизация может иметь и негативные последствия.
Один из таких примеров приведен в статье.
Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, д. э. н., магистр юриспруденции
Цифровизация налоговой системы
Теория
В рамках государственной политики активно ведется цифровизация деятельности налоговых органов. Декларируется, что важнейшими задачами ФНС России являются обеспечение комфортных условий уплаты налогов, ускорение сроков рассмотрения писем и обращений налогоплательщиков, «обеление» экономики. Утверждается, что развитие цифровых технологий, применяемых ФНС России, — одно из актуальных направлений развития государства, поскольку цифровизация любого процесса является гарантом его существенного улучшения в будущем.
В ходе цифровизации ФНС России уже реализован автоматический инфообмен, облачная регистрация, электронные сервисы, онлайн-ККТ, внедрена АИС «Налог-3», обеспечена централизация функций налогового администрирования.
В планах — отмена подачи налоговых деклараций, автоматический расчет налоговых обязательств, налоговые платежи в автоматическом режиме, что, по мнению реформаторов, обеспечит массу удобств гражданам и юридическим лицам. Ведь зачем заниматься расчетом налогов, подлежащих уплате, если налоговый орган сам их посчитает и спишет с твоего счета?
Последствия цифровизации
Практика
Декларируемые комфортные условия уплаты налогов в автоматическом режиме могут обернуться необоснованными списаниями денежных средств вследствие технических ошибок. Но проблема даже не в этом, ведь, как известно, не ошибается тот, кто не работает. Главное в том, что налоговые органы не всегда готовы устранять допущенные ошибки.
Особенно ярко это проявилось в ходе предоставления льготных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от пандемийных ограничений. Кредиты предоставляли банки на основании сведений налоговых органов. Эти сведения обновляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
По словам руководства ФНС России, создана цифровая платформа, сформированная на базе технологии распределенного реестра (блокчейн) ФНС России, в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. Платформа является одной из подсистем АИС «Налог-3». Функционирование АИС регламентирует Положение об автоматизированной информационной системе, утвержденное приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-12/134@.
АИС «Налог-3» в том числе должна обеспечивать контроль над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего по нему всю информацию (досье налогоплательщика). В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Положения № ММВ-7-12/134@ основными принципами построения АИС «Налог-3» является в том числе актуальность и достоверность информации.
Однако на практике в АИС «Налог-3» содержатся недостоверные данные, на основании которых уже принимаются решения, в том числе в отношении предоставления государственной помощи предприятиям малого бизнеса. Вследствие недостоверных сведений в АИС «Налог-3» субъекты МСП лишаются государственной помощи.
При этом территориальные органы ФНС России заявляют о том, что при выявлении недостоверных сведений в АИС «Налог-3» их нельзя заменить на достоверные, так как все данные вносятся исключительно автоматически. Заместители руководителя ФНС России одновременно утверждают, что «при выявлении случаев недостоверной информации налогоплательщику необходимо обратиться в территориальный орган ФНС России или воспользоваться представленными сервисами на официальном сайте ФНС России (nalog.gov.ru) для последующей отправки территориальным органом ФНС России запроса в иные государственные органы, кредитные учреждения, специализированные учреждения в порядке информационного обмена, для актуализации информации в АИС „Налог-3“». Но при этом «работа в рамках указанной подсистемы сотрудниками территориальных органов ФНС России, в том числе в части информационного обмена, не предусматривается».
Иными словами, в случае попадания в АИС «Налог-3» ошибочных сведений исправить их просто невозможно. Удивительно, но исправить ошибки налоговых органов стало невозможно даже в судебном порядке.
Ярким примером описанной ситуации является вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28 декабря 2021 года по делу № А43-38298/2021, которым отказано в удовлетворении заявления субъекта малого бизнеса о признании незаконными действий территориального органа ФНС по отказу во внесении в информационные сервисы цифровой платформы достоверных сведений о численности сотрудников общества.
