Главным приоритетом государственной политики России в последние годы стало повышение жизненного уровня россиян за счет качественного усовершенствования условий труда, повышения заработной платы и решения наиболее острых социальных проблем. Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ прилагает большие усилия для выполнения этой серьезной задачи.
Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам
Социальные меры
В Концепции демографической политики на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ, соединены в одно целое политика денежных доходов, укрепление семьи, программа действий на рынке труда и проблемы охраны здоровья и труда. На сегодняшний день Госдумой РФ приняты социальные поправки в федеральный бюджет, которые позволили значительную часть дополнительных средств направить на повышение зарплат бюджетников, пенсий, социальных пособий и выплат, а также денежного довольствия военнослужащих. Были приложены максимальные усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки подготовить социально значимые поправки в бюджет и тем самым законодательно обеспечить последовательную политику руководства страны, ориентированную на повышение качества жизни граждан.
В 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений. В ближайшее время завершится процесс утверждения профессиональных квалификационных групп. Будут установлены базовые ставки заработной платы, учитывающие уровень квалификации работника. Предусмотрено увеличение доходной части бюджета в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г., а также рост ассигнований из федерального бюджета на социальные выплаты. Новые размеры ежемесячных денежных выплат введены с 1 апреля 2008 г.
Кроме того, с 1 августа 2008 г. базовую часть пенсий предполагается повысить на 15%. На эти цели из федерального бюджета дополнительно выделено 138,8 млрд руб. Уровень оплаты бюджетников увеличен на 14% вместо запланированных 7%, причем благодаря совместной работе Госдумы и Правительства РФ новые ставки были введены с 1 февраля, а не с 1 сентября 2008 г. В результате уже в текущем году на решение социальных вопросов удалось дополнительно выделить более 331 млрд руб.
В настоящее время разрабатывается программа по улучшению условий и охраны труда граждан. Модернизация системы охраны труда означает прежде всего принятие серьезных мер по улучшению профилактики производственного травматизма и профзаболеваемости. Это направление гораздо перспективнее, чем страхование производственных травм. Однако надо помнить и о совершенствовании экономических стимулов, которые мотивируют работодателя внедрять новые системы охраны труда. Основные цели программы – снизить количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшить качество рабочих мест, повысить продолжительность жизни и состояние здоровья работающего населения.
Проблемы труда и здоровья должны решаться комплексно, и здесь нужны активные действия не только со стороны всех уровней государственной власти, но и со стороны работодателей и профсоюзов. Необходимо уделить внимание уровню оплаты труда работников низших квалификационных групп. Для сокращения дифференциации по доходам планируется поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, а пенсии – к прожиточному минимуму пенсионера. К концу текущего года МРОТ составит примерно 5 тыс. руб.
Налоговая и бюджетная политика
За последние годы в области налогового и бюджетного законодательства создана необходимая правовая база для решения поставленных руководством страны стратегических задач. Одним из главных итогов нашей законодательной деятельности стало практическое завершение самого сложного этапа налоговой реформы – этапа формирования налогового законодательства как самостоятельной отрасли права.
Налоговой системе, действовавшей до конца 1990-х гг., был присущ ряд недостатков, препятствовавших экономическому развитию страны и требовавших их неотложного устранения. К числу этих недостатков, без сомнения, относятся чрезмерное количество нормативных актов о налогах и сборах, их противоречивость и запутанность, недостаточность гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, а главное, избыточное налоговое бремя на экономику и население страны. Серьезным недостатком являлось и наличие в законодательстве большого числа «лазеек» для ухода от налогообложения, включая необоснованные налоговые льготы.
За время проведения масштабной налоговой реформы, начатой еще в 2000 г., в Российской Федерации сформированы основы современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Но не стоит останавливаться на достигнутом, нужно искать новые возможности для совершенствования налоговой и бюджетной политики. При обсуждении законопроектов проводился тщательный анализ макроэкономических показателей, призванный скоординировать повышение зарплат и пенсий с обязательными мерами по сдерживанию роста цен и снижению инфляции. А это крайне непросто, ведь борьба с инфляцией не должна негативно повлиять на темпы роста благосостояния россиян.
