Версия для печати 751 Материалы по теме
Антикризисные меры Санкт-Петербурга

С первых дней марта в Санкт-Петербурге под председательством губернатора начал работу оперативный штаб для решения вопросов, связанных с необходимостью поддержания экономической и социальной стабильности. Свою работу правительство города ведет во взаимодействии с федеральной Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

Светлана Александровна ЕНИЛИНА, председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга

В сформированный петербургским правительством региональный план первоочередных действий включены мероприятия по стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере в условиях внешнего санкционного давления на российскую экономику. Разрабатываются меры поддержки двух типов: общесистемные и отраслевые. Первый пакет был оперативно принят 17 марта и включал две меры. На сегодняшний день перечень антикризисных мер содержит в общей сложности 69 мер. Своевременность и актуальность нашей работы подтверждают независимые оценки. Начиная с середины марта Санкт-Петербург неоднократно входил в топ-10 регионов по принятию антикризисных мер, который еженедельно составляется Агентством политических и экономических коммуникаций.

Ключевая задача

Ключевая задача на ближайшую перспективу — сохранение занятости за счет предотвращения закрытия производств, реализации программ переобучения, расширения программ социального контракта и обеспечения условий для мобильности трудовых ресурсов.

На постоянной основе мы ведем мониторинг социально-экономической ситуации, а также реализации мер поддержки. По состоянию на начало июня реализована 51 мера. По ходу выявления проблемных точек Правительство Санкт-Петербурга будет принимать решения по расширению перечня направлений поддержки.

Меры отраслевой направленности

Выбор отраслей определен задачей первостепенной важности как для страны в целом, так и для регионов по ускоренной реализации планов по импортозамещению, а также необходимостью поддержать бизнес в тех сферах деятельности, которые оказались в наиболее уязвимом положении из-за эскалации антироссийских санкций. Одной из основ экономики Санкт-Петербурга является промышленность. На ее долю приходится существенная часть налоговых отчислений. В этой сфере занято более 360 тысяч человек.

В целях поддержки производственных предприятий города на 2 миллиарда рублей увеличен бюджет Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга. Это позволит предприятиям получить льготный заем для производства необходимой для региона продукции или оказания услуг. Производственные компании могут получить от 5 до 300 миллионов рублей по ставке 3–5% годовых на срок от года до пяти лет. В качестве неналоговых преференций для петербургских производителей предлагается предоставлять землю для создания промышленных предприятий целевым образом — без проведения торгов, а ставку аренды для таких земельных участков установить в размере 1 рубль за один квадратный метр на период проектирования и строительства объектов.

Меры налогового стимулирования

Рассматривая меры налогового стимулирования, в первую очередь следует упомянуть изменения городского налогового законодательства, направленные на повышение мотивации для инвестиционной деятельности за счет высвобождения оборотных средств, а также временного снижения налоговой нагрузки. С 2022 года в Санкт-Петербурге введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, благодаря чему предприятия смогут вернуть весь объем средств, потраченных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Инвестиционный налоговый вычет на модернизацию производства, действующий с 2020 года, стал более доступным — снят ряд ограничений для его применения. С 2022 года им могут воспользоваться предприятия с любым количеством работников. Не будет учитываться коэффициент обновления основных средств. Установлена возможность зачета стоимости оборудования независимо от срока его выпуска.

В целях снижения налоговой нагрузки в Санкт-Петербурге отменено ранее установленное увеличение ставки по налогу на имущество организаций по объектам, в отношении которых налог исчисляется от кадастровой стоимости. Это примерно треть поступлений по этому налогу. Ставка сохраняется на уровне 2021 года. Общий объем поддержки оценивается в 2,3 миллиарда рублей.

От уплаты налога на имущество организаций и земельного налога освобождены организации гостиничной отрасли, организаторы выставок и форумов, санаторно-курортные предприятия, а также собственники помещений и земельных участков, которые предоставляют свои площади в аренду вышеперечисленным организациям. Аналогичная льгота предоставлена операторам морских терминалов, обслуживающим круизные и паромные суда. Срок действия меры — до конца 2022 года. Цена для бюджета — 655 миллионов рублей.

Снижение регуляторных издержек

В целях снижения регуляторных издержек для бизнеса в Санкт-Петербурге до 1 января 2023 года приостановлены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов регионального контроля. Для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированных некоммерческих организаций достигнута договоренность с ресурсоснабжающими организациями по следующим вопросам:

  • не ограничивать подачу коммунальных ресурсов из-за долгов (до 31 декабря 2022 года);
  • не применять меры взыскания задолженности по коммунальным платежам (до 31 марта 2023 года);
  • не начислять пени за несвоевременное или неполное внесение платы по договорам (с 1 марта по 31 декабря 2022 года);
  • предоставлять бизнесу отсрочку по погашению задолженности (до 31 марта 2023 года).

