Версия для печати 737 Материалы по теме
Местные бюджеты  и новая реальность

Ежегодная конференция «Местные бюджеты в современных условиях», которая уже в 15-й раз прошла в Москве, остается одной из немногих площадок для акцентированного обсуждения проблем муниципальных финансов. Как сама конференция, так и итоги XV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» продемонстрировали стремление муниципальных финансистов к обмену опытом и распространению лучших практик.

Как отметил руководитель объединенных редакций издательского дома «Бюджет» В. Д. Дзгоев, конкурс и конференция за 15 лет стали важным инструментом обмена опытом между муниципальными образованиями. «Этот механизм работает благодаря всем его участникам — самим муниципальным образованиям, финансовым органам субъектов Федерации, а также благодаря поддержке Минфина России, Госдумы, Совета Федерации, Союза финансистов и всех партнеров и спонсоров конкурса», — подчеркнул он.

Председатель Совета Союза финансистов России Н. С. Максимова отметила, что совершенствование федеративных отношений, региональной политики, местного самоуправления, а также бюджетной и налоговой систем входит в число приоритетов, обозначенных в целом ряде документов стратегического характера. При этом одной из ключевых задач остается четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти. «Важно в результате этой работы достичь основной цели — соответствия расходных полномочий на каждом уровне публичной власти доходным источникам, которые формируют их бюджеты. На протяжении многих лет добиться этого для всех бюджетов не удается. А задача поставлена не просто сбалансировать бюджеты и стабильно финансировать первоочередные расходы, но и формировать бюджеты развития в размере не менее 10–20 процентов общего объема доходов», — подчеркнула она.

По словам руководителя СФР, разработка новой редакции Бюджетного кодекса в настоящее время фактически приостановлена в связи с резко изменившимися условиями. «Не исключено, что отдельные главы потребуют концептуальной переработки», — признала Максимова. При этом, по ее словам, активная работа над бюджетным и налоговым законодательством продолжается почти в ежедневном режиме, и необходимые поправки вносятся постоянно.

Анализируя данные об исполнении местных бюджетов за январь — ап­рель 2022 года, Максимова отметила ряд позитивных тенденций. Так, в местные бюджеты за этот период поступило порядка 1680 миллиардов рублей, что составляет почти 30% от годового объема поступлений, предусмотренного местными бюджетами на 2022 год. Кроме того, это на 9,2% больше, чем они получили за аналогичный период прошлого года. В числе других положительных моментов глава СФР назвала рост собственных доходов местных бюджетов на 13,1%, профицит (на 1 мая он составил 76,3 миллиарда рублей), а также сокращение муниципального долга на 8,8%. При этом она подчеркнула, что объем долговой нагрузки остается существенным — 343,8 миллиарда рублей, что требует дальнейших мер по снижению зависимости местных бюджетов от кредитов.

Член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель секции «Финансисты субъектов РФ» Союза финансистов России В. Н. Артамонова рассказала, что бюджетному комитету Думы сегодня приходится работать очень оперативно, «с колес», быстро рассматривая пакеты антикризисных законопроектов. Она подчеркнула, что одна из первых же поправок, внесенных в Бюджетный кодекс, существенно повысила гибкость работы финансовых органов всех уровней, так как предоставила им возможность внесения изменений в бюджет через сводную бюджетную роспись.

Артамонова также отметила важность поправок, связанных с расширением возможностей Минфина России по предоставлению регионам бюджетных кредитов, направленных на замещение коммерческих займов и погашение ценных бумаг. «Предложения многих субъектов были услышаны, и теперь суммы, которые высвобождаются в результате реструктуризации бюджетных кредитов, могут быть направлены на финансирование региональных государственных программ», — добавила она.

Серьезные поправки принимаются и в Налоговый кодекс. Цель одна: создание наиболее благоприятных условий для работы бизнеса, реализации государственных и муниципальных программ, решение вопросов импортозамещения. Так, на федеральном уровне предусмотрены серьезные налоговые преференции в таких сферах, как ИТ, туризм. Субъектам РФ и муниципальным образованиям также рекомендовано предоставлять налоговые льготы по местным налогам и сборам для приоритетных отраслей.

Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики М. М. Шамьюнов рассказал об особенностях и возможностях местных бюджетов этого региона. Они имеют очень серьезную специфику, связанную с суровым климатом, низкой плотностью населения, труднодоступностью некоторых территорий, наличием уникальных (в частности, островных, приграничных) муниципальных образований. Разумеется, остро стоят вопросы бюджетной обеспеченности, высокой зависимости местных бюджетов от трансфертов, негибкости структуры их расходов из-за высоких цен на ресурсы и услуги. На все это накладывается дефицит управленческих кадров и общий отток населения. «Людей волнует прежде всего высокая стоимость жизни, плохие дороги, низкое качество медицины и образования. Эти вопросы и определяют миграцию: уезжают либо молодые люди, только окончившие школу, либо пенсионеры», — отметил Шамьюнов.