Особую роль в повышении уровня благосостояния граждан играет сокращение налоговой нагрузки в едином комплексе с усилением роли налогов в стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности. Эти меры должны служить главной цели – дальнейшему снижению налогового бремени. Мы должны стремиться к установлению единой, максимально низкой ставки НДС. Как известно, с 2008 г. от обложения НДС освобождаются отчуждение и передача прав на результаты отдельных видов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с инновациями. Это права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также выполняемые организациями научно-технические, опытно-конструкторские и технологические работы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий.
С 2008 г. плательщикам налога на прибыль предоставлено право в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, применять специальный коэффициент к основной норме амортизации, позволяющий повышать эту норму в 3 раза. Мы рассчитываем, что названные меры в сочетании с другими мероприятиями по созданию инновационной экономики в нашей стране неминуемо приведут к инновационному буму в России.
Особое место в работе Комитета по бюджету и налогам занимает вопрос налогового стимулирования организаций к осуществлению инвестиций, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан, – «инвестиций в человеческий капитал». В настоящее время мы работаем над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения. Очевидно, что перечисленные виды расходов должны быть максимально свободны от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Бюджетный процесс и развитие парламентаризма
Регулировать дополнительные средства и использовать их по наиболее актуальным направлениям стало возможным благодаря новому трехлетнему бюджету. Этот бюджет не только оперирует беспрецедентными в истории России цифрами – он основан на принципиально новых подходах и механизмах экономической политики. В нем заложены значительные средства на инвестиционную поддержку наиболее важных отраслей экономики и создание институтов развития, а в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объем ВРП и существенно пополнить региональные бюджеты.
В заключение хочу сказать, что о зрелости российского парламентаризма можно судить по тому, как совершенствовался из года в год бюджетный процесс, как росла культура законотворчества в области формирования финансового плана. Депутаты первых созывов Государственной Думы помнят, какие скандалы сопровождали процесс распределения федеральных денег между отраслевиками и регионами. Поначалу российский парламент был вынужден заниматься латанием дыр в бюджете. Это был период кризиса банковской системы, дефолта 1998 г., огромного внешнего долга, долгов по зарплатам, пенсиям и детским пособиям, когда федеральный бюджет и бюджеты регионов формировались по принципу выживания.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Работа над бюджетом стала четкой, реалистичной и грамотной, направленной на благо всего общества. В центре внимания «думцев» – забота о развитии экономики страны и материальном благополучии россиян. За последние семь лет в бюджете государства был заложен фундамент для будущих перемен. Жизнь постепенно, шаг за шагом начала меняться к лучшему. Можно с уверенностью сказать, что современный российский парламент отвечает высоким европейским стандартам. На смену хаотичности, популизму, искусственно раздуваемому противостоянию законодательной и исполнительной власти пришла скрупулезная работа над бюджетом, когда каждая цифра анализируется без лишнего шума и суеты. Именно эту слаженность и конструктивность двух ветвей власти я бы хотел отметить особо, ведь заложенные в бюджете страны инвестиции в строительство дорог, жилья, безопасность, медицину, образование направлены на благо людей и процветание страны.
Планы на перспективу
В настоящее время в Госдуме полным ходом идет обсуждение параметров бюджета на 2009–2011 гг. В рамках так называемого нулевого чтения рабочая группа думской фракции «Единая Россия» с участием министра финансов А. Кудрина и его заместителя Т. Нестеренко приняла решение об увеличении расходной части в проекте бюджета на последующие три года на 224 млрд руб.
В соответствии с поручением председателя партии, Председателя Правительства РФ В. Путина, которое было дано в ходе встречи с депутатами фракции «Единая Россия» 29 июня 2008 г., Комитет по бюджету и налогам сформулировал предложения по будущему бюджету. Эти предложения, касающиеся финансирования важнейших целевых задач, а также конкретных объектов, переданы в правительство, и по ним все лето ведутся активные консультации на «нулевых» чтениях. Комитет рассчитывает, что консультации с правительством пройдут конструктивно, и наши инициативы будут учтены. Можно сказать, что в 2008 г. «нулевое» чтение по бюджету вышло на качественно новый уровень, что значительно повысит эффективность работы над законопроектом о бюджете после его внесения в Государственную Думу.