Кроме того, установлены отсрочки по уплате обязательных платежей. В частности, для субъектов малого и среднего предпринимательства перенесены сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Срок уплаты авансовых платежей за первый квартал 2022 года продлевается на шесть месяцев, за второй квартал — на четыре месяца. По окончании отсрочки уплата будет производиться равными частями в размере одной шестой ежемесячно.

Среди направлений деятельности, на которые распространяются отсрочки: промышленность, индустрия развлечений, социальная сфера. Указанной льготой смогут воспользоваться 5,4 тысячи компаний. Величина «беспроцентного кредита» оценивается в 516 миллионов рублей. Кроме того, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года приостановлено начисление пеней за просрочку внесения платежей по договорам, заключенным с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга. Данная мера распространяется на договоры аренды земельных участков, объектов нежилого фонда и договоры на размещение нестационарных торговых объектов.

Ускорение бюджетных процедур

Для ускорения бюджетных процедур, в том числе в рамках госзакупок, город принял значимые меры поддержки поставщиков и исполнителей государственных контрактов. В течение 2022 года предоставлена возможность устанавливать повышенный размер аванса при заключении новых государственных контрактов на поставку лекарств и медицинских изделий (до 70%), строительство объектов в рамках адресной инвестиционной программы, а также ремонт дорог (до 50%).

В 2022 году подрядные организации могут претендовать на увеличение цены контракта и размера аванса по ранее заключенным государственным контрактам на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Учреждениям социальной сферы предоставлено право изменять существенные условия контрактов по поставке пищевых продуктов, оказанию услуг общественного питания (увеличивать авансирование и цены контрактов). С 3 до 10 миллионов рублей на период до 31 августа 2022 года увеличен размер начальной (максимальной) цены контракта на поставку жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. До 1 мая 2022 года приостановлено требование к государственным заказчикам по соблюдению предельных цен товаров, установленных Комитетом по государственному заказу Санкт‑Петербурга. Комитету по транспорту предоставлено право закупать трамваи и вагоны метро у единственного поставщика.

В условиях роста цен на основные строительные ресурсы планируется индексация цен государственных контрактов на строительство и реконструкцию объектов адресной инвестиционной программы Санкт‑Петербурга, ремонт дорог и искусственных дорожных сооружений. Также в целях поддержки строительной отрасли принято решение об индексации цен на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Отдельным блоком можно выделить меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. Количество малых и средних предприятий в Санкт-Петербурге превышает 300 тысяч, численность работников — более миллиона человек.

Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП является целью подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге». Мероприятия подпрограммы направлены на решение задач по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе для самозанятых граждан, повышению общественной значимости субъектов МСП в Санкт-Петербурге, содействию созданию благоприятной конкурентной среды. В рамках подпрограммы субъектам МСП предоставляют субсидии, льготное кредитование, методическую, консультативную и иную поддержку.

Бюджетом Санкт-Петербурга на 2022 год на реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрены средства в объеме 554,6 миллиона рублей. Это с учетом средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Санкт-Петербурга в качестве межбюджетных трансфертов на реализацию региональных проектов. Бюджетные ассигнования на указанные цели на 2022–2024 годы запланированы в объеме 4,4 миллиарда рублей.

Для расширения программ льготного кредитования Фонду содействия кредитованию малого и среднего бизнеса из городского бюджета выделен миллиард рублей, что позволит предприятиям получить льготный заем до 5 миллионов рублей на год по ставке 1%. При среднем расчетном размере займа 5 миллионов рублей выделенные средства обеспечат предоставление не менее 200 займов субъектам МСП.

Для субъектов МСП, основным видом деятельности которых являются научные исследования и разработки, организация выставок и форумов, гостиничная, санаторно-курортная и туристическая деятельность, на 2022 год снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и до 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. На 2022 год до минимально возможного уровня снижены ставки для промышленных компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения: 1% от доходов либо 5% по схеме «доходы минус расходы». Для ИТ-компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, аналогичные налоговые ставки установлены до конца 2024 года.

