Версия для печати 926 Материалы по теме
Кого и как можно проверять в свете постановления № 665?

В конце мая этого года Союз развития государственных финансов провел семинар-совещание на тему «Вопросы управления государственными финансами в 2022 году». Доклад начальника отдела методологии внутреннего государственного финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации Е. А. Леонтьевой был посвящен текущему состоянию и ближайшим перспективам развития ВГ(М)ФК. В частности, она остановилась на вопросах деятельности органов ВГ(М)ФК в условиях моратория на проверки.

Особенности осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении ГРБС (РБС), ПБС регулируются постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2022 года № 665 (далее — постановление). После выхода этого документа в Минфин России поступило большое количество обращений от региональных и муниципальных органов ВГ(М)ФК с вопросами о том, кого они могут проверять, а кого нет.

Как отметила представитель Минфина России, в постановлении четко написано, что мораторий объявлен на проверки, проводимые Федеральным казначейством и его территориальными органами в рамках осуществления ими государственного финансового контроля в отношении главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными муниципальными заказчиками. Мораторий действует до 1 января 2023 года. Что при этом делать региональным и муниципальным органам ВГ(М)ФК? На этот вопрос отвечает пункт 5 постановления, который рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами ВГ(М)ФК в отношении главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными муниципальными заказчиками, с учетом настоящего постановления.

«С учетом настоящего постановления — это ключевые слова. То есть региональные или местные акты необязательно должны строго соответствовать постановлению. Так, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации при подготовке акта, устанавливающего особенности осуществления ВГ(М)ФК в 2022 году, вправе расширить действие моратория (например, в части перечня объектов контроля и (или) методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля)», — подчеркнула Леонтьева.

Можно ли проверять бюджетные учреждения?

Еще поступают вопросы по поводу того, распространяется ли установленный постановлением мораторий на проверки бюджетных учреждений. Ответы опять же нужно искать в действующем законодательстве. А именно статья 6 Бюджетного кодекса и статья 3 Федерального закона № 44‑ФЗ дают четкие определения ГРБС, РБС, ПБС, государственных и муниципальных заказчиков. Следовательно, установленные постановлением ограничения не распространяются на реализацию Федеральным казначейством полномочий по осуществлению ВГФК в отношении бюджетных учреждений, в том числе являющихся получателями субсидий на выполнение государственного задания.

Какой документ?

Еще один блок вопросов составляют обращения, поступившие в Минфин России от бюджетных учреждений, которые пишут о том, что, несмотря на вступление в силу постановления, их продолжают проверять. Ответ может быть следующим. Постановление распространяется только на органы Федерального казначейства и проведение ими проверок в отношении указанного в постановлении перечня объектов контроля. Поэтому бюджетные учреждения должны оценивать правомерность проверок региональных и муниципальных органов ВГ(М)ФК, принимая во внимание акт субъекта РФ или муниципального образования, устанавливающий особенности осуществления ВГ(М)ФК в 2022 году, а никак не постановление. «Если в субъекте высшее должностное лицо приняло решение (а такие субъекты есть) не устанавливать мораторий, в соответствии с рекомендациями, предусмотренными пунктом 5 постановления, значит, деятельность органа ВГФК субъекта РФ осуществляется без каких-либо ограничений», — сказала Леонтьева.

Менять ли план?

Что делать органу ВГ(М)ФК с утвержденными еще в 2021 году планами контрольной деятельности? Постановление четких указаний по этому поводу не дает. Следовательно, нужно исходить из норм действующего законодательства. Планирование контрольной деятельности осуществляется в соответствии с утвержденным федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований» с применением риск-ориентированного подхода.

По мнению Минфина России, изменения в план контрольной деятельности органам Федерального казначейства нужно вносить с учетом постановления, а органам ВГ(М)ФК муниципалитетов и субъектов РФ — актов, которые приняты по рекомендации постановления в отношении тех объектов контроля, на которые распространяется мораторий. Например, в рамках предоставления межбюджетного трансферта планировалось проверить главного распорядителя, который выделил деньги, орган власти субъекта РФ, которому средства были предоставлены, и тех юридических лиц, которые в результате эти деньги получили и используют — и это прописано в плане. Теперь контролер должен исходя из положений акта, устанавливающего особенности осуществления ВГ(М)ФК, исключить из плана контрольных мероприятий объекты, которые попадают под мораторий.

Какой ставить срок?

Следующий вопрос. Какой устанавливать срок исполнения представления (предписания), выносимого по итогам проверки. То есть вопрос в том, можно ли с учетом постановления по итогам проверки 2022 года устанавливать дату исполнения представления (предписания) ранее даты 1 января 2023 года и в каком случае? Пункт 2 постановления говорит о том, что при поступлении от упомянутых в документе объектов контроля обращений о продлении срока исполнения представления (предписания), выданного до вступления в силу настоящего постановления (вступило в силу с 23 апреля 2022 года), Федеральное казначейство принимает решение об удовлетворении таких обращений в течение десяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вновь устанавливаемый срок исполнения указанного документа не может приходиться на дату ранее 1 января 2023 года.

Например, проверка прошла 1 декабря 2021 года. Орган контроля установил дату исполнения представления (предписания) до 1 мая 2022 года. Объект контроля деньги не вернул и обратился в территориальный орган Федерального казначейства с просьбой продлить срок исполнения представления (предписания). Орган контроля обязан продлить и установить дату не ранее 1 января 2023 года. Но в отношении представлений (предписаний), которые выданы после 23 апреля 2022 года, второй пункт постановления не действует. То есть по выдаваемым представлениям (предписаниям) после вступления постановления в силу можно устанавливать любую дату.

Можно ли проводить встречные проверки?

Можно ли проводить встречные проверки в отношении ГРБС при проверке бюджетного или автономного учреждения? Например, орган контроля проверил бюджетное учреждение в части использования субсидии на госзадание. Возникла необходимость посмотреть, как эту субсидию рассчитал учредитель, который является главным распорядителем бюджетных средств. По Бюджетному кодексу в понятие «проверки» входят выездные, камеральные и в том числе встречные проверки. Из этого следует, что главного распорядителя и в форме встречной проверки проверять нельзя до 1 января 2023 года.

Методические рекомендации

Несмотря на мораторий на проведение проверок органами ВГ(М)ФК, работа по совершенствованию внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля продолжается. В частности, как рассказала Леонтьева, сейчас Минфин России работает над методическими рекомендациями по оценке действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного использования бюджетных средств. Планируется, что методические рекомендации будут утверждены приказом ведомства предположительно в декабре 2022 года.

В рекомендациях будет дано четкое определение неправомерного использования бюджетных средств, соотношение с нецелевым использованием бюджетных средств и нарушениями в сфере закупок. Будет указан состав документов, которые необходимо изучить в целях подтверждения признаков неправомерного использования бюджетных средств в отношении участников бюджетного процесса. Методические рекомендации разъяснят, какие определения нецелевого использования бюджетных средств и в каких случаях необходимо брать за основу для оценки действий объекта контроля. Документ также определит последовательность контрольных действий и их суть. Будут даны алгоритмы формирования суждения по результатам контрольных действий о наличии (отсутствии) признаков нецелевого использования бюджетных средств в зависимости от видов расходов и анализа этого суждения в целях принятия решения по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии).

Поделиться