Версия для печати 929 Материалы по теме
Регионам поручено увеличить  темп освоения  инфраструктурных  кредитов

Инфраструктурное меню — набор дополнительных окупаемых механизмов финансирования инфраструктурных проектов, — по замыслу Правительства РФ, должно обеспечить регионам России колоссальные возможности для развития инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры. Один из самых капиталоемких инструментов инфраструктурного меню — инфраструктурный бюджетный кредит. Оценку заявок на получение инфраструктурных кредитов по отраслевым критериям осуществляет Минстрой России. О том, как идет работа в данном направлении, «Бюджету» рассказал руководитель федерального проекта «Инфраструктурное меню», первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Николаевич ЛОМАКИН.

— Александр Николаевич, новый инструмент — инфраструктурный бюджетный кредит — интересен субъектам РФ?

— Инфраструктурный бюджетный кредит — один из самых капиталоемких инструментов инфраструктурного меню. Напомню, что он позволяет субъектам РФ привлечь заемные средства на льготных условиях по ставке три процента годовых сроком на 15 лет. На сегодняшний день между субъектами РФ уже распределены средства в размере 1 триллиона рублей. Но существует дополнительная потребность в бюджетных средствах в размере еще свыше 1 триллиона рублей. Этот факт наглядно подтверждает, что инфраструктурные кредиты и интересны российским регионам, и востребованы ими.

— Сказались ли санкции против России на планах субъектов РФ реализовывать проекты с помощью инфраструктурных кредитов?

— Безусловно, сегодняшняя ситуация не могла не повлиять и на планы, и на ход реализации начатых проектов. Чтобы нивелировать возникающие риски, Правительство РФ утвердило ряд мер поддержки строительной отрасли. В частности, предусмотрено увеличение авансирования по контрактам до 90 процентов, возможность заключения контрактов с единым поставщиком и так далее. Также субъекты РФ активно воспользовались предоставленной возможностью вносить изменения в существующие проекты с целью сохранения темпов строительства и осуществления импортозамещения.

Инфраструктурные бюджетные кредиты — один из шести ключевых инструментов федерального проекта «Инфраструктурное меню». Помимо инфраструктурных кредитов (1) в меню входят: инфраструктурные облигации (2), реструктуризация бюджетных кредитов (3), предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ (4), инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру (5), субсидирование процентной ставки на долгосрочное исполнение контрактов на 2021 год (6).

— Сколько заявок отобрано? Насколько жестким был отбор?

— В рамках распределения первых 500 миллиардов рублей (на 2022–2023 годы) одобрено 230 проектов на реализацию 695 объектов и мероприятий от 81 региона России. По вторым 500 миллиардам рублей (на 2024–2025 годы) сейчас ведется заявочная кампания. Средства распределяют с приоритетом на реализацию проектов по поручениям Президента РФ.

Правила отбора инфраструктурных проектов определены постановлениями Правительства РФ № 1189, № 1190. Оценку заявок на получение инфраструктурных бюджетных кредитов по отраслевым критериям осуществляет Минстрой России в соответствии с Методикой отбора инфраструктурных проектов. Общая сумма баллов по каждой заявке субъекта РФ определяется как сумма полученных баллов по каждому из 12 критериев. На основании проверки, комплексной оценки и сопоставления показателей по критериям, определенным в методике, готовится заключение о целесообразности реализации инфраструктурного проекта либо о его нецелесообразности с указанием значения показателя по отраслевому критерию градостроительного потенциала территории.

Критериев, по которым проводится оценка, много. Это и планируемый объем ввода жилья, обусловленный реализацией инвестиционного проекта; и градостроительный потенциал территории; и планируемые объемы расселенного аварийного и ветхого жилья по годам; и наличие утвержденной градостроительной документации на земельные участки, на которых планируется реализация инфраструктурного проекта. Учитывается и наличие проработанной концепции проекта, проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Оценивается доля себестоимости строительства объектов инфраструктуры, а также влияние реализации инфраструктурного проекта на себестоимость строительства жилья и цены на жилье; плотность планируемой застройки (тысяч квадратных метров общей площади жилых помещений на один гектар); сроки реализации инфраструктурного проекта и инвестиционного проекта жилищного строительства. Немаловажным критерием является использование иных источников финансирования при строительстве объектов инфраструктуры, а также наличие опыта региона по реализации проектов создания инфраструктуры с использованием средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации программы по стимулированию жилищного строительства.