Социальная поддержка

Реализуемые в Санкт-Петербурге меры поддержки направлены не только на бизнес. Особое внимание уделяется оказанию социальной поддержки нуждающимся в ней отдельным категориям граждан. Более 240 мер социальной поддержки получают свыше 2 миллионов жителей города. По оценке экспертов, Санкт-Петербург занимает одно из лидирующих мест среди российских регионов по расходам на социальную помощь населению. При этом четверть всех расходов направлена на поддержку семьи, материнства и детства. Только на обеспечение ежемесячными выплатами более 40 тысяч детей в возрасте от трех до семи лет предусмотрено 4,7 миллиарда рублей.

Город, безусловно, выполняет все обязательства по установленной Президентом РФ новой ежемесячной выплате малообеспеченным семьям с детьми от восьми до 17 лет. Санкт-Петербург передал полномочия по осуществлению выплат Пенсионному фонду, предусмотрев субвенцию за счет средств бюджета в объеме 1,9 миллиарда рублей.

В Санкт-Петербурге реализуется и достаточно востребован новый инструмент оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам — социальный контракт.

В 2022 году не остались без внимания граждане старшего поколения. Дополнительные единовременные выплаты предоставлены инвалидам, участникам, ветеранам Великой Отечественной войны и другим категориям пенсионеров. Поддержка оказана на сумму 1,1 миллиарда рублей.

Предоставление региональных мер социальной поддержки ориентировано на достижение национальной цели по снижению уровня бедности. С начала года в Санкт-Петербурге региональные меры социальной поддержки были увеличены на 4%. В последующем принято решение о дополнительной индексации с 1 апреля 2022 года до уровня 8,4%.

С 2022 года Санкт-Петербург перешел на новый механизм расчета величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Величина прожиточного минимума превысила величину, установленную в целом по Российской Федерации, на 4%. В соответствии с поручением Президента РФ с 1 июня 2022 года увеличен прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Санкт-Петербурге на 10%. Пособия и выплаты, размер которых определяется с учетом величины прожиточного минимума, проиндексированы автоматически. На указанные цели планируется направить из бюджета города 2,3 миллиарда рублей. Указанные меры социальной поддержки позволят поддержать покупательную способность граждан и, как следствие, экономику города.

В бюджете Санкт-Петербурга предусматриваются расходы на оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (23,5 миллиона рублей), социальной и экстренной социальной помощи (524,6 миллиона рублей). Вместе с тем очень важно, чтобы социальные выплаты не замещали доходы человека от трудовой или предпринимательской деятельности, а наоборот, поощряли ее. Раньше социальная политика в большей мере предполагала прямые выплаты. Но социальные выплаты не всегда позволяют человеку наращивать свой трудовой потенциал, а финансовая устойчивость невозможна без трудовых или предпринимательских доходов.

В Санкт-Петербурге реализуется и достаточно востребован новый инструмент оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам — социальный контракт.

Современные механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных людей, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активным самостоятельным действиям по ее преодолению. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется и достаточно востребован новый инструмент оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам — социальный контракт. Мероприятия, включаемые в программу социальной адаптации в рамках социального контракта, позволяют пройти переобучение, устроиться на работу, организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность, получить поддержку в трудной жизненной ситуации. Объем средств, направленный в 2022 году на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, составляет 111,5 миллиона рублей, что превышает соответствующие расходы прошлого года почти в три раза.

Но при использовании данного инструмента необходимо акцентировать внимание на оценке эффективности оказания государственной социальной помощи с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им уровня бедности. Представляется целесообразным проводить мониторинг уровня среднедушевого дохода гражданина (семьи) в течение хотя бы трехлетнего периода.

Несмотря на экономические санкции, предприятия Санкт‑Петербурга продолжают работать, сохраняя рабочие места. В городе реализуются мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. На обучение работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, временное трудоустройство работников и организацию общественных работ направлено из федерального и городского бюджетов более 1,3 миллиарда рублей.

Общая стоимость реализации федеральных и региональных мер поддержки в Санкт-Петербурге оценивается в сумме 29,5 миллиарда рублей, из них выпадающие доходы федерального бюджета с нашей территории — более 6 миллиардов рублей, а недополученные доходы и прямые расходы бюджета города составят порядка 23 миллиардов рублей. Сумма для нас существенная, но и цель серьезная — достижение экономического суверенитета. Как второй по величине город страны, Санкт-Петербург не может оставаться в стороне от процессов структурной трансформации экономики. Задача экономического блока городского правительства — в рамках своих полномочий сделать этот переход для петербургского бизнеса и горожан менее болезненным.

Поделиться