На данном этапе уже согласован целый ряд конкретных позиций. В частности, правительство одобрило дополнительное финансирование создания региональных кадастров недвижимости в размере 9 млрд руб., а на программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, которую курирует Минрегион, выделило 96,5 млрд. Финансирование государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия удалось увеличить на рекордную сумму – 63 млрд руб., две трети из которых составили субсидии предприятиям на закупку удобрений. Достигнута договоренность о выделении средств на компенсацию стоимости дальневосточных авиаперевозок в размере 5 млрд руб., а также о дополнительном финансировании проекта по созданию суперкомпьютера в объеме 2 млрд.
Положительно решаются вопросы о дополнительной поддержке культуры и выделении средств на строительство общежитий в системе образования. В частности, депутаты фракции считают необходимым дополнительно выделить в 2009 г. 4,5 млрд руб. на капитальный ремонт вузовских общежитий. Будут увеличены бюджетные ассигнования на оказание материальной помощи неработающим членам творческих союзов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (150 млн руб.), подготовку и издание «Всемирной истории» и «Исторической энциклопедии» (125 млн).
Всего – с учетом уже одобренных Минфином России предложений фракции – на решение задач развития экономики и социальной сферы из федерального бюджета будет дополнительно выделено несколько десятков миллиардов рублей. Полагаю, что общая сумма бюджетных инвестиций, связанных с инициативами «Единой России», увеличится, так как рабочая группа продолжит консультации. В части развития инфраструктуры мы предлагаем выделить крупным городам 20 млрд руб. на дорожное строительство, 0,5 млрд – на капитальный ремонт объектов культуры, а также около 660 млн – на подготовку к празднованию 1150-летия Великого Новгорода. Кроме того, в бюджете необходимо предусмотреть средства на реконструкцию Центра детской хирургии в Санкт-Петербурге, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. Все эти вопросы остаются на повестке дня, и консультации по проекту бюджета продолжатся в течение всех летних каникул.
Социальные меры
В Концепции демографической политики на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ, соединены в одно целое политика денежных доходов, укрепление семьи, программа действий на рынке труда и проблемы охраны здоровья и труда. На сегодняшний день Госдумой РФ приняты социальные поправки в федеральный бюджет, которые позволили значительную часть дополнительных средств направить на повышение зарплат бюджетников, пенсий, социальных пособий и выплат, а также денежного довольствия военнослужащих. Были приложены максимальные усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки подготовить социально значимые поправки в бюджет и тем самым законодательно обеспечить последовательную политику руководства страны, ориентированную на повышение качества жизни граждан.
В 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений. В ближайшее время завершится процесс утверждения профессиональных квалификационных групп. Будут установлены базовые ставки заработной платы, учитывающие уровень квалификации работника. Предусмотрено увеличение доходной части бюджета в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г., а также рост ассигнований из федерального бюджета на социальные выплаты. Новые размеры ежемесячных денежных выплат введены с 1 апреля 2008 г.
Кроме того, с 1 августа 2008 г. базовую часть пенсий предполагается повысить на 15%. На эти цели из федерального бюджета дополнительно выделено 138,8 млрд руб. Уровень оплаты бюджетников увеличен на 14% вместо запланированных 7%, причем благодаря совместной работе Госдумы и Правительства РФ новые ставки были введены с 1 февраля, а не с 1 сентября 2008 г. В результате уже в текущем году на решение социальных вопросов удалось дополнительно выделить более 331 млрд руб.
В настоящее время разрабатывается программа по улучшению условий и охраны труда граждан. Модернизация системы охраны труда означает прежде всего принятие серьезных мер по улучшению профилактики производственного травматизма и профзаболеваемости. Это направление гораздо перспективнее, чем страхование производственных травм. Однако надо помнить и о совершенствовании экономических стимулов, которые мотивируют работодателя внедрять новые системы охраны труда. Основные цели программы – снизить количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшить качество рабочих мест, повысить продолжительность жизни и состояние здоровья работающего населения.
