Реализуя контрольные функции, Управление Федерального казначейства по Республике Карелия особый акцент делает на проверке использования средств на реализацию национальных проектов и мероприятий государственных программ РФ, борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, социальную защиту граждан и инвестиций в социальную сферу.
Елена Михайловна ИГО, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия
Светлана Владиславовна АЛЕКСЕЕВА, начальник организационно-аналитического отдела Управления Федерального казначейства по Республике Карелия
Ориентированность контроля
Последующий контроль за реализацией национальных проектов, безусловно, является приоритетом в контрольной деятельности и одновременно важным звеном в общей системе прослеживаемости достижения поставленных национальными и федеральными проектами целей и задач, конкретных результатов и показателей. Перед контролерами стоит задача оценить не только законность расходования бюджетных средств, но и эффективность, результативность их использования.
В Республике Карелия с 2019 года реализуются мероприятия по 11 национальным проектам, разработано 48 паспортов региональных проектов. В 2021 году продолжена реализация большей части региональных составляющих национальных проектов. Проверки проведены в отношении соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета средств на реализацию отдельных мероприятий национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Демография», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт». Итоги некоторых из них представлены на рисунке 1.
Нацпроект «Образование»
Результаты контрольных мероприятий, проведенных в 2020 и 2021 годах по вопросам создания в Республике Карелия новых мест в общеобразовательных организациях (строительство школ), прежде всего показали проблему с соблюдением графиков строительства. Эта ситуация связана не только с неосвоением средств, выделенных региону на соответствующий финансовый год, но и со значительным продлением сроков достижения показателей результативности.
Итогом трехлетней реализации проекта стало появление в городе Петрозаводске школы, отвечающей современным условиям обучения. Всего же в Карелии должно быть построено три таких учебных заведения в общей сложности на 3650 мест. Еще 100 мест планируется создать путем реконструкции здания одной из действующих школ.
Нацпроект «Демография»
В 2021 году в соответствии с поручением Федерального казначейства управление провело масштабную проверку использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта», в том числе входящего в ее состав федерального проекта «Спорт — норма жизни», за
Проверками было охвачено пять значимых направлений субсидирования из федерального бюджета в объеме 191 миллион рублей. География объектов контроля представлена многими городами и районами Карелии. Федеральная поддержка направлена на развитие материальной базы спортивных школ, в которых преподают плавание, греблю, футбол, хоккей, гимнастику, борьбу. Отмечены отдельные случаи недостижения результатов в установленные сроки, а также приобретение оборудования с нарушением порядка согласования, предусмотренного правилами предоставления федеральных субсидий.
Нацпроект «Безопасные качественные дороги»
Предоставленные в
Главной целью ревизоров являлось подтверждение фактически достигнутых результатов, соответствия отремонтированных объектов включенным в региональный проект при его согласовании и предоставлении средств из федерального бюджета. Именно последнее условие отмечено в качестве проблемного аспекта при расходовании средств.
Нацпроект «Жилье и городская среда»
На системной основе осуществляются контрольные мероприятия в отношении расходов на реализацию федеральных проектов «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и «Формирование комфортной городской среды». Результаты проверок свидетельствуют о положительной динамике в реализации мероприятий по расселению граждан из аварийного фонда. Если ранее отмечалось отставание в выполнении планов, то в отношении региональной программы на
Для жителей региона имеет существенное значение достижение результатов федерального проекта, направленного на модернизацию и благоустройство городского пространства, повышение комфортности городской среды. Контрольные мероприятия, проводимые управлением, дополняют общую систему государственного, муниципального и общественного контроля и мониторинга за реализацией проекта. Риски были установлены в части неисполнения в срок проекта — победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Борьба с COVID-19
Определенным вызовом в работе ревизоров в 2021 году стало проведение внеплановых проверок в отношении предоставленных бюджету Республики Карелия межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Это поддержка мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией и оказание медицинской помощи заболевшим. Приобретение оборудования, средств индивидуальной защиты, лекарственных препаратов, оснащение диагностических лабораторий, создание коечного фонда, обеспечение выплат медицинским и иным работникам — таким был фокус контрольных мероприятий. Отмеченные проверками отдельные нарушения и недостатки приняты объектами контроля и устранены.
Инфраструктурные кредиты
Контроль за использованием средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов — новая задача органов Федерального казначейства. Сегодня УФК по РК осуществляет мониторинг соблюдения обязательных процедур в рамках выделенного региону инфраструктурного кредита. Организовано взаимодействие с ответственными органами исполнительной власти, анализируется информация об инвестиционном проекте, размещенная в ГИИС «Электронный бюджет».
Средства на капремонт
Контроль использования региональными операторами средств государственной, муниципальной поддержки, средств собственников помещений в многоквартирных домах для проведения капитального ремонта является отдельным полномочием Федерального казначейства, установленным статьей 186 Жилищного кодекса. Особая социальная значимость обуславливает ежегодное включение в соответствии с централизованными заданиями Федерального казначейства проверок по данному направлению в планы контрольной работы управления.
Основные вопросы исследования — исполнение краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, качество ее формирования и обеспеченность финансовыми ресурсами. Ревизоры обращают внимание на включение в региональную программу многоквартирных домов, по которым по результатам обследования выносят заключения о невозможности проведения капитального ремонта. Дома в последующем признают аварийными. Также системно наблюдается неисполнение планов капитального ремонта, в том числе связанное с сезонными особенностями выполнения работ.
Согласованность действий
Управление нацелено на тесное взаимодействие, обмен опытом и результатами как в сфере контроля, так и в рамках казначейского обслуживания бюджетов. Участие в работе межведомственных рабочих групп при прокуратуре Республики Карелия, совещания и встречи по наиболее рискоемким направлениям расходования бюджетных средств, информирование органов по компетенции о выявляемых нарушениях и рисках — этот конструктивный диалог способствует надлежащей оценке событий и фактов, а также предупреждению и предотвращению нарушений законодательства.
Многолетнее сотрудничество с региональным органом внешнего государственного контроля — Счетной палатой Республики Карелия — показало эффективность обмена информацией, представляющей взаимный интерес. Синхронизация планов контрольной работы способствует разнонаправленности в деятельности контрольных органов и снижению нагрузки на проверяемые объекты.
Внутренний государственный финансовый контроль, являясь инструментом объективный оценки, ориентирован на решение приоритетных государственных задач. Расширение полномочий и подконтрольной среды, появление новых форм и методов контроля, таких как бюджетный мониторинг, экспертно-аналитические мероприятия, развитие информационного пространства для получения и проработки информации о деятельности объектов контроля, синергия деятельности контролирующих органов и главных распорядителей средств обеспечат оперативность реагирования на риски. Следовательно, появится возможность не допустить их реализации и упредить нарушения, что в целом повысит эффективность контроля за правомерностью и результативностью использования бюджетных средств.