Версия для печати 1092 Материалы по теме
Актуальные вопросы налогообложения и зачисления налогов

В настоящее время субъекты РФ готовятся к формированию бюджета на следующий год и плановый период, оценивают влияние на бюджетный процесс изменений в федеральном налоговом законодательстве.

Елена Юрьевна УСАЧЕВА, министр финансов Архангельской области

Введение института единого счета и единого платежа

Существенное воздействие на региональные финансы окажет принятие федерального закона о введении с 2023 года института единого налогового платежа и единого счета. Соответствующий проект закона принят в третьем чтении (№ 46702-8). Вносимые им изменения носят обязательный характер. При этом налогоплательщики будут перечислять единый налоговый платеж с указанием в платежном поручении только суммы платежа и ИНН налогоплательщика. Распределение поступивших средств в счет исполнения обязанностей по конкретным налогам будет проводиться налоговыми органами. Законопроектом предусмотрена унификация сроков уплаты отдельных налогов. На наш взгляд, реализация норм законопроекта несет определенные риски.

1 Предлагаемое изменение порядка уплаты налоговых платежей приведет к замедлению поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в течение года, а в отдельных случаях — к реальному уменьшению годовых поступлений. В отношении налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, подобные риски минимальны. В соответствии с нормами Налогового кодекса по большинству налогов, полностью или частично зачисляемых в федеральный бюджет (налог на добавленную стоимость акцизы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налог на добычу полезных ископаемых), установлены ежемесячные платежи с начислениями в соответствии с ежемесячно представляемыми налоговыми декларациями или начислениями в размере одной третьей части от начислений за предыдущий квартал согласно квартальной декларации. Соответственно, на регулярной основе производятся начисления налогов, есть возможность для своевременного принятия мер по взысканию задолженности, а также контролируется своевременное представление деклараций.

В отличие от федеральных большая часть налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты, имеют годовой налоговый период. В последние годы изменения в НК РФ привели к отмене отчетных периодов по ряду таких налогов при сохранении авансовых платежей (налог при применении упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций, транспортный налог). Данные новации не лучшим образом сказались на собираемости. Складывается ситуация, в которой налогоплательщикам выгодно не вносить авансовые платежи по налогам. Им интереснее производить уплату по окончании налогового периода и после сдачи декларации, а зачастую по требованию налогового органа. То есть фактически они кредитуются за счет регионального бюджета, поскольку привлечение банковских кредитов сложнее по процедуре и дороже. В то же время у налогоплательщика формально отсутствует задолженность по платежам в бюджет. Это позволяет в определенных случаях получать налоговые льготы, участвовать в торгах по государственным закупкам, дает иные преференции, что не отвечает принципу справедливости и равенства прав с добросовестными налогоплательщиками.

Новый механизм предполагает распределение единого платежа сначала в счет уплаты недоимки, затем налогов, авансовых платежей, страховых взносов — с момента возникновения обязанностей по их уплате пропорционально суммам таких обязанностей. При этом обязанность по уплате авансовых платежей возникает на основании направляемых налогоплательщиком уведомлений об исчисленных суммах налогов, уплаченных в качестве единого налогового платежа, в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих налогов (авансовых платежей). Предложенный механизм направления уведомлений выглядит недостаточно надежным, и многие плательщики сознательно или неосознанно будут его игнорировать. Уведомление — это просто бумага, не декларация, за непредставление которой предусмотрены санкции, не квартальный расчет, по итогам которого производились начисления налога. Законопроект не предусматривает никаких санкций за непредставление уведомления. При этом налогоплательщики уже привыкли не представлять данные о квартальных расчетных суммах налога. Вероятность того, что все они будут знать о такой норме НК РФ и заблаговременно представят уведомления, мала. Как вариант, авансовый платеж поступит раньше, чем придет и будет обработано соответствующее уведомление, и не будет участвовать в распределении в доле региональных отчислений. Все это вызовет сокращение собираемости налогов в доле региональных бюджетов.

Наше предложение

Полагаем, что требуется уточнение законодательных норм в части повышения статуса уведомлений об исчисленных суммах налогов и введения мер ответственности за несвоевременное их представление по аналогии с нормами, введенными в отношении налоговых деклараций.

2 Законопроектом предусмотрено изменение формулировки статьи 45 НК РФ в части прав налогоплательщика на досрочную уплату налогов. В предложенной редакции такое право дается только в отношении единого налогового платежа. Тем самым нарушается баланс интересов налогоплательщиков, региональных, муниципальных и федеральных органов власти. При реализации законопроекта будет невозможна досрочная уплата в бюджет какого-либо регионального или местного налога. А вся сумма досрочно уплаченных налогов будет на счете федерального бюджета.

Наше предложение

Считаем необходимым ввести механизм зачета досрочно уплаченных физическими лицами местных налогов с годовым налоговым периодом и отсутствием авансовых платежей. Срок внесения таких платежей составляет 11 месяцев после окончания налогового периода (1 декабря), что кардинально отличается от сроков и периодичности налогов, зачисляемых в федеральный бюджет.

3 Особый статус имеет налог на доходы физических лиц. При наличии наемных работников работодатель выполняет при выплате заработной платы функции налогового агента по удержанию из заработной платы налога и перечислению его в бюджет. Это платеж именно физических лиц, а не налогоплательщиков, являющихся работодателями. Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выплачивается не реже чем каждые полмесяца в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. Не существует никаких юридических и логических оснований для хранения работодателем сумм, удержанных с заработной платы работающих.