Проблемы труда и здоровья должны решаться комплексно, и здесь нужны активные действия не только со стороны всех уровней государственной власти, но и со стороны работодателей и профсоюзов. Необходимо уделить внимание уровню оплаты труда работников низших квалификационных групп. Для сокращения дифференциации по доходам планируется поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, а пенсии – к прожиточному минимуму пенсионера. К концу текущего года МРОТ составит примерно 5 тыс. руб.
Налоговая и бюджетная политика
За последние годы в области налогового и бюджетного законодательства создана необходимая правовая база для решения поставленных руководством страны стратегических задач. Одним из главных итогов нашей законодательной деятельности стало практическое завершение самого сложного этапа налоговой реформы – этапа формирования налогового законодательства как самостоятельной отрасли права.
Налоговой системе, действовавшей до конца 1990-х гг., был присущ ряд недостатков, препятствовавших экономическому развитию страны и требовавших их неотложного устранения. К числу этих недостатков, без сомнения, относятся чрезмерное количество нормативных актов о налогах и сборах, их противоречивость и запутанность, недостаточность гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, а главное, избыточное налоговое бремя на экономику и население страны. Серьезным недостатком являлось и наличие в законодательстве большого числа «лазеек» для ухода от налогообложения, включая необоснованные налоговые льготы.
За время проведения масштабной налоговой реформы, начатой еще в 2000 г., в Российской Федерации сформированы основы современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Но не стоит останавливаться на достигнутом, нужно искать новые возможности для совершенствования налоговой и бюджетной политики. При обсуждении законопроектов проводился тщательный анализ макроэкономических показателей, призванный скоординировать повышение зарплат и пенсий с обязательными мерами по сдерживанию роста цен и снижению инфляции. А это крайне непросто, ведь борьба с инфляцией не должна негативно повлиять на темпы роста благосостояния россиян.
Особую роль в повышении уровня благосостояния граждан играет сокращение налоговой нагрузки в едином комплексе с усилением роли налогов в стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности. Эти меры должны служить главной цели – дальнейшему снижению налогового бремени. Мы должны стремиться к установлению единой, максимально низкой ставки НДС. Как известно, с 2008 г. от обложения НДС освобождаются отчуждение и передача прав на результаты отдельных видов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с инновациями. Это права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также выполняемые организациями научно-технические, опытно-конструкторские и технологические работы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий.
С 2008 г. плательщикам налога на прибыль предоставлено право в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, применять специальный коэффициент к основной норме амортизации, позволяющий повышать эту норму в 3 раза. Мы рассчитываем, что названные меры в сочетании с другими мероприятиями по созданию инновационной экономики в нашей стране неминуемо приведут к инновационному буму в России.
Особое место в работе Комитета по бюджету и налогам занимает вопрос налогового стимулирования организаций к осуществлению инвестиций, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан, – «инвестиций в человеческий капитал». В настоящее время мы работаем над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения. Очевидно, что перечисленные виды расходов должны быть максимально свободны от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Бюджетный процесс и развитие парламентаризма
Регулировать дополнительные средства и использовать их по наиболее актуальным направлениям стало возможным благодаря новому трехлетнему бюджету. Этот бюджет не только оперирует беспрецедентными в истории России цифрами – он основан на принципиально новых подходах и механизмах экономической политики. В нем заложены значительные средства на инвестиционную поддержку наиболее важных отраслей экономики и создание институтов развития, а в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объем ВРП и существенно пополнить региональные бюджеты.