При этом на федеральном уровне действует целый ряд проектов, в том числе новых, направленных на поддержку муниципалитетов Дальнего Востока и Арктики. В частности, это единая субсидия — трансферт, дополнительно предоставляемый на инфраструктурные и социальные проекты (за последние четыре года дальневосточным регионам было предоставлено 118 миллиардов рублей). Вероятно, механизм будет распространен и на арктический регион. Продолжают действовать программы «Дальневосточный гектар» (заключено более 80 тысяч договоров) и «Дальневосточная ипотека». Появились новые проекты: «Новый облик городов Дальнего Востока» по реновации крупнейших 25 городов региона, программа «1000 дворов», программа поддержки коренных малочисленных народов.

В рамках конференции подробно были рассмотрены нормативные правовые акты, регулирующие особенности исполнения бюджетов в 2022 году. Соответствующий анализ представила директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Т. В. Саакян. При этом основное внимание было уделено актам, которые непосредственно касаются муниципалитетов. Так, спикер сделала детальный обзор норм Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384‑ФЗ, в который с начала 2022 года было внесено уже семь пакетов поправок. Кроме того, были рассмотрены актуальные поправки в Федеральный закон № 44‑ФЗ, а также в нормативные правовые акты, регулирующие процедуры казначейского сопровождения контрактов.

Исполнительный директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований А. В. Юдкин рассказал о ходе подготовки нового закона об общих принципах организации местного самоуправления, отметив, что центральным для законопроекта является вопрос выстраивания результативного взаимодействия муниципалитетов с региональной и федеральной властью. По его мнению, в ближайшие годы среди важнейших для местного самоуправления тем будут развитие механизмов муниципально-частного партнерства, поддержка (в том числе прямая) малого предпринимательства на местах, а также обеспечение стабильности и прогнозируемости бюджетно-финансовых решений. «Для нас очень важно, чтобы эта работа была прозрачной как для руководителей, так и для граждан. В этом смысле очень многое зависит от качества финансовой информации. Не только официальных данных об исполнении бюджетов за квартал, полугодие, год, но именно информации в режиме онлайн для руководителей», — добавил представитель ОКМО.

Тему продолжил начальник финансового управления Администрации города Орска, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» В. Н. Богданцев. «Цифровая трансформация, о которой мы говорим, означает использование ИТ-технологий не только для поддержания текущих процессов, но и для формирования результатов управления, для принятия управленческих решений. Причем это необязательно связано с использованием специализированного программного обеспечения, которое зачастую не позволяет должным образом анализировать всю информацию», — отметил финансист. Богданцев рассказал о том, как в финоргане Орска сотрудники собственными силами анализируют и систематизируют данные всевозможных бюджетных отчетов. «Любой формируемый финорганом отчет на многих страницах не имеет никакого практического значения для глав и других руководителей. Им нужна информация для принятия решений в удобном виде. Задача, чтобы цифры работали на нас, а не наоборот», — добавил он.

В мероприятии также приняла участие управляющий директор Блока городских решений и развития моногородов ВЭБ.РФ О. Ю. Макаева. Она рассказала о мерах поддержки группы ВЭБ.РФ для моногородов. В числе наиболее актуальных продуктов банка — льготные займы под 0% годовых для небольших проектов на сумму от 5 до 250 миллионов рублей, а также от 250 миллионов до 1 миллиарда рублей под 5% годовых для крупных. Группа ВЭБ.РФ также финансирует строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры для инвестпроектов в моногородах в размере до 95%. Макаева напомнила, что Правительством РФ в рамках реформы институтов развития было принято решение о ликвидации Фонда развития моногородов. Как рассказала представитель банка, на сегодняшний день фонд продолжает принимать заявки до фактической передачи обязательств в ВЭБ.РФ. При этом проекты, которые фонд профинансировать не успеет, будут переданы на рассмотрение в госкорпорацию.

В ходе конференции также состоялось награждение победителей конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». В 2022 году в конкурсе приняли участие 268 муниципальных образований из 60 субъектов РФ.

Конкурс и конференция организованы издательским домом «Бюджет» совместно с Союзом финансистов России и при поддержке Федерального собрания Российской Федерации. Главными партнерами конкурса и конференции выступили НПО «Криста» и компания БФТ, партнером — СМП Банк.

Видеозапись конференции и материалы докладчиков доступны по ссылке: https://munforum.ru/munf_XV/

Поделиться