Налог на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты поступает в ежедневном режиме. Действующий порядок предполагает перечисление налога не позднее следующего дня после выплат физическим лицам. Искусственный перенос срока уплаты такого налога, удержанного налоговым агентом за период с 20-го числа предыдущего месяца по 19-е число текущего месяца, на конец месяца (25-е число) оставляет указанные средства в распоряжении налогоплательщика на срок до 37 дней и может привести к их направлению на иные цели. При этом при наступлении срока уплаты данные средства могут не быть реально восстановлены, и платеж может не состояться в установленный срок. Налог на доходы физических лиц является ведущим бюджетообразующим налогом региональных и особенно местных бюджетов. По отчету за 2021 год указанный налог сформировал 30% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Архангельской области и 81% соответствующих доходов местных бюджетов.

Предложенные новации приведут к тому, что подавляющая часть налогов будет уплачиваться в бюджет в конце месяца. Кроме того, в конце декабря большая часть работодателей в упреждающем порядке выплачивает заработную плату за декабрь и, соответственно, перечисляет налог на доходы физических лиц. Таким образом, при реализации законопроекта в первый год консолидированные бюджеты субъектов РФ будут иметь выпадающие доходы. Для Архангельской области они составят 2,2 миллиарда рублей.

Наше предложение

Считаем необходимым исключить требование по уплате налоговыми агентами налога на доходы физических лиц с применением механизма единого налогового платежа.

4 Изменение порядка уплаты и зачисления налоговых платежей приведет к утрате финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований возможности получать информацию о фактических налоговых платежах юридических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ. В настоящее время эта информация поступает от органов Федерального казначейства. Получение подобной информации от налоговых органов невозможно ввиду запрета согласно статье 102 НК РФ. Законопроект об изменении норм, касающихся предоставления подобной информации налоговыми органами, Государственная дума в настоящее время не рассматривает. Отсутствие данной информации отрицательно скажется на качестве формирования и исполнения региональных и местных бюджетов.

Налоговые изменения могут привести к увеличению заимствований

Предлагаемые изменения, позиционируемые авторами законопроекта № 46702-8 как упрощение порядка уплаты налогов и совершенствование налогового администрирования, могут привести к усложнению режима исполнения региональных и местных бюджетов. Периодичность перечисления средств из бюджета для финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления невозможно привязать к «усовершенствованным» срокам поступления в бюджет основных источников дохода. Расходы на практике осуществляются ежедневно. При зачислении доходов в предлагаемые законопроектом сроки кассовые разрывы между доходами и расходами бюджета будут требовать больших объемов кредитных заимствований, что, как следствие, приведет к увеличению бюджетных расходов на обслуживание государственного и муниципального долга.

Налогообложение малого бизнеса

Актуальными для формирования региональных и местных бюджетов остаются вопросы налогообложения субъектов малого бизнеса.

1 Ситуация обострилась в связи с отменой с 2021 года единого налога на вмененный доход. Ранее в соответствии с налоговым законодательством была полная привязка ЕНВД к месту осуществления деятельности. Большинство налогоплательщиков, применявших ЕНВД, перешли на упрощенную систему налогообложения. Регионы с целью компенсации потерь муниципальных образований передали часть налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения, в местные бюджеты. В то же время в соответствии с налоговым законодательством (пункт 6 статьи 346.21 Налогового кодекса) уплата налога при применении упрощенной системы налогообложения производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя и не связана с местом осуществления деятельности. Законодательство не запрещает перерегистрацию организаций в иных субъектах РФ, при этом не учитывается цель подобной перерегистрации. Зачастую она происходит с целью минимизации налоговой нагрузки в соответствии с региональным законодательством и расширенными правами регионов по установлению пониженных ставок налога. При этом непосредственно предпринимательская деятельность продолжает осуществляться на прежнем месте. Складывается парадоксальная ситуация — малый бизнес, осуществляющий деятельность на территории муниципального образования, не пополняет его бюджет.

Наше предложение

Считаем необходимым внести изменения в НК РФ, предусмотрев уплату налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения, по месту осуществления деятельности. При этом установить порядок распределения налогооблагаемой базы пропорционально доходам наемных работников по месту учета и деятельности налогоплательщика.

2 Еще одной проблемой, касающейся зачисления налогов от малого бизнеса, является уплата индивидуальными предпринимателями НДФЛ с зарплаты наемных работников при применении упрощенной системы налогообложения. В соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ в данном случае уплата налога предусмотрена по месту жительства предпринимателя в отличие от ситуации с применением ЕНВД, когда зачисление НДФЛ производилось по месту осуществления деятельности. Соответственно, при отмене ЕНВД и применении упрощенной системы налогообложения муниципальные образования, а в отдельных случаях и регионы, теряют свои доходы. Формулировка пункта 7 статьи 226 НК РФ предусматривает уплату НДФЛ налоговыми агентами по месту нахождения обособленных подразделений. Однако в соответствии со статьей 11 НК РФ это понятие установлено только для организаций. По месту осуществления деятельности налог уплачивается только при применении патентной системы налогообложения.

Наше предложение

Считаем необходимым установить общий порядок уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями с доходов наемных работников в зависимости от места осуществления деятельности и внести соответствующие изменения в НК РФ (статьи 11 и 226).

P. S. Приведенные в статье предложения по совершенствованию налогового законодательства направлены в федеральные органы власти, в том числе Минфин России, Государственную думу и Совет Федерации.

Поделиться