В заключение хочу сказать, что о зрелости российского парламентаризма можно судить по тому, как совершенствовался из года в год бюджетный процесс, как росла культура законотворчества в области формирования финансового плана. Депутаты первых созывов Государственной Думы помнят, какие скандалы сопровождали процесс распределения федеральных денег между отраслевиками и регионами. Поначалу российский парламент был вынужден заниматься латанием дыр в бюджете. Это был период кризиса банковской системы, дефолта 1998 г., огромного внешнего долга, долгов по зарплатам, пенсиям и детским пособиям, когда федеральный бюджет и бюджеты регионов формировались по принципу выживания.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Работа над бюджетом стала четкой, реалистичной и грамотной, направленной на благо всего общества. В центре внимания «думцев» – забота о развитии экономики страны и материальном благополучии россиян. За последние семь лет в бюджете государства был заложен фундамент для будущих перемен. Жизнь постепенно, шаг за шагом начала меняться к лучшему. Можно с уверенностью сказать, что современный российский парламент отвечает высоким европейским стандартам. На смену хаотичности, популизму, искусственно раздуваемому противостоянию законодательной и исполнительной власти пришла скрупулезная работа над бюджетом, когда каждая цифра анализируется без лишнего шума и суеты. Именно эту слаженность и конструктивность двух ветвей власти я бы хотел отметить особо, ведь заложенные в бюджете страны инвестиции в строительство дорог, жилья, безопасность, медицину, образование направлены на благо людей и процветание страны.
Планы на перспективу
В настоящее время в Госдуме полным ходом идет обсуждение параметров бюджета на 2009–2011 гг. В рамках так называемого нулевого чтения рабочая группа думской фракции «Единая Россия» с участием министра финансов А. Кудрина и его заместителя Т. Нестеренко приняла решение об увеличении расходной части в проекте бюджета на последующие три года на 224 млрд руб.
В соответствии с поручением председателя партии, Председателя Правительства РФ В. Путина, которое было дано в ходе встречи с депутатами фракции «Единая Россия» 29 июня 2008 г., Комитет по бюджету и налогам сформулировал предложения по будущему бюджету. Эти предложения, касающиеся финансирования важнейших целевых задач, а также конкретных объектов, переданы в правительство, и по ним все лето ведутся активные консультации на «нулевых» чтениях. Комитет рассчитывает, что консультации с правительством пройдут конструктивно, и наши инициативы будут учтены. Можно сказать, что в 2008 г. «нулевое» чтение по бюджету вышло на качественно новый уровень, что значительно повысит эффективность работы над законопроектом о бюджете после его внесения в Государственную Думу.
На данном этапе уже согласован целый ряд конкретных позиций. В частности, правительство одобрило дополнительное финансирование создания региональных кадастров недвижимости в размере 9 млрд руб., а на программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, которую курирует Минрегион, выделило 96,5 млрд. Финансирование государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия удалось увеличить на рекордную сумму – 63 млрд руб., две трети из которых составили субсидии предприятиям на закупку удобрений. Достигнута договоренность о выделении средств на компенсацию стоимости дальневосточных авиаперевозок в размере 5 млрд руб., а также о дополнительном финансировании проекта по созданию суперкомпьютера в объеме 2 млрд.
Положительно решаются вопросы о дополнительной поддержке культуры и выделении средств на строительство общежитий в системе образования. В частности, депутаты фракции считают необходимым дополнительно выделить в 2009 г. 4,5 млрд руб. на капитальный ремонт вузовских общежитий. Будут увеличены бюджетные ассигнования на оказание материальной помощи неработающим членам творческих союзов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (150 млн руб.), подготовку и издание «Всемирной истории» и «Исторической энциклопедии» (125 млн).
Всего – с учетом уже одобренных Минфином России предложений фракции – на решение задач развития экономики и социальной сферы из федерального бюджета будет дополнительно выделено несколько десятков миллиардов рублей. Полагаю, что общая сумма бюджетных инвестиций, связанных с инициативами «Единой России», увеличится, так как рабочая группа продолжит консультации. В части развития инфраструктуры мы предлагаем выделить крупным городам 20 млрд руб. на дорожное строительство, 0,5 млрд – на капитальный ремонт объектов культуры, а также около 660 млн – на подготовку к празднованию 1150-летия Великого Новгорода. Кроме того, в бюджете необходимо предусмотреть средства на реконструкцию Центра детской хирургии в Санкт-Петербурге, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. Все эти вопросы остаются на повестке дня, и консультации по проекту бюджета продолжатся в течение всех летних каникул.