— Какие ошибки допускают регионы при подготовке документации к конкурсному отбору?

— Некоторые неточности в документации, подаваемой субъектами РФ, были ожидаемы. Надо понимать, что впервые за 30 лет новой российской истории средства федерального бюджета выделяются на капитальные вложения, в том числе проектно-сметную документацию, на возвратной основе при условии достижения определенных эффектов (ввод жилья, привлечение внебюджетных источников, создание рабочих мест и так далее).

Для регионов это первый опыт, поэтому некоторые их заявки либо Минстрой России, либо Минфин России направляли на доработку. В первую очередь по таким заявкам необходимо было уточнить прогнозирование параметров региональных бюджетов на планируемые периоды, а также налоговые и неналоговые поступления непосредственно от инвестиционных (инфраструктурных) проектов.

На самом начальном этапе, когда субъекты РФ только планировали подачу заявки на финансирование проектов за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита, сотрудники Фонда содействия реформированию ЖКХ консультировали их по вопросам, на какие именно проекты могут быть направлены средства инфраструктурных кредитов. Также они проверяли комплектность документов в заявке, соблюдение критериев отбора инфраструктурных проектов, корректность заполнения форм и расчетов по проектам.

Министерство финансов РФ готовит заключения о соответствии инфраструктурного проекта требованию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 18 правил отбора, установленных постановлением № 1189 (объем поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет должен превысить объем средств, направленных субъектом РФ на погашение и обслуживание бюджетного кредита). А также о соответствии параметров бюджета и размера государственного долга субъекта РФ с учетом привлечения бюджетного кредита требованиям бюджетного законодательства РФ.

— Какой объем средств уже получили регионы?

— На текущий момент в регионы доведено более 70 миллиардов рублей средств бюджетных кредитов. Суммарно в 2022 году в субъекты РФ планируется довести 250 миллиардов рублей.

— В апреле, выступая в Совете Федерации, вы указали на слабую работу в регионах по освоению денежных средств (на 14 апреля порядка 40 процентов). Как изменилась ситуация с того момента?

— Освоение денежных средств на 8 июня текущего года составляет более 50 процентов от фактического доведения. Регионам поручено в срок до 30 июня завершить контрактацию по проектно-изыскательским, строительно-монтажным работам, закупке транспорта и технологическому присоединению. В связи с этим мы ожидаем рост динамики освоения денежных средств.

Кроме того, в условиях высокой инфляции и в целом сложившейся экономической ситуации мы рекомендуем субъектам РФ максимально быстро финансировать свои проекты за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов. Такая возможность им предоставлена. Российским регионам достаточно только обратиться с заявкой на опережающее финансирование в Минфин России (копию нужно направить в Минстрой России), и средства будут предоставлены.

— Использование бюджетных средств предполагает некоторые правила. Если регион нарушит их, какие последствия ему грозят?

— Одно из обязательных правил, действующих в отношении предоставления инфраструктурных кредитов, — это обязательное казначейское сопровождение кредитных средств. Также для осуществления контроля за использованием средств ИБК глава субъекта РФ должен ежеквартально представлять отчет в Минстрой России. Эта обязанность прописана в соглашениях, заключенных между субъектами РФ и Минстроем России. Кроме того, предусмотрен мониторинг инфраструктурных проектов, в рамках которого проходят совещания с субъектами РФ по ходу проектирования и строительства объектов, осуществлению мероприятий по технологическому присоединению и закупке автотранспорта.

Что касается нарушений и их последствий, то любое целевое использование средств, поступающих от одного уровня бюджетной системы другому, предполагает ответственность в рамках бюджетного, административного и уголовного законодательства.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА

Поделиться