В июне текущего года обновлены федеральные подходы к оценке эффективности деятельности органов власти регионального уровня. Правительством внесены изменения в методики расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ. На каких принципах сейчас строится система оценки эффективности органов власти, что нового появляется в методиках и какие дополнительные показатели планируется учитывать в оценке в ближайшее время?
Наталья Александровна БУЯНОВА, ведущий консультант департамента методологии, анализа и консалтинга Компании БФТ
Часть 1. Институт оценки. Предыстория
Система оценки эффективности и результативности органов власти в России начала формироваться в 2006 году, с внесением в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 26.3.2 "Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации«[1]. В 2007 году указом Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» были утверждены 48 показателей для проведения такой оценки. Показатели отражали результаты в таких сферах, как экономическое развитие регионов, социальная защита населения, здравоохранение, демография и другие. Динамика количества показателей за период с 2007 по 2021 год в разрезе утверждающих актов приведена на рисунке.
За прошедший период времени количественный и качественный состав утверждаемых показателей неоднократно корректировался, отражая цели и приоритеты развития общества и государственного управления в определенном временном периоде. Показатели оценки эффективности деятельности органов власти варьировались по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, наука, культура, цифровая экономика. Анализ динамики нормативного регулирования системы показателей оценки демонстрирует, что показатели демографической направленности и показатели, описывающие доходы населения, уровень жизни (численность населения, продолжительность жизни, доходы граждан, уровень бедности, жилищные условия), стабильно сохраняются из методики в методику и контролируются ежегодно.
Часть показателей с течением времени исключены из системы оценки, например такие как: показатели, отражающие эффективность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, характеризующие энергоемкость валового регионального продукта, уровень преступности в регионе. Показатели по оценке населением деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов власти, применявшиеся с 2012 по 2017 год, трансформировались в единый показатель «Доверие к власти (доверие к Президенту России, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ)», который применяется начиная с 2019 года. В оценке эффективности на первый план сегодня выведена не просто работа региональных органов власти, но и личная ответственность высшего должностного лица субъекта РФ за ее результативность.
В начале 2021 года в систему оценки впервые был включен показатель «Цифровая зрелость», который отражает уровень использования отечественных информационно-технологических решений в деятельности органов власти и организаций в ключевых отраслях экономики
Развитие информационных технологий способствовало установлению новых требований к оценке эффективности государственного управления. Так, в начале 2021 года в систему оценки впервые был включен показатель «Цифровая зрелость», который отражает уровень использования отечественных информационно-технологических решений в деятельности органов власти и организаций в ключевых отраслях экономики: здравоохранении, образовании, городском хозяйстве и строительстве, общественном транспорте.
Ключевым направлением законодательных реформ стало повышение эффективности публичной власти для достижения национальных целей. В условиях действующего законодательства оценка деятельности органов власти проводится в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414‑ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Данный закон отражает изменения, внесенные в Конституцию России по результатам общероссийского голосования, состоявшегося в июле 2020 года. Документ существенно уточняет положения Федерального закона № 184‑ФЗ, действующие в текущем году. Внесенными в федеральное законодательство изменениями обновлена модель организации и деятельности органов публичной власти в России, что повлияло на необходимость уточнения подходов к оценке и контроля за результатами их деятельности.
Актуальные показатели оценки и национальные цели
В настоящее время для оценки эффективности деятельности губернаторов и органов исполнительной власти субъектов РФ используются 20 показателей[2]. Критерии оценки региональных органов власти направлены на достижение пяти национальных целей, определенных указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474[3] на период до 2030 года. Система оценки эффективности деятельности органов власти непосредственно связана с ключевыми показателями национальных целей, взаимное соответствие которых приведено в таблице.
Таблица. Взаимосвязь между национальными целями, ключевыми показателями и показателями оценки эффективности деятельности региональных органов власти
Национальные цели |
Ключевые показатели достижения национальных целей |
Показатели оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ |
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей |
Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации |
Численность населения субъекта РФ |
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
|
Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г. |
Уровень бедности |
|
Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70% |
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
|
Возможности для самореализации и развития талантов |
Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования |
Уровень образования |
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся |
Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
|
Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций |
Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности |
|
Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15% |
Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью |
|
Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 г. |
Число посещений культурных мероприятий |
|
Комфортная и безопасная среда для жизни |
Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год |
Количество семей, улучшивших жилищные условия Объем жилищного строительства |
Улучшение качества городской среды в полтора раза |
Качество городской среды |
|
Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% |
Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам |
|
Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза |
Качество окружающей среды |
|
Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза |
||
Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое |
||
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции |
Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения |
Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г. |
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета |
|
Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых |
|
Цифровая трансформация |
Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления |
«Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений |
Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% |
||
Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, до 97% |
||
Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. |
Как видно из таблицы, действующая система оценки ориентирована на достижение национальных целей развития Российской Федерации. Динамично изменяющиеся показатели оценки результативности и методики их расчета требуют максимальной полноты учета и эффективности использования имеющихся данных, а также системного мониторинга текущей деятельности.
Продолжение следует. В следующем материале мы проанализируем влияние новаций законодательства на подходы к оценке качества государственных услуг, рассмотрим новые показатели оценки, предлагаемые для внедрения, а также наличие и возможности инструментов, которые позволят обеспечить их достижение.
[1] Статья утратила силу с 1 июня 2022 года.
[2] Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 года № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
[3] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».