Судом установлено, что в АИС «Налог-3» содержатся недостоверные сведения о численности сотрудников, однако отказано в просьбе обязать налоговые органы внести достоверные сведения в связи с тем, что сведения попадают в указанную систему автоматически: «...информация на платформе размещается автоматически путем ее внесения соответствующими органами, в которые организации предоставляют отчетность, в рассматриваемом случае Пенсионным фондом. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Управлением каких-либо действий по внесению сведений в информационную систему ФНС. Полномочиями по разработке и ведению такой информационной системы Управление не обладает. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют».
Если внимательно изучить ситуацию, описанную в решении суда, то становится понятно, что проблема связана с некорректным отождествлением числа передаваемых организациями сведений о лицах, работавших в организации в течение месяца, в ПФР (в форме СЗВ-М) с численностью сотрудников организации. В большинстве случаев число переданных сведений о сотрудниках совпадает с их численностью, однако если в течение месяца происходит увольнение или прием на вакантную должность, то число сведений превышает численность сотрудников организации. Для некоторых представителей малого бизнеса такое превышение стало фатальным, и банки отказали им в льготных кредитах.
Таким образом, фактическое отсутствие методологии работы цифровой платформы ФНС, некорректное использование показателей, содержащихся в отчетности, привели к появлению заведомо недостоверных сведений о численности сотрудников в организациях, в которых имело место движение кадрового состава. Это повлекло за собой негативные последствия для субъектов малого и среднего бизнеса.
Данное решение суда, поддержавшего налоговый орган в отказе во внесении достоверных сведений в информационную систему, представляет собой яркий пример негативных последствий цифровизации, когда передаются функции, выполняемые человеком, не всегда корректным программам. Поэтому есть риск, что, если оказывается невозможным внесение измененных показателей численности в АИС «Налог-3» (обеспечение достоверности сведений о численности организации), то в дальнейшем неизбежно будут иметь место ошибки при автоматическом расчете налоговых обязательств, списывании налоговых платежей с субъектов предпринимательства и с граждан в автоматическом режиме.
Что делать?
Предотвратить усугубление негативных последствий цифровизации налоговых органов, по мнению автора, необходимо законодательно. Рассчитывать на то, что ситуация будет урегулирована подзаконными актами, не следует. Общество уже убедилось в необходимости строгой законодательной регламентации различных вопросов. Ярким примером является регулирование договорных отношений с потребителями законодательством о защите прав потребителей.
Распространение интернет-магазинов, перевод значительной части операций по приобретению товаров потребителями в интернет, появление агрегаторов привели к увеличению числа фактов нарушения прав потребителей. Маркетплейсы стали устанавливать собственные правила продажи товаров, ущемляющие права потребителей. В частности, установлено право агрегатора произвольно отменять заказ потребителя, отказываться от исполнения договора купли-продажи, что не допускает Гражданский кодекс и является нарушением прав потребителей. Представители таких интернет-магазинов заявляют, что потребитель согласился на такие условия, тогда как они являются ничтожными в силу статьи 16 закона о защите прав потребителей.
В связи с этим был принят Федеральный закон от 1 мая 2022 года №
Аналогичным образом необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и установить запрет налоговым органам принимать решения исключительно на основе автоматизированной обработки данных той или иной программой (включая АИС «Налог-3» и различные подсистемы). Также необходимо внести императивную обязанность территориальных налоговых органов обеспечивать достоверность сведений, содержащихся на цифровой платформе или ином программном обеспечении налогового органа, по мотивированному обращению налогоплательщика (с приложением подтверждающих документов) вносить изменения в информацию, содержащуюся на цифровой платформе, а также отменять решения, принятые на основании недостоверных данных. Кроме того, постановлением Правительства РФ необходимо принять порядок оспаривания налогоплательщиком различных решений, принятых на основании автоматизированной обработки данных в цифровых ресурсах налоговых органов.
Предлагаемое правовое регулирование позволит предотвратить негативные последствия цифровизации налоговых органов и будет способствовать достижению поставленных целей цифровизации.